Форум » Беседы форумчан » Староверы гордятся своими выдающимися банкирами? » Ответить

Староверы гордятся своими выдающимися банкирами?

Orthodox: Староверы гордятся достижениями своих единоверцев-банкиров?http://www.starover.religare.ru/print8056.html Общинная казна в центре, а вокруг нее – крупные и средние предприятия общинников, в свою очередь связанные со множеством мелких предприятий-поставщиков – такова была экономическая организация старообрядчества. В западном обществе источником капитала выступал сначала ростовщик, а потом банк, аккумулирующий средства миллионов вкладчиков и делящий с ними ссудный процент. В романовской России с запозданием на несколько веков развивался аналогичный процесс. А в старообрядческой России эта роль отводилась общинной казне. Когда общинных средств для растущей экономической активности не стало хватать, появились старообрядческие банки, но и они продолжали выполнять весьма специфическую, четко обозначенную роль заемного резерва конфессионального характера. [more]Поскольку нужда в стартовом капитале и оборотных средствах у староверов удовлетворялась общинной казной коммерческие банки староверов появились позже, чем у православных конкурентов. Первый Ссудный банк был учрежден через 10 лет после появления Петербургского частного банка. Отцами основателями Ссудного банка стали купцы-староверы Т.С. Морозов, И.Я. Лямин и братья Крестовниковы. Контрольно-ревизионная обязанность была возложена на купца-старовера Н.М. Борисовского – совладельца хлопчатобумажных фабрик и рафинадного завода, дружина которого потом выйдет на баррикады 1905 года. Еще одним руководителем стал грек Д. Ю. Миллиоти, сестры которого вышли замуж за Н.М. Борисовского и А.К. Крестовникова. В общем, все "свои" за исключением введенных в состав учредителей для представительских целей гофмейстера барона Ф. Бюлера, графа В. Мусина-Пушкина, камергера князя В. Шереметьева, которые никакими распорядительными полномочиями не обладали. Но у староверов не было специалистов в кредитно-финансовой области – обстоятельство, сыгравшее роковую роль. Управленческие функции были доверены Д.Д. Шумахеру, Г.Я. Ландау, оказавшимся нечистыми на руку. Разорение банка в 1875 г.стало первым в истории России банковским крахом. Масштабы старообрядческой деятельности в первые десятилетия XX в. достигли такого масштаба, что уже цитировавшийся выше Лященко утверждал, будто банкиры-староверы осуществили перестройку русского народного хозяйства, выведя его из эпохи промышленного капитала в эпоху капитала финансового. Бурышкин, признавая растущее значение банковского капитала в промышленности, считал, однако, что в отношении банкиров-староверов "действительность была противоположна". Старообрядческая Москва отличалась от православного Петербурга. Финансовые учреждения староверов (речь шла о Второвых и Рябушинских) обслуживали только "принадлежавшие этим группам промышленные предприятия, – фабрики и заводы" А вот как этот эпизод в истории русской экономической жизни выглядит при знакомстве с его неочевидной подоплекой. Юго-запад империи стал привлекать староверов в связи с превращением торговли зерном в один из важнейших источников дохода старообрядцев. К тому же, в этих краях в поясе, протянувшемся вдоль границы Украины с Белоруссией, Украины с Россией и дальше по югу России до сальских степей, существовали поселения староверов по численности не сравнимые с центральной, северной и северо-восточной Россией, но достаточные для ограниченных инвестиционных планов. Харьковские банки были учреждены с участием и получали льготные кредиты с помощью предпринимателей московской Рогожской общины Рябушинских, не имевших на то законного права. Возглавлял Харьковский Торговый банк А.К. Алчевский, из сумских староверов – "чумаков", некогда водивших соляные обозы в Петербург и сколотивших на этом среднее по тем местам состояние. Торговля солью исторически была первым источником накопления старообрядческих общин, изгнанных в XVIII в. на периферию обжитой части империи. В последней четверти XIX в. староверы заинтересовались строительством железных дорог и одновременно стали активно внедряться в нефтяную, угольную и металлургическую промышленность Юга, конкурируя с иностранными инвесторами, пользовавшимися протекцией Петербурга. Из двух петербургских банков, подхвативших близкое к банкротству ДЮМО, один – Учетно-Ссудный банк – был более поздним аналогом вышеупомянутого московского Ссудного банка, второй, которому отводилась главная роль – Волжско-Камский банк – был создан покойным к тому времени старовером В.А. Кокоревым. Земельный банк поставили на ноги Рябушинские. Предвосхищая события, "Московские ведомости" писали, что "г-н Ряпушинский привезет из Москвы два вагона своих "робят", коим раздаст акции" и подомнет банк под себя. Так, примерно, и произошло. Они сформировали портфель из 3,5 тыс. акций и распределив их малыми пакетами среди нескольких десятков новых акционеров, естественно, старообрядцев, заполучили большинство голосов в пользу своей кандидатуры председателя на общем собрании инвесторов. Для оздоровления банка было выпущено новых акций на сумму в 2,8 млн рублей. Гарантировать размещение займа вызвалась московская фирма, тоже старообрядческая. Как видим, никакой "рыночной стихии". События имели вполне определенный, хотя и не всем понятный смысл. За всеми без исключения приведенными Лященко примерами перехода могущественных московских банкиров "от ограниченных кредитно-финансовых операций на путь широкого грюндерства" на поверку скрывался все тот же "старообрядческий след". [/more]

