Форум » Беседы форумчан » О ручной Пасхалии. » Ответить

О ручной Пасхалии.

САП: Старобрядческая Ручная Пасхалия, опубликованная Симоном, представляла собой особую редакцию, отличную от той, что помещалась в изданиях Типографической компании. Главное отличие заключалось в расположении цифр на пальцах рук в семистопные вертикальные колонки, тогда как в публикациях 1787 года колонки состояли из четырёх-пяти цифр. Принципиальная же схема счёта в обеих редакциях Ручной Пасхалии совпадала: две различные линии вычислений (лунные пасхальные термины на правой руке и солнечные на левой) соединялись через исправную букву, что позволяло установить дату Пасхи и даты всех передвижных праздников и постов. На трёх пальцах правой руки располагались 19 цифр пасхального лунно-солнечного цикла Метона. Номер Круга Луны каждого года определялся отдельными вычислениями для тысяч, сотен, десятков и единиц лет, а слагаемое четырёх цифр показывало окончательный результат. «Тысячные» вычисления основывались на том, что в каждую 1000 лет входило 52 полных 19-летних цикла и ещё 12 лет 53-го цикла; таким образом, каждая 12-я цифра, откладываемая от начала, показывает номер Круга Луны для каждого очередного тысячного года. Точно так же каждая пятая цифра показывала номер Круга Луны для каждой сотни лет (100 лет : 19 лет = 5 цикла и 5 лет), каждая следующая — Круг Луны для двух десятков лет (20 лет : 19 лет = 1 цикл и 1 год), а число единиц лет буквально показывало число лунных кругов. Например, если бы нам нужно было определить номер Круга Луны для 7264 г. от Сотворения Мира, то мы бы вели по руке следующую цепочку вычислений: определение «тысячного» числа: от числа 1 до числа 12 (для первой тысячи лет), от 13 до 5 (2000 лет), от 6 до 17 (3000 лет), от 18 до 10 (4000 лет), от 11 до 3 (5000 лет), от 4 до 15 (6000 лет), от 16 до 8 (7000 лет), т.е. первое слагаемое равняется 8; определение «сотенного» числа: от 1 до 5 (100 лет), от 6 до 10 (200 лет); определение «десяткового» числа: 1 (20 лет), 2 (40 лет), 3 (60 лет); 8 («тысячное» число) + 10 («сотенное» число) + 3 («десятковое» число) + 4 (единицы лет) = 25; поскольку сумма получилась больше 19-ти, то уменьшаем её на 19 и получаем номер круга Луны для 7264 г.: 25 - 19 = 6. Затем полученный номер Круга Луны отыскивался на пальце и совмещался с одной из исправных букв, которые располагались на тех же позициях. Запоминание расположения исправных букв на пальцах правой руки было, пожалуй, самым сложным в ручном пасхальном счёте. В нашем случае получается, что шестому Кругу Луны соответствует исправная буква «Р». Далее на левой руке отыскивался номер Круга Солнца для того же года. Цифры 28-летнего цикла юлианского календаря следующим образом располагались на пальцах левой руки. Как и в предыдущем случае, Круг Солнца опредлелялся сложением четырёх чисел, отдельно высчитанных для тысяч, сотен, десятков и единиц лет, входящих в номер данного года. Семистопный порядок расположения цифр позволял использовать в этих подсчётах только цифры, находящиеся на указательном пальце. «Тысячное» число показывала каждая вторая цифра, откладываемая в направлении сверху вниз от числа 20, которое соответствовало первой тысяче лет, точно так же «сотенное» число — каждая третья цифра, откладываемая от 16 вниз, «десятковое» число (для каждых двух десятков) определялось так же, как и «тысячное», а число единиц прямо показывало четвёртое слагаемое. Круг Солнца для того же 7264 г. от Сотворения Мира определяется так: определение «тысячного» числа: от числа 20 (1000 лет), до числа 12 (2000 лет), затем до 4 (3000 лет), до 24 (4000 лет), до 16 (5000 лет), до 8 (6000 лет), до 28 (7000 лет); определение «сотенного» числа: от 16 (100 лет), до 4 (200 лет); определение «десяткового» числа: от 20 (20 лет) до 12 (40 лет) и до 4(60 лет); 28 («тысячное» число) + 4 («сотенное» число) + 4 («десятковое» число) + 4 (число единиц лет) = 40, уменьшаем на 28 и получаем Круг Солнца для 7264 г. 12. Полученный Круг Солнца отыскивается на пальцах левой руки и совмещается с числом Вруцелета (вруцелетные цифры располагаются на тех же позициях. В нашем случае получается, что Кругу Солнца 12 соответствует вруцелетная цифра 1. После того содениняются две линии расчетов. На левой руке, содержащей 35 ключевых букв (или букв Ключа Границ Пасхи), расположение которых не так сложно запомнить. Отыскивается ключевая буква, найденная в ходе расчётов на правой руке (в нашем случае, буква «Р»). Затем от нижнего окончания того пальца, на котором располагается ключевая буква, откладывается вверх столько букв, сколько показывается число Вруцелета (в нашем примере 1), причём нижняя буква этого ряда уже считается первой. Получается, что для 7264 г. от С.М. Ключом Границ будет буква «о^» («от»). Она и указывает дату Пасхи с учётом того, что начальная буква этого алфавитного перечня «А» («аз») соответствует самому раннему сроку пасхального празднования 22 марта; последовательно откладывая числа от «аз» до «от», мы установим, что в 7264 г. от С.М. (1756 г. от Рождества Христова) Пасха была 14 апреля (по юлианскому календарю или по старому стилю). http://www.liturgica.ru/bibliot/pashalia.html

