Форум » Беседы форумчан » Яса Чингиз-хана » Ответить

Яса Чингиз-хана

Severo: Справелив ли был дядя или "казаки" круче?))) Рогожские)))) Даже то, что сохранилось в предании от Ясы - благородней чем заветы Игната и т.д. При великом Чингиз-хане стала Сараевская епархия, он. положил христианство на Руси под своей защитой....много можно перечислять....чем тупых жадных князьков руских...которые друг друга мочиили в это время за каравай...при чем рашкинцы нифига не изменились с тех времен....

Ответов - 26

Евгений Иванов: Severo пишет: При великом Чингиз-хане стала Сараевская епархия, он. положил христианство на Руси под своей защитой.... Если учесть, что Русь раззорил его внук - Батый, на фольклор смахивает.

Severo: Это внук))...Чингиз-хан положил закон, за который по многим преступлениям полагалась смерть...в том числе за воровство и скупку краденного...этого так России не хватает...хоть на лет 20

Severo: Да...кстати про Батыя...А нечего было удельным князьям некоторым против своего сюзерена воевать, вот и получили по рогам


Евгений Иванов: Severo пишет: Чингиз-хан положил закон, за который по многим преступлениям полагалась смерть...в том числе за воровство и скупку краденного...этого так России не хватает...хоть на лет 20 Виталь, тебе людей не жалко? Вот украл он из квартиры, а его за это убили. Ты собственноручно карманника сможешь на смерть убить?

Severo: Евгений Иванов пишет: Виталь, тебе людей не жалко? Вот украл он из квартиры, а его за это убили. Ты собственноручно карманника сможешь на смерть убить? Не жалко а что я то сразу? Люди специальные. Зато порядок будет. Закон Чингиз-хана приняли все монгольские племена найдя его справедливым и объединились под его началом....а потом пошли и завоевали пол мира....но последнее лишнее конечно.

