Форум » Беседы форумчан » Староверческая литература о духовной жизни. » Ответить

Староверческая литература о духовной жизни.

ДИМКА: В последнем номере "НК" в статье А.В. Муравьева А.В.Муравьева "Надо за свое держаться" автор сетует, что многие староверы начинают говорить об "умной молитве" по Никодиму Святогорцу и Феофану (Говорову).При этом указывается, что есть наши авторы, писавшие на эту тему. Вот бы хорошо указать списочек литературы именно старообрядческих авторов. Если кто знает, не сочтите за труд, укажите.

Ответов - 41, стр: 1 2 All

САП: ДИМКА пишет: При этом указывается, что есть наши авторы, писавшие на эту тему. Вот бы хорошо указать списочек литературы именно старообрядческих авторов. Наверно имеются ввиду дораскольные отцы.

Sergey Sergeevich: ДИМКА пишет: говорить об "умной молитве" по Никодиму Святогорцу и Феофану (Говорову). А что у сих авторов крамольного Муравьев не указал? А то вот в толковом Псалтыре есть толкования Оригена, Дидима, а у многих свв. отцов аскетов часты ссылки на Евагрия (проклятого вместе Оргиеном и Дидимом). Еще есть толкования от какого-то жида, забыл ФИО его, древнего конечно... Так что, можно сетовать, а можно и радоваться, что у никонов об умном делании много говрят и пишут, а "староверцы" вынуждены лапу сосать в поисках достойной литературы... Те же Никоны издали свщ. инока Дорофея и на русском и на славянском (точная копия дораскольной)... Сетовать надо на духовное убожество "старообрядчества" ...

