Форум » Беседы форумчан » Как (чем) мы молимся? » Ответить

Как (чем) мы молимся?

Сергей Петрович: Как-то разговорились с близким человеком о церковной (соборной) молитве. Возникло много мыслей и предположений. Хотелось бы услышать от участников форума, что каждый из нас понимает под молитвой. Приходим мы в церковь, кладем поклоны, начинается богослужение. Чем мы молимся? Устами, слухом, ногами? Какие у вас мысли и варианты? Думаю, основные наметки понятны, а подробно можно порассуждать.

Ответов - 63, стр: 1 2 All

Sergey Sergeevich: Мы, староверцы, молимся двумя перстами, а никоны - щепотью, в том наше главное с ними различие. Щепоть - это кукишь антихристов, а двуперстие - истинный крест!

Сергей Петрович: Сергей Сергеевич, это всё очень правильно и хорошо, но мой вопрос о другом. Нужно ли человеку слушать и понимать то, что пропевается и прочитывается? Молится ли чтец или певец? Молится ли стоящий и слушающий, например, кафизмы? Молятся ли те, кто просто выстаивает, то есть молится ли он ногами? Достаточно ли присутствующему за богослужением перебирать лестовку и творить Исусову молитву, всё остальное пропуская мимо ушей? А какой смысл от присутствия? Это можно не только дома, но и на всяком месте творить. Есть мнение, что и чтущий, например, канон, только устами и языком сотрясает воздух. Вот я и хочу послушать всех, кто как (чем) молится в церкви? P.S. И совсем уж крамольный вопрос: молятся ли болтающие в церкви, особенно во время кафизм. С выходящими из храма вопросов нет, они однозначно не молятся.

Dmitry91477: Присоединяюсь к вопросу и добавлю. О чем молимся в душе во время проведения Богослужений? Именно не воспринимая то, что произносится, но искренне?


Jora: На практике у беспоповцев "молиться" - это лишь когда кланяешься и крестишься. Едва ли такое понятие можно подтвердить от Отцов.

о.Василий: Ой...Петрович ты шутишь или не...люди и ногами и устами и очами и слухом молятся...а наш кафтанчик более иной раз Богу поклонение приносит...

Сергей Петрович: Dmitry91477 пишет: Именно не воспринимая то, что произносится, но искренне? Позвольте и мне тогда спросить: А это как? Стою я, ничОго не разбираю, а искренности - через край.

САП: Сергей Петрович пишет: Чем мы молимся? Устами, слухом, ногами? Какая разница, ежели не отречемся от мира вечно будем гореть...

о.Олег: Сергей, что есть по твоему отречение от мира?

САП: о.Олег пишет: что есть по твоему отречение от мира? То и значит, мир антихристов, ничего общего с ним иметь нельзя...

Сергей Петрович: САП пишет: ежели не отречемся от мира Здесь я с тобой согласен, а вот тут Какая разница никак. Если так рассуждать, то к очень многим традиционным вещам можно применить "какая разница". Но вопрос был не о том. Мы просто рассуждали, что есть молитва, вот я и решил (через месяц, кажется) спросить, как другие думают.

Сергей Петрович: о.Василий пишет: Ой...Петрович ты шутишь или не... Или не, отче. Не шучу. Интересно мне, насколько совпадают мои чувства и помыслы с иными людьми. Чему-то и поучиться хочу.

о.Олег: САП пишет: мир антихристов, ничего общего с ним иметь нельзя... Если б мир был антихристов, его бы уже давно не было.

о.Василий: о.Олег пишет: Если б мир был антихристов, его бы уже давно не было. Очень интересно...

Сергей Петрович: Ушли в сторону. Вернемся назад. Надо ли вслушиваться в песнопения и чтения, постигать их смысл? Для кого они писались? Для Бога? Ему вообще ничего не нужно, это всё нужно нам.

о.Олег: Сергей Петрович пишет: Надо ли вслушиваться в песнопения и чтения, постигать их смысл? Почему вы задаете такие вопросы? Если б не надо было вслушиваться в чтение и пение, тогда в церкви и службы не происходили, и книги до наших времен не дожили, т.е. их бы просто небыло.

САП: Сергей Петрович пишет: Чем мы молимся? Устами, слухом, ногами? Всем: умом, душой, телом.

Ivan: САП пишет: Всем: умом, душой, телом. Присоединяюсь к ответу. И - чуть добавлю: не умом, а - Умом. Человеческий ум слишком слаб, чтобы помыслить Бога, поэтому в молитве действует не наш ум, а Ум Божественный, Которому мы только причастны.

САП: Ivan пишет: И - чуть добавлю: не умом, а - Умом. Человеческий ум слишком слаб, чтобы помыслить Бога, поэтому в молитве действует не наш ум, а Ум Божественный, Которому мы только причастны. У меня того Ума нет, у меня уменок.