Евгений Иванов: Severo пишет: А нечего было удельным князьям некоторым против своего сюзерена воевать, вот и получили по рогам Он жену князя потребовали. К городу Рязани Катят трое сани, Сани развальные — Дуги расписные; Вожжи на отлете; Кони на разлете; Колокольчик плачет — За версту маячит. Первые-то сани — Все-то поезжане, Все-то северяне, В рукавицах новых, В охабнях бобровых. А вторые санки — Все-то поезжанки, Все-то северянки, В шапочках горлатных, В жемчугах окатных. А что третьи сани К городу Рязани Подкатили сами Всеми полозами. Подлетели птицей С красной царь-девицей, С греческой царевной — Душой Евпраксевной. У Рязанского князя, у Юрия Ингоревича, Во его терему новорубленном, Светлый свадебный пир, ликование: Сына старшего, княжича Федора, Повенчал он с царевной Евпраксией И добром своим княжеским кланялся; А добро-то накоплено исстари: Похвалила бы сваха досужная, В полу — глаз поглядя, мимо идучи. Во полу — столе, во полу — пиру Молодых гостей чествовать учали, На венечное место их глядючи, Да смешки про себя затеваючи: Словно стольный бы князь их не жалует — Горький мед им из погреба выкатил, А не свадебный!.. "Ин подсластили бы!" А кому подсластить-то?.. Уж ведомо: Молодым... Молодые встают и целуются. И румянцем они, что ни раз, чередуются, Будто солнышко с зорькой вечернею. И гостям и хозяину весело: Чарка с чаркой у них обгоняются, То и знай — через край наливаются. Только нет веселей поезжанина, И смешливее нет, и речистее Супротив княженецкого тысяцкого — Афанасия Прокшича Нездилы. А с лица непригож он и немолод: Голова у него, что ладонь, вся-то лысая, Борода у него клином, рыжая, А глаза — что у волка, лукавые, Врозь глядят — так вот и бегают. Был он княжеским думцем в Чернигове, Да теперь, за царевной Евпраксией, Перебрался в Рязань к князю Юрию Целым домом, со всею боярскою челядью. А на смену ему Юрий Ингоревич Отпустил что ни лучших дружинников, И боярина с ними Евпатия Коловрата, рязанского витязя, Князя Федора брата крестового! Не пустил бы князь Юрий Евпатия, Если б сам не просился: "Прискучило Мне на печке сидеть, а ходить по гостям Неохоч я,— про то самому тебе ведомо". Попытал было князь отговаривать: "Подожди, мол: вот свадьбу отпразднуем". Так стоит на своем: "Не погневайся: Я зарок себе дал перед образом Самому не жениться, не бабиться, Да и вчуже на свадьбе не праздновать, Хоть пришлось бы у брата крестового. Да и то, что хотел бы в Чернигове Повидать осударь — князя Игоря: Может, вместе сходил бы на половцев..." Замолчал князь. А княжичу Федору И перечить не след другу милому; Только обнял его крепко-накрепко, И обоим глаза затуманила Дорогая слеза молодецкая. И уехал боярин Евпатий с дружиною... Провожали удалого витязя Горожане и люди посельные, А почетные гости рязанские Хлебом-солью ему поклонилися, А молодки и красные девицы Долго-долго стояли, задумавшись, В теремах под окошком косящатым. Даже свахи — и те подгорюнились, Хоть ни ходу, ни следу им не было Во дубовые сени Евпатьевы, Во его во боярскую гридницу. А сам витязь-то словно не ведает, Какова есть на свете зазнобушка И кручина-истома сердечная: Подавай для него, что для ясного сокола, Только вольный простор вкруг да около. Отсидели столы гости званые; Поезжане свой поезд управили; Караваем князь Федор, с княгинею, Со своей ненаглядной молодушкой, Старшим родичам в пояс откланялся, Помолился в соборе Заступнице И поехал из стольного города В свой удел... На горе на обрывистой. Над рекой Осетром, над излучиной, Строен терем князь Федора Юрьича. Бор дремучий кругом понавесился Вековыми дубами и соснами, Сполз с горы, перебрался и за реку, Точно вброд перешел, и раскинулся В неоглядную даль, в необъездную... Зажил князь с молодою княгинею В терему, что на ветке прилюбчивой Сизый голубь с голубкою ласковой. И уж так-то ласкала княгиня Евпраксия, Так-то крепко любила милого хозяина, Что и слов про такую любовь не подобрано. А сама из себя — всем красавица: И собольею бровью, и поступью, И румяной щекой, и речами приветными. Будет год по десятому месяцу — Родила она первенца — княжича... Окрестили его на Ивана Крестителя И назвали Иваном, а прозвали Постником, Для того что ни в середу княжич, ни в пятниц: Не брал груди у матери... Федор-князь, На такой на великой на радости В новоставленный храм Николая Святителя, Чудотворца Корсунского, вкладу внес Полказны золотой своей княжеской... 2 По рязанским лесам и по пустошам Завелося под осень недоброе. Кто их знает там: марево, али и — зарево? Вот: встает тебе к небу, с полуночи, Красный столп сполыньей беломорскою; Вот: калякает кто-то, калякает... По деревьям топор ровно звякает... А кому там и быть, коль не лешему? Нет дороги ни конному там и ни пешему... Раскидали рассыльных — вернулися, Говорят: "Нас вперед не посылывать, А не то уж не ждать: со полуночи Мы того навидались-наслышались, Что храни нас святые угодники!.. Вы послушайте — что починается!.. От царя, от Батыя безбожного, Есть на русскую землю нашествие. Слышь: стрелой громоносною-молнийной Спал он к нам, а отколе — незнаемо... Саранча агарян с ним бессчетная: Так про это и знайте, и ведайте..." 3 Было сказано... Следом и прибыли Два ордынца, с женой-чародейницей, Все ж к великому князю Рязанскому И к другим князьям — Пронским и Муромским "Так и так: десятиной нам кланяйтесь С животов, со скотов и со прочего". Снесся князь с Володимером-городом И с другими, да знать уж, что втепоры Гнев господен казнил Русь без милости: Отступились со страхом и трепетом... Ну, тогда старый князь князя Федора Повещает, что вот, мол, безвременье... "Поезжай ты с великим молением И с дарами к нему, нечестивому... Бей челом, чтоб свернул он с Воронежа Не в Рязанскую землю, а в Русскую... О хозяйке твоей озаботимся..." Федор-князь и поехал... 