Ответов - 38

Евгений Иванов: Сейчас, придет Алексей Юрьевич и скажет, что считать по пальцам моветон. Надо отличать веру и технику счета. Вообщем, будем считать Пасху по Интернету, а иконы распечатывать и наклеивать. Главное, чтобы клей был "правильный".

Константин Беляев: СПА, спаси Христос! Надо тему закрепить!

Алексей Рябцев: Люди добрые! Вы что всерьез считаете, что технология вычислений (на пальцах, на бумаге, римскими цифрами, арабскими, славянскими, на калькуляторе, на деревянных счетах, на палочках) имеет какое-то значение? Что если вы на счетах посчитаете, то будет один результат, а на пальцах другой?


САП: Алексей Рябцев пишет: Что если вы на счетах посчитаете, то будет один результат, а на пальцах другой? К тому, что так традиционно расчитывал время Пасхи любой поп или уставщик, вот из Часовника начала 15в. И не нужно ничего реформировать, Пасха не совпадает с жыдовской на 3 дня по Матфею Правильнику, и Слава Богу!

Алексей Рябцев: САП пишет: Пасха не совпадает с жыдовской на 3 дня по Матфею Правильнику, и Слава Богу! Матфей Правильник жил в 14-м веке. А та часть его книги, которая описывает Пасхалию, написана в 16-м веке (это просто указано в тексте). Соответственно написана не им.

САП: Алексей Рябцев пишет: Матфей Правильник жил в 14-м веке. А та часть его книги, которая описывает Пасхалию, написана в 16-м веке Где? буква П глава 7 ...возьми, например, текущий 6843 год.

Алексей Рябцев: САП пишет: Где? А вот попробуйте сами найти, раз такой умный. В этой самой 7-й главе.