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

Георгий Лоскутов: Шахназаров не старовер. Сайт никонианский. А я лично, мягко говоря, не горжусь.

о.А. Панкратов: Христианам это никогда не нравилось, и СПРАВЕДЛИВО, не нравится и теперь, но мировая экономика не существует без банковского сектора. И если всерьёз желаешь в этой экономике хоть нечто значить, каковое желание есть основа ВСЯКОЙ мирской независимости, с этим надо что-то делать. А именно: или идти в кабалу к ЧУЖИМ банкам, или создавать СВОИ. Старообрядцы 19-го - нач. 20 вв. пошли по второму пути. Но всё это уже почти древняя история. Банковский капитал староверов был уничтожен в 1917-1918 гг. и более не возрождался. А вот у РПЦ МП СЕГОДНЯ есть СВОИ банки. Например, АКБ "Пересвет", и не один он. Что отнюдь не является некоей тайной.

САП: о.А. Панкратов пишет: мировая экономика не существует без банковского сектора. Есть исламская банковская система, где не дают денег под проценты, а участвуют в прибылях и рисках предприятия.


о.А. Панкратов: В нач. 20 в., времени,о коем речь, никакой исламской банковской системы ещё не было.

САП: о.А. Панкратов пишет: В нач. 20 в., времени,о коем речь, никакой исламской банковской системы ещё не было. Я к тому, что старообрядцы-банкиры особенно голову не забивали, чтоб избежать греха ростовщичества. Относились к етому совершенно спокойно, на Рогожском от начала в уставе было записано, что появляющееся избытки капиталов давать под проценты, чтоб выручить барыш.

о.А. Панкратов: Не знаю, как вам, а мне представляется, мы не вправе их судить. Слишком многим из созданного ими доселе пользуемся. А исторический (а, быть может, и промыслительный) приговор им уже был вынесен, как уже говорилось, в 1917-м...

Георгий Лоскутов: САП пишет: на Рогожском от начала в уставе было записано, что появляющееся избытки капиталов давать под проценты, чтоб выручить барыш. Очень интересно. А источник можете привести?

Георгий Лоскутов: о.А. Панкратов пишет: Не знаю, как вам, а мне представляется, мы не вправе их судить. Анализировать - всегда вправе.

САП: Георгий Лоскутов пишет: Очень интересно. А источник можете привести? Из сборника "Старообрядчество" вот ета статья из того сборника. Вечером из дома могу точные выходные данные указать.

Георгий Лоскутов: САП пишет: Из сборника "Старообрядчество" вот ета статья из того сборника. Так там же речь идет о беспоповцах с Преображенского.