4 И вот что случилося: Ехал Нездила Прокшич с князь Федором И за ними рязанские вершники, шестеро, В стан Батыев... проехали островом Подгородным; проехали далее, Островами другими, немеренными, И уж дело-то было к полуночи... Все — сосняк, березняк да осинник... Промеж листвы Издалека им стало посвечивать... Едут по лесу, на свет,— прогалина: Луг и речка; за речкой раскинуты Сплошь и рядом шатры полосатые — Стан и стан неоглядный... Кишма-кишат Люди — не люди, нет на них образа божьего. А какое-то племя проклятое, Как зверье окаянное якобы... Кто в гуне просмоленной, кто в панцире, Кто в верблюжую шкуру закутался... Узкоглазые все и скуластые, А лицо словно в вениках крашено. Шум и гам! Все лепечут по-своему; Где заржет жеребец остреноженный, Где верблюд всею пастью прорявкает... Тут кобылу доят; там маханину Пожирают, что волки несытые; А другие ковшами да чашками Тянут что-то такое похмельное И хохочут, друг друга подталкивая... Вдоль по речке топливо навалено И пылают костры неугасные. Сторожа в камышах притаилися... Обокликнули князя и с Нездилой,— Отозвались они и поехали Через весь стан к намету Батыеву. Всполошилась орда некрещеная: Сотен с пять побежало у стремени... Князь с боярином едут — не морщатся — Меж кибиток распряженных войлочных; Стременной Ополоница сердится, А другие дружинные вершники Только крестятся, в сторону сплевывая: На Руси этой нечисти с роду не видано... Закраснелась и ставка Батыева: Багрецовые ткани натянуты Вкруг столпа весь как есть золоченого. Одаль ставки, а кто и при пологе, Стали целой гурьбою улусники — Все в кольчугах и в шлемах с ковыль-травой; За плечами колчаны; за поясом Заткнут нож, закаленный с отравою, На один только взмах и подшептанный. Князя в ставку впустили и с Нездилой. Хан сидит на ковре; ноги скрещены; На плечах у него пестрый роспашень, А на темени самом скуфейка парчовая. По бокам знать, вельможи ордынские, Все в таких же скуфейках и роспашнях... Стал челом бить ему, нечестивому, Федор-князь, а покудова Нездила Подмигнул одному из приспешников И отвел его в сторону. Молит князь: "Не воюй-де, царь, нашей ты волости, А воюй что иное и прочее: С нас и взять-то прийдется по малости, А что загодя вот — мы поминками Кой-какими тебе поклонилися". Хан подумал-подумал и вымолвил: "Подожди: я теперь посоветуюсь... Выйди вон ты на время на малое — Позову..." Вышел Федор-князь — позвали... Говорит ему хан: "Согласуюся И поминки приму, только — знаешь ли?— Мало их... (Толмачами взаимными Были Нездила с тем же ордынцем подмигнутым.) Мало их,— говорит князю Федору Царь Батый,— а коль хочешь уладиться, Дай красы мне княгинины видети". Помертвел Федор-князь сперва-наперво, А потом как зардеется: "Нет, мол, хан! Христианам к тебе, нечестивому, Жен на блуд не водить, а твоя возьмет, Ну, владей всем, коль только достанется!" Разъярился тут хан, крикнул батырям: "Разнимите ножами противника на части!.." И розняли... Потом и на вершников, Словно лютые звери, накинулись: Всех — в куски, лишь один стременной Ополоница Из поганого омута выбрался... А боярина Нездилы пальцем не тронули... 5 Воротился боярин в Рязань, к князю Юрию, Доложил, что принял хан дары княженецкие, Что покончится якобы дело, как вздумано, А от князя поехал к княгине Евпраксии Забавлять прибаутками, шутками, россказнями, Чтоб по муже не больно уж ей встосковалося. Говорит: "Князем Юрием Ингоревичем К твоему княженецкому здравию Послан я, чтобы вестью порадовать. Федор-князь у царя у Батыя — состольником; Пополам и веселье и бражничанье; Отклонил бог беду неминучую: Воевать нас татаре заклялися И уйдут все по слову князь Федора. А какие они безобразные!" И пошел, и пошел он балясничать, Да ведь как: что ни слово — присловие. Показались те речи княгине занятными, Учала она Нездилу опрашивать: "Что за люд такой, что за исчадие? Вместо дома телега... А женщины С ними, что ли?.. Какие ж с обличия?" — "А такие, что смеху подобные, Из-за войлока выглянет — смуглая, Очи словно травинкой прорезаны; Брови черные; скулы навыпяте; Зубы дегтем уж, что ли, намазаны..." Балагурит он так, балагурит-то, А с самим собой думушку думает: "Вот постой, налетят, так узнаешь ты — Сколько жен по кибиткам их возится Да и как из намета-то ханского Отпускаются бабы — с рук на руки Ханским ближникам, ханским печальникам, А уж я за тебя, за голубушку, Отвалил бы казны не жалеючи..." 6 Загорелося утро по-летнему, Загорелось сначала на куполе, А потом перешло на верхушки древесные, А потом поползло по земле, словно крадучись, Где жемчужинки, где и алмазиаки У росистой травы отбираючи. Куманика перловым обсыпалась бисером; Подорешник всей белою шапкой своей нахлобучился И поднял повалежные листья, натужившись; С Осетра валит пар, словно с каменки,— Значит, будет днем баня опарена... У Николы Корсунского к ранней обедне ударили... И княгиня проснулась под колокол... К колыбели птенца своего припадаючи, Целовала его, миловала и пестовала, И на красное солнышко вынесла, На подбор теремной, на светелочный. Вот стоит она с ним, смотрит на поле, На лес, на реку, смотрит так пристально На дорогу, бегучую под гору. Смотрит... пыль по дороге поднялася... Скачет кто-то, и конь весь обмыленный... Ближе глянула — ан Ополоница, Не приметил княгини б, да крикнула,— Осадил жеребца, задыхается... А княгиня Евпраксия опрашивает: "Где же князь мой, сожитель мой ласковый?" Замотал головой Ополоница: "Не спросила бы, не было б сказано. Благоверный твой князь Федор Юрьевич, Красоты твоей ради неслыханной, Убиен от царя, от Батыя неистового!" Обмерла-окочнела княгиня Евпраксия, К персям чадо прижала любезное Да с ним вместе с подбора и ринулась На сырую мать-землю, и тут заразилася1 до смерти... И оттоле то место Заразом прозвалося, Потому что на нем заразилася С милым чадом княгиня Евпраксия.