САП: Алексей Рябцев пишет: А вот попробуйте сами найти Так я вам уже ж нашел и привел из етой главы: возьми, например, текущий 6843 год. 14в. однако

Алексей Рябцев: САП пишет: 14в. однако Ничего не "однако", а совсем наоборот. Вы вот не пробовали по этой 7-й главе освоить пасхальные расчеты? И не пробуйте. Некоторые места написаны так, что если не знать заранее, о чем там речь идет, то ничего не поймешь. А некоторые места написаны вполне ясно. Потому что весь текст представляет собой смесь из старого текста и кучи новых (для того времени). А составлял человек (или несколько), который уже ничего не понимал и просто слеплял вместе цитаты, иногда, видимо, и "редактируя" в меру своего понимания. Уже из фразы "Господь претерпел спасительное страдание по наступлении 5539-го года от сотворения мира" видно, что человек знаком с ведущимися в 15-16-м веках спорами о датировке Рождества Христова и явно склоняется к католической датировке. Во всяком случае не признает Рождества Христова В 5500-м году по православной традиции. Но это общие рассуждения. А вот конкретика: "Например: в настоящем году равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет -16-го и так далее. Во времена Набонассара равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца." Этот кусок дает важнейшую информацию. Во-первых, он показывает, что составитель 7-й главы вообще НИЧЕГО не понимает в предмете, о котором пишет. Равноденствие 18-го марта было в 7-8-м веке. Сутки сдвига набегают за 128 лет, а не за 300 (и это было прекрасно известно в древности). Но не это главное. Главное вот что: Раз во времена Христа равноденствие было 23 марта, а во времена автора этого куска было 18 марта, то значит разница составляет 5 суток. Автор считает, что сутки набегают за 300 лет. Задача для первоклассников: сколько лет прошло от Христа до автора?

САП: Алексей Рябцев пишет: Ничего не "однако", а совсем наоборот. Думаю не составит труда найти "древнего" Матфея Правильника и свериться.

Алексей Рябцев: САП пишет: Думаю не составит труда найти "древнего" Матфея Правильника и свериться. Глубоко ошибаетесь. Я это пытаюсь уже лет десять сделать. В реальности доступны только русский перевод, а также славянский перевод сподвижника Никона (а, может, и основного идеолога никоновской реформы) Епифания Славинецкого. Ни к тому, ни к другому тексту особого доверия нет.

САП: Алексей Рябцев пишет: Глубоко ошибаетесь. Я это пытаюсь уже лет десять сделать. В реальности доступны только русский перевод Ну, в Википедии вот, что пишут: В 1346 году его перевели на славянский язык по указанию царя Стефана Душана. В это же время была создана сокращённая редакция «Алфавитной синтагмы». Из Сербии «Синтагма» попала в Болгарию, а затем в Валахию и Молдавию. Однако в славянском переводе греческие слова начинались на другие буквы, и структура сборника нарушалась. По заказу царя Ивана Грозного в середине XVI века в Молдавии был сделан перевод «Синтагмы» на славянский язык, но рукопись попала в львовский монастырь Онуфрия Великого и не была доставлена в Москву. Кто ищет тот всегда найдет!

Алексей Рябцев: САП пишет: Кто ищет тот всегда найдет! Это мне предлагается поискать? Или сами найдете и меня, негодного, опровергните?

САП: Алексей Рябцев пишет: Это мне предлагается поискать? В сети есть, вот к примеру сербская Ситагма 1390г.: http://digital.nb.rs/direct/RS-722

SPECTATOR: САП пишет: В сети есть, вот к примеру сербская Ситагма 1390г. Тамо je тек одломак...

САП: SPECTATOR пишет: Тамо je тек одломак... Так

Алексей Рябцев: САП пишет: В сети есть, вот к примеру сербская Ситагма 1390г Посмотрел я эту ссылку. На этом ресурсе 4 рукописи Синтагмы. Две вроде бы 14-го века и две 16-го. Одна 14-го века представляет собой обрывок рукописи без части о Пасхе. Во второй есть часть о Пасхе, но только обрывок из 3-х с половиной страниц. По нему ничего определить нельзя. Хотя текст читается вполне отчетливо.

САП: Алексей Рябцев я думаю можно еще найти, все таки Синтагма на Балканах не такой уж редкой книгой была, наверняка еще в каких нибудь интернет-библиотеках древние списки выложены.

