Форум » Беседы форумчан » О пастырской образованности.Из заметок историка. » Ответить

О пастырской образованности.Из заметок историка.

Евгения: Интересно.. [more]замечает Златоуст, священник (епископ) обязан употреблять все меры к тому, чтобы приобрести силу слова. В особенности, по Златоусту, пастырю нужно быть очень искусным в красноречии в том случае, когда ему приходится поучать с церковной кафедры людей с изысканным вкусом, людей, ищущих глубины и новизны в раскрытии предмета. Златоуст замечает, что образованное общество было очень взыскательно в отношении к проповеднику; он пишет: «Если бы случилось кому-либо из проповедников прибавить к своему слову небольшую часть из чужих трудов, то он большим подвергается укоризнам, нежели похитители чужого имения. Да что я говорю о чужих трудах? Проповедник не может пользоваться часто даже теми мыслями, какие изложены ранее им самим, и потому искусство слова у нас становится гораздо более необходимым, нежели у софистов». Златоуст дает совет, чтобы пастырь и самый искусный в красноречии ни на минуту не оставлял своей способности без усовершенствования. Вот его совет: «Кто обладает великою силою слова, даже и тот не освобождается от непрестанной заботливости об усовершении. Так как сила слова не природою дается, но приобретается образованием, то хотя бы кто довел ее до высшей степени совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным и прилежным занятием не будет развивать этой силы». Некоторые лица из духовенства во времена Златоуста говорили: к чему приобретать дар красноречия, когда сам Апостол Павел называет себя невеждою, и притом об этом пишет к коринфянам, которые славились и хвалились красноречием? Златоуст со всей энергией опровергает тех, кто вследствие такого основания охлаждали в себе ревность к приобретению церковно-ораторской способности. Он находит, что подобные лица вовсе не понимают Апостола, «они хвалят такое невежество, от которого Павел столько был далек, сколько не был далек никакой другой человек, живущий под небесами». Апостол, как никакой другой человек, разъясняет Златоуст, умел защищать истинное учение словом, значит, не был невеждой; он был невеждой только в отношении к изысканной и утонченной витиеватости языческих писателей. А что Апостол силен был в слове, на это приводит Златоуст многие доказательства, в укор возражавшим. «Скажи мне, — пишет Златоуст, — каким образом он переспорил иудеев, живущих в Дамаске! Каким образом взял верх над эллинистами? Не потому ли, что сильно побеждал словом? И никто не может сказать, что ему удивлялся народ, по молве об его чудесах, нет, в это время он еще не начинал творить чудес: он побеждал единственно словом своим. Член Ареопага, житель суевернейшего города, не за одно ли проповедание Павла сделался его последователем? А что было в Солуне, Коринфе, в Эфесе и самом Риме? Не целые ли дни и ночи кряду были проводимы им в истолковании Писаний? Что еще сказать о состязании с эпикурейцами и стоиками (Деян. 17, 18)? И так очевидно, что если и прежде чудес и при чудесах Павел расточал обильно слово свое, то неужели осмелимся называть невеждой того, кто беседой и проповедью своей приобрел себе великую славу. Почему ликаонцы приняли его за Меркурия? Что Павла и Варнаву сочли за богов, причиной этому чудеса, но что Павла приняли именно за Меркурия, причиной этому не чудеса, а слово» (Деян 14, 12). Златоуст далее спрашивает: «Почему во всей вселенной имя Павла наиболее обращается в устах всех?» И отвечает: «Не за превосходство ли его посланий, которыми он приносил пользу верным не только в то время жившим, но и приносит ее существовавшим с того времени до нынешнего дня и имеющим после существовать?» Святой отец энергично пишет: «Многие (из пастырей) и погибли, и сделались менее ревностными к истинному учению», вследствие того, что вообразили, будто Павел хвалился действительным невежеством, и решили быть невеждами. После этих рассуждении Златоуст спрашивает у этих действительных невежд в духовенстве: «Каким образом кто-либо, оставаясь невеждою, будет обличать противников веры и заградит им уста? Да и какая нужда заниматься чтением и литературой, если потребно лишь невежество? Все это, — что говорили невежды в духовенстве в свое оправдание, — все это, — замечает Златоуст, — только один вымысел, предлог, пустое извинение лености» со стороны их. Отсюда видно, как многого требовал Златоуст от пастыря по части образования. Другой великий святитель того времени Григорий Богослов также решительно требовал многостороннего образования со стороны пастыря. Григорий находит, что пастырю весьма прилично знать философию, как и другие человеческие науки, не говоря уже о науках богословских. Григорий, например, пишет: «Предстоятелю совершенно необходимо быть вместе и простым, и сколько можно более многосторонним и разнообразным для приличного со всяким беседе. Ибо одни, будучи по способностям младенцы, требуют самых простых первоначальных уроков, а другие имеют нужду в премудрости, желаемой совершенными» (1 Кор. 2, б). В частности, богослов должен иметь отчетливое понятие: о мире, о материи, душе, разумных существах и проч. Подобно Златоусту, Григорий Богослов твердо боролся против предрассудка, который, кажется, был очень силен между духовенством, именно, что будто нет надобности в учености для пастыря, когда сами апостолы, не отличаясь ученостью, однако же, силою духа победили мир. В опровержение этого предрассудка Григорий замечал: апостолы находились под особенным действием благодати, а пастыри церкви действуют среди обыкновенных условий и обыкновенными способами, а потому должны обладать образованием как наилучшим средством действовать на паству.Григорий в похвальном слове Василию Великому прямо объявляет, что подобного мнения держатся лишь невежды, желающие оправдать свое невежество. Он говорит: «Не должно унижать образование, как рассуждают об этом некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невежественными тех, кто, держась такого мнения, желал бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».[/more]