САП: Sergey Sergeevich пишет: Так что, можно сетовать, а можно и радоваться, что у никонов об умном делании много говрят и пишут, а "староверцы" вынуждены лапу сосать в поисках достойной литературы... Те же Никоны издали свщ. инока Дорофея и на русском и на славянском (точная копия дораскольной)... Сетовать надо на духовное убожество "старообрядчества" ... А уж латыны сколько отцов издали и перевели! Итак о сем мощно привести многая и ясная указания, яко от нечестивых иже антихристами нарицающимися, аще и не последним: но обаче многажды множицею быть имело, и суть: не точию для человек потребнаго, но и Богу не противнаго, и для церкви православныя весьма полезнаго: якоже от Оригена сущаго еретика, но приято православною церковию, не только что толкования онаго на Псалтырь, и Апостол, но и целыя книги сочиненные оным, по указанному во святом писании и извещается. якоже в книге о священстве Иоанна Златоустаго, в житии онаго. и Барония, часть, 1. лист, 129. якоже Акилою и Симмахом и Феодоритом, сущими еретиками, и злейшими отступниками, и лице антихриста имущими: и таковыми сущеми бывшими по свидетельству Баронием в части первой на листу, 116, и 126, и 140. но соделанныя оными переводы Библии, церковь православная, не точию что отвергала, но еще в некоторых местах превышающее уважение над всеми преводниками давала. как писано о том в Граматике печатной при патриархе Иосифе, в предисловии, на листу, 33. и Максима Грека, книга, 3. слово, 10. лист, 91. такожде и во Псалтыре толковой переводу тогоже Максима Грека, во многих псалмех и стихах, приемлет от оных, и соупоминает уважение. сице и Псалтырь толковая, старописменная западнаго православнаго толковника, в предисловии на оную пишет. паки Дидим будучи еретиком с молодых лет сыи, но положенное от онаго толкование: на Псалтырь, и на Апостол, на многия стихи. и церковь православная не отревала, но и потомству предала. очесом зри в толковом Апостоле, и во Псалтыре в предисловии Максима Грека. к сим и самыи собиратель Псалтыри толковой, западнаго православнаго толковника, бывыи уже по 1000-щи лет, по сказанию предисловия оныя книги: сущии бискуп, папина благословения, и поставления. уже бывших от восточныя церкви отверженных, и лице последняго антихриста занимающих, иже первым настатием господствующаго на царстве римском, по писанному Кирилом Иеросалимским в знамение девятом. но церковь православная, как восточная, так и российская, оныя Псалтыри оригинала, соделаннаго таковыми, иже от православия отчужденными, и антихриста последняго лице составляющими, не только что отвергала, но паче приняла, и для пользы потомства своего и во многия экземпляры росписала: которыя и по днесь у любителей древности, существуют драгоценностию. И паки, греком имеющим быти еще безпорочно православными, по взятии Царьграда от турок. а молитвенныя богослужения, отправляющим по книгам, которыя печатаны были в Венецыи, и в Париже, очесом свидетельствует соловецкая челобитная, и Макария Виницкаго, и проч. иже и латынницы сущии, и уже собою тело антихриста последняго составляющии: и по повелению, или рещи и по благословению своего папы имеющаго быти главою, Христу противоположною, и антихриста место занимающию, таковая соисполняющии. то есть, печатающии книги. но церквь греческая, безсомнительно по оным богослужение отправляла. и ни от кого за то порицаема не была, но еще по премногу похваляема. по сих указаний зри Максима Грека слово, 37. и 61. и о правой вере, глава, 2 и 20. и благодатнаго дара чрез то не лишились. но еще и нашу российскую церковь, тем снабдевала: то есть; рукоположением патриархов России. как то: патриарха Иова: и прочих. И паки: якоже писано есть и в Просконитарии, Арсения Суханова; что в бытность его в Цареграде: глагола к нему патриарх Цареградскии, сице: яко мы рече: и сущих латынских книг не истребляем а только где ересь обрящется: то место помораем. и прочая. и так употребляли тыя книги для чтения. и таковаго положения греков при книгах и Арсении Суханов, ревностныи обличитель новизны, ни мало ни зазрел за сие, и в вину им не поставил: как и другия некоторыя недостатки, во оных находящиися обличал. зри о том книгу Просконитарию Арсения Суханова, часть, 4. июля во вторыи день. И сия убо книга между древними почитается за редкость. почему и сказано во святом писании, о книгах. како принимать таковыя. то есть, зане только бы имели быти по всему согласны с православием: а о писателях и проч.: нимало испытовати не вынуждает. и решительно того и не заповедует, кто бы не был таковыи в сложности от всяких порочных частей, по свидетельству преподобнаго Максима Грека, часть, 3. слово, 3. страница, 126. и того же часть, 2. слово, 15. страница, 306. сице глаголет: аще православен кто, или еретик: но точию бы православию не противное было, оным написанное. и прочая многая о сем указания обретаются в писании святом. И се ясная от святых указание: что еретиками иже антихриста тело и лице составляющими, и не точию по оных повелению, но даже и самою оных личностию сотворенное, или составленное, и к тезоименитству святости, имеющих вещей относительное. и вся таковая, имело быти православною церковию принято за здравое, и за полезное, без всякаго опасения, и без малейшия сомнительности. и не только что каковой либо вредности приносило православным, но еще служило, и до днесь для благочестивых служит орудием к исполнению спасительности душевныя. и для познания истинны. и прочая. и аще бы по приказанию таковых, или содеянное оными, кое либо вещественное художество иже к потребным тела служащее, или ко орудию со исполнении богослужебных принадлежное имело быть недостойным на приятие, и нарушительным спасительности душевныя, или приносящим каковую либо повредность вере: то в таковом случае: давно бы издревле нужно всем православным, а особенно и под властию таковых находящимся, то первое: или помереть каждому до единаго за оскудение потребных. а второе: или бо веру повредить и нарушить. но и при таких случаях, не только что не повреждались, но еще наиболее оживлялись благочестием. как писано о том в книге Максима Грека, и о вере книге острожеской печати [... 7. ...(?нрзб.) о вере гл. 1]. и не оскверняли душевнаго благородия пребыванием с таковыми. и принятием от оных поделия потребных вещей: аще веры православныя при себе не нарушали, и жительства християнскаго не теряли. http://starajavera.narod.ru/cvetnikVG.html


Konstantino: ДИМКА пишет: многие староверы начинают говорить об "умной молитве" по Никодиму Святогорцу и Феофану (Говорову) Брянчанинов цитирует многих древних святых когда говорит об "умной молитве" и в этом большой плюс его работы, в одном месте можно узнать мнение многих. Кстати он так же говорит что когда Паисий Величковский попал на Афон то был в шоке от того что Афон лишился опыта "умной молитвы" и все молятся страстно, разгорячая свою плоть.

ДИМКА: Sergey Sergeevich пишет: Сетовать надо на духовное убожество "старообрядчества" ... С апологетикой перебрали. Может все так кто-то писал именно о молитве?

САП: ДИМКА пишет: Может все так кто-то писал именно о молитве? А зачем? Если множество, авторитетных, дораскольных источников...

ДИМКА: Интересно проследить продолжение традиции.

САП: ДИМКА пишет: Интересно проследить продолжение традиции. http://nesusvet.narod.ru/books/skazanie_o_lestovke.htm

ДИМКА: Я думаю, что наши мало писали о молитве, потому что традиция Исусовой молитвы у староверов не прерывалась. Ведь писать начинают про то, что забывается. А если не забыто, чего писать? Я перед присоединением долго простоял в притворе страрооб.церкви и понаблюдал за немощными бабками, что на лавках сидят сзади. Они часто засыпают по немощи во время службы и можно слышать мерное похрапывание и практически непрестанное приговаривание: Господи Исусе Христе...Вот уж , где ум соединился с сердцем. " Я сплю, а сердце мое бдит".