Я: Алексей Рябцев пишет: Раз во времена Христа равноденствие было 23 марта, а во времена автора этого куска было 18 марта, то значит разница составляет 5 суток. Автор считает, что сутки набегают за 300 лет. Задача для первоклассников: сколько лет прошло от Христа до автора? Я вот уже очень давно не первокласник. Наверное именно поэтому так и не смог понять, откуда взялся 16 век. Если в 1335 г. равноденствие приходилось на 23 марта, то это ведь не значит, что именно в тот год оно и выпало на сию дату. Если по Матфею Правильнику разница набегает в 300 лет и к 1335 г. равноденствие уже в течение какого-то времени (предположим, года эдак с 1300) приходилось на 23 марта, то получается такая картина: 200 г. до н.э. - 100 г. н.э. (23 марта) 100 г. н.э. - 400 г. н.э. (22 марта) 400 г. н.э. - 700 г. н.э. (21 марта) 700 г. н.э. - 1000 г. н.э. (20 марта) 1000 г. н.э. - 1300 г. н.э. (19 марта) 1300 г. н.э. - 1600 г. н.э. (18 марта)

Алексей Рябцев: Я пишет: Я вот уже очень давно не первокласник. Наверное именно поэтому так и не смог понять, откуда взялся 16 век. А я вот не осилил Вашего вопроса. Я пишет: Если в 1335 г. равноденствие приходилось на 23 марта, то это ведь не значит, что именно в тот год оно и выпало на сию дату. Где это Вы увидели, что в 1335 г. равноденствие было 23 марта? Если черным по белому написано, что 23 марта равноденствие было во времена Христа (то есть в 1-м веке н.э.). Расписываю по шагам: 1) Во времена Христа равноденствие 23 марта. 2) Автор текста считает, что в его время равноденствие 18 марта. 3) Следовательно, со времени Христа до времени автора равноденствие сдвинулось на 5 суток (23-18=5). 4) Автор считает, что равноденствие сдвигается на одни сутки за 300 лет. 5) Следовательно, для того чтобы он сдвинулось на 5 суток требуется 1500 лет (5х300=1500). 6) Христа распяли в начале 1-го века. 7) 1500 лет - это 15 веков. 8) Следовательно, во время автора идет начало 16-го века (1+15=16).

Aleksey: Алексей Рябцев пишет: Где это Вы увидели, что в 1335 г. равноденствие было 23 марта? Если черным по белому написано, что 23 марта равноденствие было во времена Христа (то есть в 1-м веке н.э.). Да, интересно, невнимательность это или сознательная "подгонка" решения под принятый сейчас за "правильный" ответ?

Мария: Алексей Рябцев пишет: Где это Вы увидели, что в 1335 г. равноденствие было 23 марта? Aleksey пишет: Да, интересно, невнимательность это или сознательная "подгонка" решения Ну что же вы, товарищи... Видно же, что просто опечатка. Видно из дальнейших расчетов: Я пишет: 200 г. до н.э. - 100 г. н.э. (23 марта) Годы земной жизни Христа попадают в этот период.

Мария: Да и рассуждения Я более логичны. Алексей Юрьевич как-то уж точно как задачу для первоклассников решает: Алексей Рябцев пишет: 6) Христа распяли в начале 1-го века. 7) 1500 лет - это 15 веков. 8) Следовательно, во время автора идет начало 16-го века (1+15=16). А то, что промежуток постоянного равноденствия длится 3 века (!), это конечно в первом классе еще не учат учитывать. И распятие Христа вполне могло попасться на конец этого промежутка, а соответственно и время жизни Матфея Властаря смещается на 300 лет назад. А могло случиться и... Короче, вариаций не так уж мало.