САП: Георгий Лоскутов пишет: Так там же речь идет о беспоповцах с Преображенского. Там статья о ростовщичестве у староверцев, а ета статья приложение к основной.

Георгий Лоскутов: Тогда, конечно, выходные данные очень пригодились бы.

САП: Георгий Лоскутов пишет: Тогда, конечно, выходные данные очень пригодились бы. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Выпуск 4 Расков Д.Е. «О процентной добыче и лихоимании»: отношение проценту в хозяйственной этике староверов // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Отв. ред. Е.М. Юхименко. М. «Языки славянской культуры». 2010. С. 655-673.

Георгий Лоскутов: Спаси Христос!

vinarevi55: о.А. Панкратов пишет: И если всерьёз желаешь в этой экономике хоть нечто значить, каковое желание есть основа ВСЯКОЙ мирской независимости, с этим надо что-то делать. А именно: или идти в кабалу к ЧУЖИМ банкам, или создавать СВОИ. Старообрядцы 19-го - нач. 20 вв. пошли по второму пути И неужто ж, таки, и нет другаго пути . Вот нужны банки христианом, и все тут . Ох, и не боитеся, Вы, иереюшко, Бога!

САП: Георгий Лоскутов пишет: Спаси Христос! Во славу Божью.

vinarevi55: САП пишет: Я к тому, что старообрядцы-банкиры особенно голову не забивали, чтоб избежать греха ростовщичества. Относились к етому совершенно спокойно, на Рогожском от начала в уставе было записано, что появляющееся избытки капиталов давать под проценты, чтоб выручить барыш. Толкование Афанасия Великого [i](2). Ходяй непорочен и проч. Учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем, если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию в этом, тому будет постоянное даяние благ. (Пс. 14). А великие заморачивлися, однако!

о.А. Панкратов: Вы так пишете, будто это лично я банки создавал. Но такого не было. И "хамова греха" стараюсь избегать. Чего и вам, и прочим желаю.

Евгений Иванов: САП пишет: Есть исламская банковская система, где не дают денег под проценты, а участвуют в прибылях и рисках предприятия. Она же акционирование или долевое ООО. По-любому, это под заповедь поподает. Ты присвоил себе то, что сам не заработал. По мне, оставить этот вопрос на совести верующих, за исключением иноков и духовенства.

Евгений Иванов: о.А. Панкратов пишет: А исторический (а, быть может, и промыслительный) приговор им уже был вынесен, как уже говорилось, в 1917-м... Вам бы приговор за такие слова и церковный и гражданский. Грех, конечно, но "коммунистов на столбы"!

о.А. Панкратов: ...А коммунистам тоже был вынесен приговор. В 1991-м, если не забыли:) "Воздастся комуждо по делом его".

САП: Евгений Иванов пишет: Она же акционирование или долевое ООО. По-любому, это под заповедь поподает. Ты присвоил себе то, что сам не заработал. Ты участвуешь в рисках.

Евгений Иванов: САП пишет: Ты участвуешь в рисках. Т.е. азартные игры не грех? Банкир тоже рискует. Есть мошенники, злостные неплательщики, долги которых банк продает за полцены. Что касаемо исламской модели, то у нее тоже есть недостатки. По кредиту расчитался и дело твое, а при совместном ООО, бизнес твоим никогда не станет. Долю банкира будешь выкупать по рыночной цене. При вкладе 50%/50% ты никогда не выкупишь. Доход получаемый тобой с твоей доли заведомо меньше, чем цена половины дела.