Сергей Петрович: о.Олег пишет: Почему вы задаете такие вопросы? Если б не надо было вслушиваться в чтение и пение, тогда в церкви и службы не происходили, и книги до наших времен не дожили, т.е. их бы просто не было. Потому что слышу, что читающий в храме канон просто сотрясает воздух. Вот и спрашиваю, сотрясает или молится? Я-то лично не сомневаюсь, что молится как читающий, так и молитвенно слушающий и пропускающий всё через себя. Если я в храме не разбираю слова, я могу отвлечься помыслами, тогда для чего я туда вообще пришел?

САП: Сергей Петрович пишет: Если я в храме не разбираю слова, я могу отвлечься помыслами, тогда для чего я туда вообще пришел? Посмотреть, постоять

Nikodim: Сергей Петрович пишет: Потому что слышу, что читающий в храме канон просто сотрясает воздух. Чтец, впервые видящий текст во время службы, действительно не вдумывается в его содержание, а ставит перед собой задачу хотя бы не сбиться и правильно произнести слова, так что о в данном случае полного молитвенного настроя достичь крайне трудно.

Ivan: САП пишет: У меня того Ума нет Не гневите Господа - этот Ум подаётся всякому.

Александра: Сергей Петрович пишет: Потому что слышу, что читающий в храме канон просто сотрясает воздух. Вот и спрашиваю, сотрясает или молится? Я-то лично не сомневаюсь, что молится как читающий, так и молитвенно слушающий и пропускающий всё через себя. Если я в храме не разбираю слова, я могу отвлечься помыслами, тогда для чего я туда вообще пришел? Сергей Петрович, когда человек оглашенный или новопросвещенный по своей неопытности много чего вообще на службе не понимает что к чему, ему не надо вообще службу посещать, что бы не терять время даром? Если человек что то в службе не понимает или не слышит, ему хотя бы надо просто творить про себя молитву и каяться Богу о своих грехах. К примеру, вы когда нибудь видали фото Храма Святой Софии, так если бы этот храм был полностью заполнен молящимися, то хочеш ты или нет, все равно не все услышишь или не все увидишь происходящее на службе. Но не где не встречается разрешения оставлять соборную службу без уважительной причины. А даже и наказывается епетимьей за это. Жизнь без церковной службы более походит на сектанство. Или если человек оставил мир и удалился в пустыню(отшельничевство).

Александра: А еще, когда человек ходит молиться в церковь, надо помышлять о своих грехах а не о чужих, (внемли себе).Дык и в жизни вообще также, себя надо в первою очередь исправлять и своих ближних, имею в виду домашних, тех, за которых в первую очередь придется дать ответ Богу на суде. Если человек себя начнет менять, то у него не оста ниться времени на чужие грехи смотреть. Простите.

САП: Ivan пишет: Ум подаётся всякому. Я имел ввиду, тот что принадлежит мне, а не тот разум, который подается.

САП: Nikodim пишет: Чтец, впервые видящий текст во время службы, действительно не вдумывается в его содержание, а ставит перед собой задачу хотя бы не сбиться и правильно произнести слова, так что о в данном случае полного молитвенного настроя достичь крайне трудно. Ага, как на концерте.

Александра: САП пишет: Какая разница, ежели не отречемся от мира вечно будем гореть... САП, что именно вам мешает отречься мира, если так страшна участь гореть в огне? И хотелось бы поподробней услышать от вас, что все же по вашему, мир.

Jora: Александра пишет: Жизнь без церковной службы более походит на сектанство. Действительно.

Сергей Петрович: САП пишет: Посмотреть, постоять Ага! Стало быть молимся глазами и ногами?

Сергей Петрович: Nikodim пишет: Чтец, впервые видящий текст во время службы, действительно не вдумывается в его содержание, а ставит перед собой задачу хотя бы не сбиться и правильно произнести слова, так что о в данном случае полного молитвенного настроя достичь крайне трудно. Не соглашусь с Вами. Когда мне приходится самому читать, я пропускаю смысл через себя, когда приходится вслушиваться в чужое чтение, вот тут - великая работа требуется. И это тогда, когда рядом находящиеся не отвлекают.

Сергей Петрович: Александра пишет: Сергей Петрович, когда человек оглашенный или новопросвещенный по своей неопытности много чего вообще на службе не понимает что к чему, ему не надо вообще службу посещать, что бы не терять время даром? Я об этом не говорил. Вы неверно растолковали себе смысл открытой мною темы. Было и у меня время, когда текст проходил мимо ушей, но, прилагая старание, можно его максимально к себе приблизить. Александра пишет: К примеру, вы когда нибудь видали фото Храма Святой Софии, так если бы этот храм был полностью заполнен молящимися, то хочешь ты или нет, все равно не все услышишь или не все увидишь происходящее на службе. О, нет, извините. Скорее всего, Вам не приходилось слушать поющих греков. Это - не наша "деревня" на фортиссимо-дириссимо, там поют профессионалы (не артисты, отнюдь). Греки уделяли огромное внимание церковной службе, учились петь и читать. Я по своему знакомому могу Вам сказать, когда он пел по византийским крюкам евангельскую стихеру, то и в притворе всё было слышно. И при отчетливом произношении. А душа так к небу возносилась. Восточное пение божественно, гортанно-азиатское (горловое, похожее на тувинское или калмыцкое) - приземленное, раздражающее, а не умиляющее. Впрочем, я и сам уклонился от темы.