SPECTATOR: Уффф... Наконец-то добралси до своего пароля... Ежели вы не поняли, Я - ето я!!! Aleksey пишет: Да, интересно, невнимательность это или сознательная "подгонка" решения под принятый сейчас за "правильный" ответ? Конечно же сознательная "подгонка"! Тебя специально обмануть хотел, на вот не вышло... Какая досада... Алексей Рябцев пишет: А я вот не осилил Вашего вопроса. Думаю, что Вы, Алексей Юрьевич, как человек умный, прекрасно всё поняли. Равно как и то, что «23 марта 1335 г.» было простой опечаткой. Такое иногда случается... В тексте "Синтагмы" нигде не сказано, что от Крестной смерти Христа до составления "Синтагмы" прошло 5 х 300 лет. Там написано лишь то, что в первой половине XIV века равноденствие, по мнению автора, приходилось на 18 марта, а во времена Христа - на 23 марта. И приведена таблица. Перепечатаю её здесь, переведя даты в привычный формат и разместив в ней замечания автора "Синтагмы" о Набонассаре, Филиппе Аридее и Христе. 1352 до н.э. --- 27 марта 1052 до н.э. --- 26 марта 752 до н.э. --- 25 марта время Набонассара 452 до н.э. --- 24 марта время Филиппа Аридея 152 до н.э. --- 23 марта дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть 148 н.э. --- 22 марта 448 н.э. --- 21 марта 748 н.э. --- 20 марта 1048 н.э. --- 19 марта 1348 н.э. --- 18 марта Причем в тексте, опять-таки, нигде не сказано, что именно в 1348 г. или 1335 г. равноденствие стало попадать на 18 марта. Там сказано просто, что "в наше время равноденствие 18-го марта, через 300 лет будет 17-го числа, еще через 300 лет - 16. и так далее" и "ныне же у нас равноденствие вообще 18-го марта". Из чего можно сделать вывод, что к тому времени, с точки зрения автора, оно уже в течение какого-то периода выпадало на 18 марта. Вот и получается такая картина: 800 г. до н.э. - 500 г. до н.э. (25 марта) --- время жизни Набонассара 500 г. до н.э. - 200 г. до н.э. (24 марта) --- время жизни Филиппа Аридея 200 г. до н.э. - 100 г. н.э. (23 марта) --- время земной жизни Христа 100 г. н.э. - 400 г. н.э. (22 марта) 400 г. н.э. - 700 г. н.э. (21 марта) 700 г. н.э. - 1000 г. н.э. (20 марта) 1000 г. н.э. - 1300 г. н.э. (19 марта) 1300 г. н.э. - 1600 г. н.э. (18 марта) --- время написания «Синтагмы» 1600 г. н.э. – 1900 г. н.э. (17 марта) --- через 300 лет после написания «Синтагмы» Оставляя в стороне вопрос о научной компетентности автора «Синтагмы», мы тем не менее должны признать, что у нас нет никаких данных о том, что этот труд был создан или отредактирован значительно позже середины XIV в. Вот и всё.