Ответов - 10

Sergey Sergeevich: Женя! Спаси Христос! Если бы еще нынешние попы читали подобные вещи...

Sergey Sergeevich: Евгения А зачем аватарку так обрезала? Было лучше...

Евгения: Спаси Христос!:)


САП: Sergey Sergeevich пишет: Если бы еще нынешние попы читали подобные вещи... Так нынешние лжепопы, к чему им ето, главное службу ладить, да требы справлять...

Sergey Sergeevich: САП пишет: нынешние лжепопы Э, э, я попрошу без оскорблений, а то у нас тут есть блюстители порядка, забанят почетного экс-админа. Проявляйте уважение, не сущности, а к званию. Вот офицера любой армии и службы мы назовем по званию и форме обращения "товарищ генерал", например. А какой мне товарищ и генерал, ежели он мент поганый, например. Однако, вежливость должна быть.

САП: Sergey Sergeevich пишет: Вот офицера любой армии и службы мы назовем по званию и форме обращения "товарищ генерал", например. Одно дело воинское звание, а другое полномочный представитель Божественной власти на земле. Вотрос из той же темы

Oleg23: Sergey Sergeevich пишет: Вот офицера любой армии и службы мы назовем по званию и форме обращения "товарищ генерал", например. А какой мне товарищ и генерал, ежели он мент поганый, например. Вот тут определиться треба, товарищ он тебе или поганый? А ты тут политкоректность, тьфу какая гадость, разводишь.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Одно дело воинское звание, а другое полномочный представитель Божественной власти на земле. Вотрос из той же темы Слово "поп" не несет в себе обязательного смысла, что это священник именно истинной Церкви. Священник - это именно функция, а не нечто самодостаточное. Вот слово "истина", "православие", "христианин" - самодостаточные понятия. А слова "поп", "иерей", "папа", "патриарх" - это абстрактыне по отношению к истине понятия. Такие же как "налой", "кадило", "храм" - понятия функциональные. Поэтому назвать попом или иереем еретического священника нисколько не зазорно, и политкоректность здесь ни при чем. Поэтому, постоянным позвякиванием резкими обличительными выражениями типа "лжепопы", мы не столько истину исповедуем (какую?), сколько бравируем и понтуемся. Одно дело в запале на эмоциях сказануть резкость, а другое дело хладнокровно жечь острыми словечками.

САП: Sergey Sergeevich пишет: Слово "поп" не несет в себе обязательного смысла Тогда уж "ваш поп","их поп", "рпцшный поп", чтоб дистанцироваться...

Александр_Емельянов: САП, дорогой, давай полюбовно... Пока что здесь на форуме безпоповских наставников никто не оскорблял (думаю, что и не собирается). Так что по поводу "лжепопов" - поосторожнее.



полная версия страницы