Форум » Беседы форумчан » Поповщина в Карелии (продолжение) » Ответить

Поповщина в Карелии (продолжение)

Виталий Вараюнь: (Лен. Область, Приладожье, Ладога, Заонежье, Поморье и т.д.) Про сам Питер все ясно... приехали в основном из Гуслиц. Вот про Карелию мне Александр П. писал в самстаре: "До революции упоминаются приходы Б.И. в Карелии - их окормлял вл. Геронтий Лакомкин. Также упоминается некий епископ Беловодской иерархии, живший в Карелии. Был ли у него приход или нет - неизвестно." Вот бы еще что-нибудь узнать. В Питере Карванены и Вараюны (последние виснут в Канаде)...

Ответов - 92, стр: 1 2 3 All

Михайло: Iwанн пишет: Чудь собирательное название угро-финнов Так принято сейчас в науке, но есть и такие данные: "На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом."

Савл: я конечно не финоугорский филолог, но насколько знаю то звук "ч" в языке есть только у води и тот заимствован от русских. вообще с шипящими у угреватых финнов полная произнести не могут, непонятно как тогда они рассказывали ученым про чудь

Михайло: А вот вам совсем новомодная теория Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь — это древние арии (в более узком смысле — предки индоиранцев, а в более широком — предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов. Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много «иранизмов», то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля «иранское влияние» специалистами признавалось всегда.


Савл: Михайло пишет: А вот вам совсем новомодная теория Чу! Чудят чудаки.

Виталий Вараюнь: Дык я чего... индо-арийская миграция спокойно могла там побывать =)

Михайло: Савл пишет: Чу! Чудят чудаки. Если отталкиваться от этой теории, то "вара" у уважаемого Виталия означает: "двор", "огороженное пространство" как и по краеведу.ру ВАР, ВАРОК - Это и задний скотный двор при избе или где отдельно: загон, стойло, баз, базок А если по Далю: ВАРА - , варака ж. арх. карельск. ХОЛМ, горушка, бугор, взлобок; варик м. крутой пригорок.

Iwанн: Виталий Вараюнь пишет: Чу! Чудят чудаки Во-во, под чудь можно много кого записать. Тот же Жора-коммунист чем не чудной ?

Полихроний: Староверческие общины Новгородской области - Корельское Пестово, Корельские Дубки (сейчас - просто Дубки). Много, если не большинство, общин Ленинградской и Новгородской областей восходят к карелам, обрусевшим в 19 веке. В Музее этнографии СПб вепсская изба внутри - типично староверское жилище

Полихроний: С фамилией Вараюнь в СПб 2003 года - 8 человек

Виталий Вараюнь: Да, я видал... там даже образа явно наши стоят =) "8 человек"...5 из них - наши =)

Савл: Виталий Вараюнь просмотрел я вепский форум, картина примерно понятна. Отсутствие собственной интеллигенции в конце 19 века не позволило создать свой литературный. Позже уже было не до этого. Как понял подвижки в этом вопросе начались в последнее десятилетие. Но и тут видимо раскол. Питерские vs петрозаводские филологи. Эпоха неолингвизма. Какие-то вещи вызывают улыбку. Ребята не могут договориться, как по-вепски "спасибо" Kittä или spasibata. Одно явно финское, второе понятно откуда.... Короче, понятно что по-вепски vara это запас, других значений в вепском нет. Смущало то, что в некоторых балтофинских "вара" в переводе еще и "рано". У вепсов этого нет. Вот с junn - junj, сложнее. Опять же, если брать в сравнение балтофинские, где есть это слово, то -юнь это маленький кусок. Но в уничижительной форме, как ошметок, катышек. Пока все, что могу сказать в меру своего владения данным вопросом. Удивляет, что на форуме вепсов тишина, одни просмотры.

Aleko: Александр пишет: Надо сказать, что в Карелии сейчас нет ни поповцев, ни безпоповцев. Поморцы и потомки федосеевцев и филиповцев есть в разных нас. пунктах, причем в деревнях еще встречаются довольно часто. Я лично знаком с поморцами в Петрозаводске, Мед.горе, Данилово (на Выгу), есть даже семья в Кижах. В Повенце есть зарегистрированная община (правда весьма слабая). Виталий Вараюнь пишет: Про Вараюней и Карваненов я к тому, что мы походу единственные поповцы финно-угры (я вепс, он вроде финн). Если двигаться на восток, то наверняка есть поповцы среди Мордвы или марийцев, а так же удмуртов и Коми-Пермяков (есть приход РПСЦ в Кудымкаре), а вот такой народ как Коми-Язвинцы полностью поповцы (новозыбковцы), а среди этногруппы Коми-Зюздинцы есть белокриницкие. Iwанн пишет: Эту версию слышал, так же как у латышей - криви. Вот только наши в летописях себя кривичами называют, а венедами нет . Vene попало в финский язык с запада, где в старых хрониках встречается наименование славян как Венеды. Савл пишет: вообще с шипящими у угреватых финнов полная ... произнести не могут, непонятно как тогда они рассказывали ученым про чудь У коми-пермяков и удмуртов есть такие слова как "шудья" что значит чудь. а есть ритуальная детская игрушка-кукла (оберег) ШУДон-мунё. в обоих случаях корень Чуд. Но скорее всего это древнее заимствование из славянского от "чудь"-"чудный"-"чужой", для сравнения "немец"-"немъ яц" - не моего языка. Кстати так же Варвар - от западного Bar-bar непонятно говорящий (от него современное бла-бла) а в русском языке мы говорим что несешь всякую "чушь" т.е. говоришь непонятно, на языке чуди. Михайло пишет: Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). на урало-финском -кар это городище (укрепленная деревня, село и т.д.) Пример: Кудымкар, Шапушкар (Чебоксары)



полная версия страницы