Алексей Рябцев: SPECTATOR пишет: Там написано лишь то, что в первой половине XIV века равноденствие, по мнению автора, приходилось на 18 марта, а во времена Христа - на 23 марта. Там не сказано, что "в 14 веке". Там сказано "в наше время" (сами же дальше пишете). SPECTATOR пишет: 1352 до н.э. --- 27 марта 1052 до н.э. --- 26 марта 752 до н.э. --- 25 марта время Набонассара 452 до н.э. --- 24 марта время Филиппа Аридея 152 до н.э. --- 23 марта дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть 148 н.э. --- 22 марта 448 н.э. --- 21 марта 748 н.э. --- 20 марта 1048 н.э. --- 19 марта 1348 н.э. --- 18 марта Классика! То есть для того, чтобы у Вас автор этого куска из книги Матфея Правильника попал в 1335 г., Вы Восресение Христово поместили в 152 г. до н.э.? Вместо приблизительно 25 н.э.?SPECTATOR пишет: Вот и получается такая картина: 800 г. до н.э. - 500 г. до н.э. (25 марта) --- время жизни Набонассара 500 г. до н.э. - 200 г. до н.э. (24 марта) --- время жизни Филиппа Аридея 200 г. до н.э. - 100 г. н.э. (23 марта) --- время земной жизни Христа 100 г. н.э. - 400 г. н.э. (22 марта) 400 г. н.э. - 700 г. н.э. (21 марта) 700 г. н.э. - 1000 г. н.э. (20 марта) 1000 г. н.э. - 1300 г. н.э. (19 марта) 1300 г. н.э. - 1600 г. н.э. (18 марта) --- время написания «Синтагмы» 1600 г. н.э. – 1900 г. н.э. (17 марта) --- через 300 лет после написания «Синтагмы» То есть Вы сходите из того, что вот равноденствие наступает в какой-то год, а потом триста лет считается, что оно там стоит. А для того, чтобы Вам получить нужный результат, надо признать, что Христос жил в конце такого трехсотлетнего периода, а автор текста - в начале. Но это настолько произвольное допущение, что никак принято быть не может. Равноденствие 23-го марта во время жизни Христа - это общепринятая дата для обоснования всей современной хронологии. Она была обозначена во многих и научных и совсем ненаучных сочинениях средневековья. Это дата вполне "точечна" - сто лет в любую сторону и уже не будет 23-го, а будет 22-е или 24-е. Автор текста эту дату (23-е) не сам вычислил. Он ее вычитал у кого-то, потому что самому вычислить у него квалификации бы не хватило (его знания абсолютно нулевые). При этом автор считает, что равноденствие УЖЕ СДВИНУЛОСЬ на 18-е марта (на 5 суток). Ни в каких сочинениях (ни древних, ни более новых) Вы не найдете подтверждения своего фантастического допущения о том, что равноденствие 23-го марта наступило за сто пятьдесят лет до нашей эры.

Мария: Алексей Рябцев пишет: его знания абсолютно нулевые

SPECTATOR: Алексей Рябцев пишет: Там не сказано, что "в 14 веке". Там сказано "в наше время" (сами же дальше пишете). Да ну? Там сказано: "пусть, например, дан будет настоящий 6843 год", "возьми, например, текущий 6843 год", "к настоящему 6845-му году". Это всё XIV век. Классика! То есть для того, чтобы у Вас автор этого куска из книги Матфея Правильника попал в 1335 г., Вы Восресение Христово поместили в 152 г. до н.э.? Вместо приблизительно 25 н.э.? Воскресение Христово, по мнению автора "Синтагмы" попадает в период, когда равноденствие, с его же точки зрения, приходилось на 23 марта. И я тут совершенно не при чём. Все претензии к автору "Синтагмы". То есть Вы сходите из того, что вот равноденствие наступает в какой-то год, а потом триста лет считается, что оно там стоит. Это не я исхожу, а Матфей Правильник. Алексей Юрьевич возмущается: Это дата вполне "точечна" - сто лет в любую сторону и уже не будет 23-го, а будет 22-е или 24-е. Матфей отвечает: ...через 300 лет равноденствие бывает уже днем ранее. Например, в наше время равноденствие 18-го марта, через 300 лет будет 17-го числа, еще через 300 лет - 16, и так далее. В 4156-м году от сотворения мира, по нашему вычислению, равноденствие было 27-го марта, около полудня, по меридиану Александрии; затем, через каждые 300 лет, равноденствию надлежало быть днем ранее... Алексей Рябцев пишет: Но это настолько произвольное допущение, что никак принято быть не может. Это допущение ничуть не более произвольно, чем Ваше. Я лишь хочу указать Вам на то, что если иходить из внутренней логики данного источника, оставляя в стороне "абсолютно нулевые" знания Матфея, то никаких свидетельств более поздней редактуры там нет. Да, Матфей искренне полагал, "что вот равноденствие наступает в какой-то год, а потом триста лет считается, что оно там стоит". Что тут поделать...