Oleg23: Сергей Петрович пишет: Восточное пение божественно, гортанно-азиатское (горловое, похожее на тувинское или калмыцкое) - приземленное, раздражающее, а не умиляющее. Послухать бы.

Сергей Петрович: САП пишет: Ага, как на концерте. Нет, Сергие, это - не так, ты зря шутишь. Когда человек только начинает читать в храме, если он - не наглец по жизни и ему всё безразлично и все безразличны, то он испытывает как волнение, так и некий внутренний трепет, от страха Божия. Потом привыкает, становится смелее, но трепет не пропадает никогда, если же пропадает, то... пиши - пропало. Вот такое "масло масляное". Да, в первый период, от волнения в памяти может и не оставаться прочитанное, но постепенно чтец начинает слышать себя, я могу об этом сказать, потому что имею опыт постоянного чтения в храме не менее 15-ти лет, а домашнего и побольше, знаю, как начинаешь в первый раз читать текст, который чуть ли не наизусть выучил уже, а тут строчки прыгают, помыслы одолевают, "сейчас я книгу ему отдам, отдам, пусть сам берет и читает" или нечто похожее. И ты уже в помыслах идешь в нужное место и к нужному человеку и отдаешь ему книгу. В это время продолжается чтение, никто ничего не замечает, только ты. Привыкнуть нужно и к людям, их почувствовать. Иной раз кто-то тебе из присутствующих словно мешает, а нет его (её), то и тебе легче. И в новом месте начало непростое, надо слиться с народом воедино.

Сергей Петрович: Oleg23 пишет: Послухать бы. Он уже сильно постарел, и голос его ослаб.

Сергей Петрович: Александра пишет: Жизнь без церковной службы более походит на сектанство. Что Вы этим хотели сказать? Напоминает пропаганду советских и иных времен. Выставить пугало, чтобы люди ужаснулись, а понял кто из них хоть что-нибудь - какая разница? Секта - часть целого, часть, отколовшаяся от целого. Слово на редкость глупое, я бы советовал православным христианам его избегать. Простите Христа ради.

Сергей Петрович: Александра пишет: А еще, когда человек ходит молиться в церковь, надо помышлять о своих грехах Помышлять о грехах надо всегда и везде, а в церкви мы обличаемся, это обличение наводит нас на размышление и сокрушение. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. Вот, читаются кафизмы. Кто-то болтает, кто-то чай пьёт, кто-то по телефону разговаривает. А ведь там - пророчества! Вчера говорю с одним из моих близких людей, спрашиваю про традицию чтения Псалтыря. "Да где ты видел сейчас людей, - вопрошает он, - которые Псалтырь не за упокой читают?" Прискорбно подобное слышать.

Александра: Сергей Петрович пишет: Скорее всего, Вам не приходилось слушать поющих греков. Нет, вживую не приходилось, а вот записи слышала. Но, не в Греции ни где то еще, уже не увидешь переполненые храмы молящихся, как к примеру во времена Иоана Златоустаго, и прочих святителей. И все же, соборные службы никто не отменял. А вот за благочинием и благообразием следить не мешало бы вообщем.

Сергей Петрович: Александра пишет: И все же, соборные службы никто не отменял. Всё зависит не только от желания, но и от возможностей того или иного человека. Иногда гораздо больше пользы от постоянной уставной службы в домашних условиях, где никто и ничто не отвлекает, чем от службы в храме, на которую приезжают время от времени. На мой взгляд, христианин, пропускающий службу в храме, должен её полностью возместить в домашних условиях. Если ж он занимается иными делами, это означает, что в службе таковой не нуждается. Крепость христианина как раз и проверяется в его одиночестве, вдали от остальных, продолжает ли он быть христианином или превращается в светского человека. А службы наездами время от времени ничего не дадут. Потребность в них должна быть. Вот вам и пресловутое "сектанство". Страшно обмирщение!

САП: Александра пишет: что именно вам мешает отречься мира Семья. Александра пишет: что все же по вашему, мир. Человечество. Сергей Петрович пишет: Стало быть молимся глазами и ногами? Глазами смотрим, ногами стоим Сергей Петрович пишет: ты зря шутишь Со слов ССС сказал

Сергей Петрович: САП пишет: Со слов ССС сказал Как-то не подумал даже об этом. Что ж, приятное совпадение.



полная версия страницы