Евгений Иванов: Рябушинские: клан «врагов народа» Ольга Артемьева «Меценаты», «известные предприниматели, «крупные капиталисты», «враги советской власти» – Рябушинских называли по-разному. К ним всегда относились неоднозначно: и с восхищением, и с антипатией. Династия «капиталистических акул» вызывала одинаковую неприязнь как у императора, так и у вождя большевиков. Николая II удручали левые взгляды Павла Рябушинского, а Ленин одним из первых причислил его к «врагам народа». Семья миллионеров Рябушинских была хорошо известна в дореволюционной России. Их фамилия происходила от названия Ребушинской слободы Калужского наместничества, откуда они и вели свой род. Со временем фамилия поменялась с Ребушинского на Рябушинского. Правда, основатель рода Михаил Яковлевич до последних дней подписывался по-старому – с буквой «е». Это – первый Михаил Рябушинский работал приказчиком в Москве в купеческой лавке. В 1824 году он взялся за самостоятельную торговлю холстом, а через пять лет, скопив деньги, смог купить уже свой дом в Замоскворечье. Дело его процветало, и с годами ему удалось построить несколько текстильных фабрик. Вся жизнь отца-основателя клана прошла в методичной борьбе за рубль. Смысл своего существования он видел в непрерывном развитии и процветании основанного им дела, все остальное отходило на задний план. У Михаила Яковлевича было три сына – Иван, Павел и Василий. Воспитывал он их в строгости. Когда старший, Иван, ослушавшись отца, женился (по любви, а не по расчету), глава семейства сразу же вывел его из дела и лишил наследства. Павел под руководством отца продолжил заниматься организацией фабрик, а младший, Василий, – торговыми операциями. За старую веру Семья Рябушинских была старообрядческой, поэтому их напрямую коснулись правительственные меры, принятые в конце правления Николая I и направленные против торговой деятельности староверов. Так, с 1855 года Рябушинские лишились права быть записанными в купеческое сословие. Ситуация усугублялась еще и тем, что они относились к числу непреклонных старообрядцев, которых ничто не могло заставить поменять веру. Однако находчивый Павел вовремя прознал, что в городе Ейске в целях скорейшего его заселения распространены некие льготы для старообрядцев – там еще было возможно записаться в купечество. Он немедленно поехал туда и вскоре вернулся со свидетельствами, что он и его брат Василий являются ейскими купцами (пусть и последней, 3-й гильдии). Это давало некоторые преимущества при занятии предпринимательством. После смерти отца Павел Михайлович примкнул к так называемой прогрессивной части купечества. Общительный и жизнерадостный, он быстро приобрел авторитет среди московских коммерсантов. Он постоянно избирался в различные комиссии, в члены коммерческого суда, на выборные должности биржевого общества. Заводил он знакомства и в музыкальном, и литературном мире, увлекался театром. А вот младший брат Павла Василий отличался замкнутостью, необщительностью и стоял несколько в стороне от общественной московской жизни. С дамами у него отношения тоже складывались непросто – опять же в силу нелюдимого характера. В первом браке у него родилось шесть дочерей, однако союз оказался неудачным и закончился разводом. Средний брат пережил младшего. После смерти Василия Павел Михайлович создал «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями». Он взял в свои руки и банкирские дела фирмы. Вскоре текстильное товарищество Рябушинских стало одним из ведущих предприятий России. Однажды Павлу Рябушинскому удалось продемонстрировать всей стране, какой финансовой силой обладает его текстильная компания: он сумел спасти от краха московский Торговый банк. Репутация дорогого стоит Павел Михайлович умер в 1899 году. Семейный бизнес сконцентрировался в руках следующего поколения Рябушинских – Павла, Сергея, Степана, Владимира, Дмитрия, Михаила и Федора. Плодотворное сотрудничество братьев привело к тому, что их фирма получила исключительный авторитет в деловых кругах. В официальной справке о совладельцах фирмы Рябушинских отмечалось: «Стоящие во главе дела лица пользуются в торговом мире отличною репутацией; предприятие является одним из выдающихся среди однородных мануфактур». «Свое фабричное дело