Sergey Sergeevich: ДИМКА пишет: Может все так кто-то писал именно о молитве?САП пишет: Если множество, авторитетных, дораскольных источников... Да, нет жешь, то что не писали есть свидетельство того, что духовное делание не сильно волновало "староверцев". Потому очень редко сейчас (как и раньше, впрочем) встретишь настоящего молитвенника и аскета... честно говоря, не могу таких назвать, - есть подвизающиеся как-то, но ... увы...

Konstantino: Sergey Sergeevich пишет: Потому очень редко сейчас (как и раньше, впрочем) встретишь настоящего молитвенника и аскета... честно говоря, не могу таких назвать, - есть подвизающиеся как-то, но ... увы... Я когда был у никонов так они вообще запрещали удединение, скитское житие и т.д. без благословения на то "старцев". Сегодня читал "Древний Патерик или достопамятные..." http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/paterik/contents.html Ни слова о том что кто то у кого то должен что то спрашивать, уединяться это прямая обязанность и одно уз условий иноческой жизни. Sergey Sergeevich пишет: естно говоря, не могу таких назвать А сколько их в этом миру что бы о них все знали?

Jora: Konstantino пишет: Сегодня читал "Древний Патерик или достопамятные..." Видимо, не всегда. Как раз листал книгу о палестинском монашестве. Цитата, приписываемая Саве Освященному: "как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую". Ещё слова Феодосия Киновиарха: "Для меня, доселе неопытного в иноческом образе жизни, не безопасно наедине бороться с лукавыми духами. Посему остаётся мне сперва поучиться у святых отцов и затем уже наедине срывать плоды, произрастающие из безмолвия".

Konstantino: Может о предварении многие позабыли изложить свой личный опыт?

Схоластикъ: Цветник священноинока Дорофея.

ДИМКА: Схоластикъ пишет: Цветник священноинока Дорофея. Главу 31 о молитве Исусовой читать надо с опаской. Очень странное учение, противоречащее и общему содержанию книги и древним св.Отцам, и русским св. отцам (преп.Нилу Сорскому, например).

Схоластикъ: Каким образом? Вы ЦС редакцию читаете?

ДИМКА: 31 глава очень короткая. Если у Вас есть она на ЦС , есть резон сравнить с РУС.

Схоластикъ: Сравним, а вы пока напишите в чем оно противоречит кафолическому учению.

ДИМКА: Схоластикъ пишет: "....Тогда через год вселится в него Дух Святый. Через два года войдет в него Христос, Сын Божий. Через три-придет Отец.... И от всех сетей бесовских будет человек свободен во Христе Исусе."" Т.е. выходит, три года - и ты жилище св.Троицы. Это как у кришнаитов. Повторяй мантру "Харе Кришна" и через 6 месяцев станешь совершенным. Схоластикъ пишет: а вы пока напишите в чем оно противоречит кафолическому учению. Св.Отцы не полагали в достижении духовного совершенства таких определенных и ограниченных сроков. Вот представьте, человек 3 года молитву отбубнил и возомнил себя "обителью св.Троицы. " Попахивает" от таких наставлений...

о.Василий: ДИМКА это твое личное толкование на Дорофея?

ДИМКА: Давайте соборно истолкуем. Согласитесь, текст-то мутноватый. Цветник, гл.31 "....Тогда через год вселится в него Дух Святый. Через два года войдет в него Христос, Сын Божий. Через три-придет Отец.... И от всех сетей бесовских будет человек свободен во Христе Исусе."" Этож надо, за три года...Я уже 15 лет эту молитву "грызу". Какое там жилище, св.Троицы...

Схоластикъ: Про то, как в человеке будет жить святой Дух при усердии в умном делании, писали чуть ли не все отцы-"исихасты". Помните, где там Царство Божие находится? А сроки совершенно образные... очень характерно для Ветхого Завета, например. Да и чтение, естественно, нужно не механическое. Вы очень превратно толкуете Цветник. Я был бы поаккуратнее с выводами, а то если вас смущает этот пассаж, то при чтенеии прп. Симеона Нового Богослова, вообще решите, что Восточная Церковь приняла язычество. А чтение Песни Песней вообще противопоказанно.

ДИМКА: Схоластикъ пишет: А сроки совершенно образные... Да ничего образного. Конкретно и просто как в буфете.. А преп.Симеона подпрягать не следует, у него как раз оч.неопределенно по срокам. Милость Божия и человеческое произоление - про это у Симеона есть. Про сроки - ничего опредлененного.

Схоластикъ: Ну если вы себя уже во всем убедили, то тогда зачем разговор? Вам привести кучу мест из Писаний где на первый взгляд указано точное число? Я думаю, если человек приступит с полной верой и усердием, то сможет найти в себе Царство и за более короткие сроки. Вы не злитесь на сщ. инока, что у вас не получилось в эти сроки уложиться. Я не поэтому про преподобного упомянул. Вы таких образов и таких выражений как у него, еще у кого-то слышали? И против Паламы и против Симеона было много шум в их время. А вообще если не нравится, не читайте. Не хочется лишний раз давать вам повод хулить имя сщ. инока Дорофея.