Severo: Речь не о Батые, а о Ясе Чингиз-хана

Константин Беляев: Не жалко а что я то сразу? Люди специальные. Зато порядок будет. Зачем так? Можно пороть, например. Взял чмошник чинуша взятку - небольшую - на площади принородно 20-ть плетей! И не надо тюрьмы переполнять людьми, которые три копейки стырили.

Severo: Константин Беляев пишет: И не надо тюрьмы переполнять людьми, которые три копейки стырили. Зачем переполнять, сразу на плаху, тюрьмы вообще тогда можно отменить

Константин Беляев: сразу на плаху жалко. Одуматься может или может ето не он был - так часто бывает. А так -выпороли - и пусть гуляет.

Евгений Иванов:

alexa: Severo пишет: о Ясе Чингиз-хана Литературный памятник, вроде "сказания об идеальном государстве", каковые у всех народов были, но ни одним народом по этим законам не управляли. А вообще, по секрету, никаких "монголов" в Монголии нет...И почему Монголия такая отсталая страна? Потому что жила по "ясе"?

Severo: alexa пишет: А вообще, по секрету, никаких "монголов" в Монголии нет...И почему Монголия такая отсталая страна? Потому что жила по "ясе"? Потому, что политика последующих ханов была как у всех...деньги и жажда власти. А кто там раз не монголы? Да то что сейчас - мало интересует))...В Армении тоже армян нет, можно сказать....а потомки сирийцев и прочих турок

Константин Беляев: Severo ты как Унгерн прям!!!

Severo: Хто хто?)) Сейчас галку за мат поставлю

alexa: Про Монголию начала 20 века учили в школе, что там до трети взрослых мужчин в буддийские монастыри позаписывались. Тоже шамбалу искали, как барон Унгерн.

alexa: Severo пишет: Справелив ли был дядя Справедливо для кочевников, с ними по-добру нельзя, без угрозы наказания милосердие и доброта к "не ближним" не включается у детей гор и пустынь. Так что если хотел хан добиться дисциплины и мира на большой территории - путь один - жёсткое справедливое наказание. Метод также подходит для любого потерявшегося народа, однако - где ж в нашем мире взять мудрого правителя, а?

Константин Беляев: Severo пишет: Сейчас галку за мат поставлю Эх, серость московская....

Severo: alexa пишет: Метод также подходит для любого потерявшегося народа, однако - где ж в нашем мире взять мудрого правителя, а? В Монголии

Константин Беляев: Severo пишет: В Монголии можно и там!!

alexa: Вот в отношении Монголии современные "неакадемические" историки, похоже, правы. В Монголии живут буряты и киргизы. А "монголы" - так ни один народ в Монголии не называется.

Severo: да мне то, что до того кто там живет...хоть татары с чухонцами

САП: alexa пишет: В Монголии живут буряты БурятЫ - ето название русские выдумали для различных монгольских племен попавших в зону российского влияния

Константин Беляев: Ех, казачкИ!!!!

alexa: Просто посмотришь своими глазами, как живут кочевники сегодня (с РФ даже не сравнивайте, у нас при любом падении нравов до такого никогда не додумаются граждане) в родной среде обитания - и не верится, что из их народа мог выйти автор такого высокоморального сборника поучений.

САП: alexa пишет: Просто посмотришь своими глазами, как живут кочевники сегодня (с РФ даже не сравнивайте, у нас при любом падении нравов до такого никогда не додумаются граждане) в родной среде обитания Видел как буряты живут на границе с Монголией!



полная версия страницы