мы любили и ценили, – писал Владимир Рябушинский, – родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей; но сильно в нас сказывалась и мужичья кровь – тянуло нас к земле. Конечно, покупали землю, леса – сначала для фабричных надобностей, а потом отчасти и по какому-то влечению...». Со временем Рябушинские завели планомерное лесное хозяйство. Купец идет во власть Павел Павлович Рябушинский обладал замечательным качеством – умением примечать и поддерживать талантливых людей. Однажды произошел такой случай. Рабочий-электрик занимался ремонтом в одной из комнат дома. Павел Павлович зашел посмотреть на его работу и в беседе с рабочим обнаружил, что тот довольно прилично знает свое дело. Тогда он решил на свои средства отправить электрика учиться в Германию на инженера. Однако в историю Павел Рябушинский вошел не как благодетель, а как выразитель интересов нового поколения российских предпринимателей. Представители крупного капитала традиционно оставались в тени политических баталий, действуя через профессиональных политиков – лоббистов (знакомая ситуация, не так ли?). В начале XX века новые московские капиталисты, известные в то время под собирательным названием «молодые», решили действовать сами. Они считали, что вполне могут встать «у руля власти». В 1907 году Павел Павлович Рябушинский начал издавать газету «Утро России». Перед революцией она была одной из самых популярных. В первом номере газеты издатель заявлял: «Мы предлагаем создать новый для России тип политическо-культурной газеты, твердо веря, что только мощная культурная работа закрепит все наши политические завоевания... Политическая работа должна идти в органической связи с общекультурной...». Взгляды Рябушинского отличались некоторой «левизной», однако он утверждал, что говорить о социализме преждевременно, страна должна «пройти через путь развития частной инициативы». В 1915 году Павел Рябушинский стал официальным лидером московской буржуазии – его избрали председателем московского Биржевого комитета. Позже он возглавил Военно-промышленный комитет. В марте 1917 года Рябушинский выступил на съезде Всероссийской торгово-промышленной организации, призвав поддержать Временное правительство. Но в основных промышленных и земледельческих районах Европейской части России народ уже голодал. В силу объективных обстоятельств буржуазия оказалась в полной социальной изоляции. После падения Временного правительства закончилась и политическая карьера Павла Рябушинского. Братья по разуму Второй брат, Владимир Павлович Рябушинский, был человеком разносторонних интересов. Он увлекался европейской философией, что не мешало ему одновременно быть руководителем банковского отдела семейной фирмы и членом Центрального комитета партии октябристов. В то же время он был человеком глубоко религиозным; собирал древнерусские иконы. У него была прекрасная библиотека, где хранились книги по истории, натурфилософии, военному и морскому делу, географии, искусствоведению. Он обладал незаурядным мужеством. Известен случай, когда Владимир Павлович сумел задержать вооруженного грабителя, который явился в Московский банк явно не с мирными намерениями. Дмитрий Павлович Рябушинский закончил, как и другие его братья, Московскую практическую академию коммерческих наук. Наука стала делом всей его жизни. К концу 1904 года он основал в Кучино (подмосковном имении Рябушинских) хорошо оборудованный Аэродинамический институт. В апреле 1918 года Дмитрий обратился в Наркомпрос РСФСР с просьбой «принять под свою защиту Институт с его лабораториями, библиотекой, архивом и хозяйственными постройками». Кучинский аэродинамический институт просуществовал после этого под своим первоначальным названием только до 1921 года. Затем он был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт. А что же его основатель? Разумеется, он подвергся репрессиям – в том числе и за знаменитую фамилию. Отсидев положенное время в ЧК, он все же сумел добиться разрешения на выезд за границу (в 1935 был избран членом-корреспондентом Парижской академии наук). Степан Павлович Рябушинский, как и его брат Владимир Павлович, увлекался коллекционированием икон. Причем икона для него была не просто художественным произведением – это было