Алексей Рябцев: SPECTATOR пишет: Да ну? Там сказано: "пусть, например, дан будет настоящий 6843 год", "возьми, например, текущий 6843 год", "к настоящему 6845-му году". Это всё XIV век. Во-первых, я уже писал, что вся глава о Пасхалии - это смесь из разных источников (древних и поздних). Потому что если признать, что всю главу писал Матфей Правильник, то на основании этого куска придется отмести его как грамотного человека и авторитета. Люди, составлявшие Пасхалию, умели рассчитывать длину среднего синодического месяца с точностью до 22-х секунд. Они всё знали и про равноденствия и про полнолуния. А человек, описывающий их работу не знает НИЧЕГО. Ни про период сдвига равноденствия, ни про то, когда оно бывает. Ни в 16-м веке, ни 14-м равноденствия 18-го марта не было. В 14-м веке оно было 13-го марта, а в 16-м оно было 11-го марта.

SPECTATOR: Алексей Рябцев пишет: Во-первых, я уже писал, что вся глава о Пасхалии - это смесь из разных источников (древних и поздних). Потому что если признать, что всю главу писал Матфей Правильник, то на основании этого куска придется отмести его как грамотного человека и авторитета. Опять-таки, для того, чтобы утверждать составной характер главы о Пасхе, это надо доказать и обосновать. Но Вы же эту работу не проводили. Проведите, тогда и утверждайте. Ну не разбирался Матфей в пасхальных расчетах... Аристотель, вон, считал, что у паука шесть ног... Что ж нам его тоже в дураки записать. Но дело не в том, что данные из "Синтагмы" некорректны с научной точки зрения, а в том, что там четко говорится, что минимальный интервал между православной Пасхой и иудейским Песахом составляет три дня (причем Песах фигурирует как однодневный праздник). ибо малейшим расстоянием между ними полагается уже не один день, как прежде, а три дня. и эти данные относятся к XIV веку.

Aleksey: SPECTATOR пишет: Ну не разбирался Матфей в пасхальных расчетах... Так и зачем тогда еще что-то про его "расчеты" выяснять? Не разбирался, всем понятно. Значит, и выводы Матфея Правильника неправильны, о "трех днях" между песахом и Пасхой могут не быть правильными, ну "не разбирался" Матфей (или кто от его имени "вычислял") в астрономии, ну ошибся малость

Aleksey: SPECTATOR пишет: и эти данные относятся к XIV веку. на что Алексей Рябцев выше уже ответил: Ни в 16-м веке, ни 14-м равноденствия 18-го марта не было. В 14-м веке оно было 13-го марта, а в 16-м оно было 11-го марта. То есть ясно, что автор - полный профан в астрономии. Но когда жил, неясно по этим данным. Рябцев дату написания труда вычислил по другим данным из текста работы.

SPECTATOR: Aleksey пишет: То есть ясно, что автор - полный профан в астрономии. Автор мог быть каким угодно профаном в астрономии, но обычаи своей Церкви он знал - о них и писал.

Сергей Петрович: SPECTATOR пишет: Уффф... Наконец-то добралси до своего пароля... Ежели вы не поняли, Я - ето я!!! Новогодний подарок форуму.

Алексей Рябцев: SPECTATOR пишет: Автор мог быть каким угодно профаном в астрономии, но обычаи своей Церкви он знал - о них и писал. Как интересно! Он в этой же главе писал, что Христа распяли в 5539-м году. Это что, тоже согласно "обычаям Церкви"?

SPECTATOR: Алексей Рябцев пишет: Как интересно! Он в этой же главе писал, что Христа распяли в 5539-м году. Это что, тоже согласно "обычаям Церкви"? Видимо, Матфей считал именно так.

SPECTATOR: Сергей Петрович пишет: Новогодний подарок форуму. Увы мне, завтра опять без компутера останусь...

Алексей Рябцев: SPECTATOR пишет: Видимо, Матфей считал именно так. А если он (редактор; я-то считаю, что Матфей здесь ни при чем) в трех местах главы "считает" явную ахинею, то каковы основания доверять остальному содержанию?

SPECTATOR: Алексей Рябцев пишет: А если он (редактор; я-то считаю, что Матфей здесь ни при чем) в трех местах главы "считает" явную ахинею, то каковы основания доверять остальному содержанию? Те же самые, что доверять инженеру, не умеющему играть на скрипке.



полная версия страницы