ДИМКА: Схоластикъ пишет: Ну если вы себя уже во всем убедили, то тогда зачем разговор? Добро пожаловать к зеркалу. Схоластикъ пишет: Вам привести кучу мест из Писаний где на первый взгляд указано точное число? При чем тут св.Писание? Где у св.Отцов указываются такие КОНКРЕТНЫЕ сроки, как у Дорофея? Схоластикъ пишет: А вообще если не нравится, не читайте. Нравится, буду читать, кроме 31 главы. Схоластикъ пишет: Не хочется лишний раз давать вам повод хулить имя сщ. инока Дорофея. Элементарная ложь. Где я хулил имя Дорофея?

Схоластикъ: При чем тут св.Писание? Где у св.Отцов указываются такие КОНКРЕТНЫЕ сроки, как у Дорофея? При том, что сроки и цифры в Писании часто довольно образные. В чем ложь? Я сказал: не хочется давать вам повод хулить его имя, а не то, что вы его имя уже похулили. Начинается все с подобных разборов слов человека, а частенько заканчивается критическим разбором самого человека. А если 31я глава смущает, то не читайте. Но просто тогда надо аккуратно читать и Паламу с Исааком Сирином, а то если так сухо подходить их писаниям, то можно и до Варлаамизма допрыгать. Впрочем не думаю, что вам это грозит. Просто мне лично ясно, что тут сроки образны (как и сами числа)... и имеется ввиду усердная Исусова молитва, а не мантра. Первое требует осмысления, мантра требует лишь правильного произоношения звуков. Читая остальные главы, вы действительно считаете, что сщ. инок мог так считать?

ДИМКА: В 32 и 33 главах учение об Исусовой молитве изложено вполне кафолически. Поэтому я и говорю, что 31 глава находится в противоречии со всей книгой и последующим изложением учения об Исусовой молитве. Есть подозрение, что свщ.инок Дорофей переписал ее из сомнительного (мессалианского) источника. Может быть, эта глава позднейшая вставка. В разных редакциях Цветника есть разное количество глав.

Cergiy: Хоспади, ну признайте что там действительно написано неоднозначно. Мне тоже так кажется что как минимум мутно написано.

Схоластикъ: Вы уж определите как там написано мутно или "конкретно и просто как в буфете". Если 32я 33я написаны правильно, а 31я не правильно, то значит это не в главе проблемы, а в вашей интерпретации. Какие на Руси были мессалианские источники? Ну что за чушь вы говорите...

ДИМКА: Схоластикъ пишет: Какие на Руси были мессалианские источники? Ну что за чушь вы говорите... Мессалианские источники ходили во множестве. Подписаны были святыми для каждого православного именами (Макарий Египетский напр.) . Дело , конечно, в самой главе, а не в моей интерпетации, хотя в целом книга православная, а не мессалианская. Достаточно прочитать главу о причащении Тела и Крови Христовых - мессалианин такого не напишет. Различать просто надо...

имярек2: Хотелось бы обратить особое внимание на движение имяславцев и на их наследие " На горах Кавказа" и апологию Булатовича .

ДИМКА: имярек2 пишет: Хотелось бы обратить особое внимание на движение имяславцев и на их наследие " На горах Кавказа" и апологию Булатовича . Мощная тема. У Илариона Алфеева двухтомник есть про это. Оч.нетрадиционный взгляд.

имярек2: У имяславцев ??????

ДИМКА: У Илариона.

Схоластикъ: Просто надо понимать, что если Церковь что-то принимает, то труд авторитетен вне зависимости от того, кто реальный автор. Это вот в современной науки любимая тема про псевдо-Ареопагитов, псевдо-Златоустов и т.п. А что там про Причастие? А что там Песни Песней?

Схоластикъ: Просто надо понимать, что если Церковь что-то принимает, то труд авторитетен вне зависимости от того, кто реальный автор. Это вот в современной науки любимая тема про псевдо-Ареопагитов, псевдо-Златоустов и т.п. А что там про Причастие?

имярек2: ДИМКА пишет: У Илариона. Что нетрадиционного Вы нашли у Иллариона ? Если синодальщина и схоластическая латынщина - традиция , то , конечно , Илларион нетрадиционен .

Виталий Вараюнь: Иларион как раз в разделе схоластической латынщины + мистицизм.

имярек2: А , ну тогда и я - схоластический латын + мистик Вы его сами-то читали ?

ДИМКА: Угу. Рекомендую и Вам просмотреть. http://st-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr00.htm



полная версия страницы