воплощение живого религиозного чувства. Первые иконы он стал собирать, обращаясь к скупщикам, которые разъезжали по разным уголкам России. Он не жалел денег на покупку икон, хотя порой доставлялись они ему не в лучшем виде – загрязненные, с утратой красочного слоя. Степан Павлович в своем московском особняке устроил реставрационную мастерскую, где и приводил их в порядок. Михаил Павлович был директором правления харьковского Земельного и московского Коммерческого банков. От имени семейного клана в своей брошюре «Цель нашей работы» он рассказал о задачах российских предпринимателей. Увлекался он и коллекционированием живописи XIX – начала XX века. Очень интересовался антиквариатом: часто посещал московские антикварные магазины и лавки, приобретал старинную мебель, фарфор, бронзу. Постепенно он и сам стал недюжинным знатоком искусства. Федор Павлович был самым младшим в семье. Он с детства интересовался географией, его привлекали малоизученные области Сибири. Он собирался участвовать в научной экспедиции на Камчатку, разработал ее план и пожертвовал 200 тысяч рублей на ее организацию. Но Федор страдал чахоткой; из-за приступа болезни он вынужден был остаться дома. Его проект вошел в историю под названием «Экспедиции Рябушинского» (1908 – 1909); начальником зоологического отдела в ней был знаменитый впоследствии полярник Отто Юльевич Шмидт. Вскоре Федор Павлович умер, и уже на средства его вдовы была опубликована часть научных материалов «Камчатской экспедиции». Голые актрисы и молодой леопард Единственным братом-Рябушинским, не принимавшим участия в семейном предприятии, стал Николай Павлович. Он был не раз женат, но семейная жизнь у него как-то не складывалась… Он ударялся в бесконечные кутежи, на которые тратил несметное количество денег. Так, например, за два месяца на одну свою возлюбленную – певичку Фажетт из французского ресторана Aumont в Камергерском переулке – он истратил около 200 тысяч рублей. Одно только колье, подаренное им Фажетт, обошлось в 10 тысяч 200 рублей. Семье даже пришлось предпринять экстренные меры и взять опеку над транжирой. Правда, после того как опека была снята, загульная жизнь «Николаши» возобновилась. Много шума вызвало сооружение в Подмосковье виллы Николая Рябушинского «Черный лебедь», где, как поговаривали, устраивались «афинские ночи с голыми актрисами». Мебель, которая изготавливалась для этой виллы по специальному заказу хозяина, была украшена маркой в виде черного лебедя. Этот же знак – в черном овале силуэт лебедя с надписью «Вилла Черный лебедь» – был изображен на всех салфетках, посуде, столовом серебре, бокалах и рюмках. Новоселье справлялось с невиданной пышностью, гости были поражены, едва вступив за ворота сада: они увидели дорожки, обрамленные рядами высаженных в грунт пальм, и клумбу перед террасой, сплошь засаженную орхидеями и другими экзотическими растениями. На этом сюрпризы не кончились – в саду у собачьей конуры сидел на цепи молодой леопард! У входа в сад был воздвигнут мраморный саркофаг, увенчанный бронзовой фигурой быка, – здесь должны были покоиться останки хозяина после его смерти. В саду бил фонтан, прогуливались павлины и фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением. «Черный лебедь» была одной из самых роскошных загородных дач ближнего Подмосковья и помимо всего прочего славилась исключительной коллекцией картин старой и новой живописи, которую собрал Николай Павлович. Хозяин «Золотого руна» Однако и «Николаша» внес свой вклад в русскую культуру: на его средства издавался дорогой иллюстрированный журнал «Золотое руно», который объединил русскую живопись, литературу и музыку, связав их с общей философией искусства. Цель издания была заложена в его названии, которое сам редактор-издатель определял как «упорное искание того Золотого руна, которое скрывается не в какой-нибудь таинственной Колхиде, а здесь, в глубине русского народного духа»... Журнал объединил художников нового поколения и известных писателей-символистов – А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского. Вскоре Николаю Рябушинскому захотелось еще чего-то необычного, и он вознамерился устроить художественную выставку московских символистов. В 1907 году целиком на средства Николая Павловича открылась выставка «Голубая роза», которая стала настоящей сенсацией в московском мире искусства и была устроена с такой исключительной изысканностью, что подобного не видали никогда. Выставка благоухала цветами. Тихо и чувственно играл невидимый оркестр. Свои стихи читали Андрей Белый и Валерий Брюсов. Устроители выставки во главе с Николаем Павловичем стремились создать атмосферу полного погружения в искусство, что им с блеском удалось. Как бы там ни было, фигура Рябушинского и его начинания вызывали в основном ироническое отношение. Его купеческое происхождение плохо ассоциировалось с утонченными устремлениями, а новое искусство большинство современников вообще не желали признавать. «Купчина», «издерганный поросенок», «Лаврентий Великолепный» (почему Лаврентий?) – какими только прозвищами не награждали капризного покровителя искусств. Ни его издательская деятельность, ни собственное творчество не нашли признания у современников. Между тем, время показало, что Николай Павлович обладал и вкусом, и настоящим чутьем на подлинно художественные вещи. К концу 1909 года картежная игра, которой увлекался «Николаша», окончательно его разорила. Журнал пришлось закрыть, средств на выставки тоже не было. К тому же любвеобильный Николай Павлович испытал серьезную личную драму и даже предпринял попытку самоубийства, к счастью, неудачную. Брат за брата После революции многие Рябушинские оказались за границей – во Франции, Италии, Англии. «Наша семья странная, – писал Михаил Рябушинский, – годами мы иногда не видимся друг с другом, часто ссоримся и холодны и равнодушны при встречах, и в то же время внутренне очень близки». Капитал, размещенный в иностранных банках (а именно, 500 тыс. фунтов стерлингов), позволил им продолжить бизнес. Первое время дела шли совсем неплохо. Конечно, их предпринимательская деятельность за границей была более скромна, чем на родине, но они смогли даже заниматься благотворительностью. Семья Дмитрия Павловича вынуждена была бежать из России после того, как группа вооруженных людей ворвалась в их дом в Кучине и устроила там погром. С 1919 года Дмитрий Павлович жил с семьей в Париже, получил в Сорбонне степень доктора математических наук, выступал с докладами в Оксфорде и других университетах. Также в Париже он основал научно-философское общество, которое стало одним из центров русской мысли за рубежом. Горемычный же Николай Павлович, оказавшись после эмиграции в Париже, сразу попросил денежной помощи у братьев. Для открытия собственного дела ему была выдана «беспроцентная ссуда сроком до востребования». Братья помогли ему завязать новые связи с антикварами, и вскоре Николай Павлович открыл приличный антикварный магазин на авеню Клебер. Продолжил он заниматься и живописью – ему удалось устроить выставку своих картин и выпустить каталог. Впоследствии художник, побывавший в гостях у Рябушинского, писал: «Днем Рябушинский продает антиквариат, ночи он делит между своими картинами и своей молодой женой. И я думаю, что сегодняшний Рябушинский с его манией живописи и с его прелестной женой даже богаче прежнего Рябушинского, когда он был одним из самых богатых людей на Святой Руси, потому что живопись и любовь гораздо более драгоценны, чем золото и его власть». И все же после Великой депрессии 1930-х большинство предприятий Рябушинских разорилось. Тяжелыми выдались для братьев и годы Второй мировой войны. Однако при всех своих удачах и неудачах Рябушинские много сделали для культуры русской эмиграции – а вот родина забыла о них надолго. И не просто забыла: две сестры, Надежда и Александра Рябушинские, оставшиеся в Москве, погибли в 30-х годах на Соловках, и даже дата их смерти неизвестна. Казалось, годы советской власти должны были и вовсе вытравить каленым железом любую память о талантливой семье Рябушинских – скупые строки о них можно найти разве что в воспоминаниях художников и писателей (с легкой руки транжиры Николая) и ученых (благодаря «запрещенному академику» Дмитрию и младшему брату, Федору). И все же эта фамилия не забыта. И непростой опыт Рябушинских, возможно, принесет пользу будущим предпринимателям. Список литературы The CHIEF №6-7(61) 2007 Источник: http://www.artsait.ru/art/r/rybushinsky/main.htm

Евгений Иванов: Рябушинский Николай Павлович - собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар. Происходил из известной семьи Рябушинских. После смерти отца вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир московской богемы. По ссылке несколько работ http://www.artsait.ru/art/r/rybushinsky/art1.php

Евгений Иванов: А вот так выглядел его брат

САП: Евгений Иванов пишет: Т.е. азартные игры не грех? Банкир тоже рискует. Есть мошенники, злостные неплательщики, долги которых банк продает за полцены. Что касаемо исламской модели, то у нее тоже есть недостатки. По кредиту расчитался и дело твое, а при совместном ООО, бизнес твоим никогда не станет. Долю банкира будешь выкупать по рыночной цене. При вкладе 50%/50% ты никогда не выкупишь. Доход получаемый тобой с твоей доли заведомо меньше, чем цена половины дела. И что? Процента ты не получаешь от данных взаймы денег?

vinarevi55: о.А. Панкратов пишет: Вы так пишете, будто это лично я банки создавал. Но такого не было. И "хамова греха" стараюсь избегать. Чего и вам, и прочим желаю. Девять соблюл, но десятым согрешил - и гореть в аду! А причем туто хамов грех Вы ж сами свой срам и заголили, при полной то памяти и в трезвом то уме, при чем же здесь прочия? Капкана Вы, может быть, и не делали, но сырком побаловаться, однако, и непрочь, аще на халяву, да еще и процентик сторговать можно коли .

Oleg23: о.А. Панкратов пишет: А коммунистам тоже был вынесен приговор. В 1991-м, если не забыли:) "Воздастся комуждо по делом его". Так какой такой приговор? Или нонешней Рашкой правят не те кто в ком партии состоял? Где же их фонарики?о.А. Панкратов пишет: Воздастся комуждо по делом его". Это вы про офшоры и виллы в Нице?

mihail: Друзья прекращайте! Чтож Вы к батюшке прицепились! Вы же другого сугласу! А то я про Вас что нибудь плохого скажу!

vinarevi55: mihail пишет: Друзья прекращайте! Чтож Вы к батюшке прицепились! Вы же другого сугласу! А то я про Вас что нибудь плохого скажу! Суглас сугласом, а грех то, ой как смертный ! Из беседы Василия Великого на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков: Есть какие-то ростособиратели - то со ста, то с десяти (и самые названия их страшно слышать) - и какие-то помесячные взыскатели, которые как бесы, производящие падучую болезнь, по лунным кругообращениям нападают на бедных. Худая для обоих уплата, и для дающего, и для получающего! У одного производит ущерб в деньгах, у другого вредит самой душе. Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени, а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв жнешь. Неизвестно, кому собираешь. Есть проливающий слезы от роста - это известно, но кто воспользуется приобретенным чрез это богатством - это сомнительно. Ибо неизвестно, не другим ли предоставишь употребление богатства, собрав для себя одно зло неправды. Итак, хотящаго заяти не отврати (ср.: Мф. 5, 42) и сребра твоего в лихву не дай, чтобы, из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благою надеждою отойти тебе ко Господу и там получить лихву добрых дел во Христе Исусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веком. Аминь.

Санитар леса:

Сергей Петрович: Oleg23 пишет: Рашкой Олег, прости Христа ради, перебор.

Сергей Петрович: Ростовщичество - если я дам кому 20 тысяч евро, а потребую назад 30-35 тысяч. У нас все операции через банки идут, зарплата на руки не выдается, это - давно забытое средневековье. Расчетный счет - не бесплатный, раз в квартал они свою мзду снимают. А за квартиру платить? Одним, вторым, третьим, а налоги на то, на сё... И всё это - безналичными. Но тут хоть одна ежеквартальная мзда, а если самому отправлять, так за отправление снимут... А если ипотеку взять, то на всю жизнь кабала. Не хочешь такой кабалы - плати за съем, сумма почти та же. И при этом говорить вообще о каких-то "доходах" от банка, если человек на короткое время положил что, потому что через малый срок этой суммой один или другой долг покрывать потребуется, - просто неприлично. Некоторые наши соотечественники живут за счет сдачи московских квартир, пользуясь дефицитом последних, там ежемесячный доход ни с какими банковскими процентами не сравнить, но вот, у отцов-то не нАйдешь ничОго супротив, ага, вот и молчим. А по мне - пусть сдают, не воруют же. У меня нечего сдавать, у них - есть, да дай им Бог и столько и полстолько и четверть столько. Неча на чужое богатство зариться. Да... комариков всё привыкли оцеживать, комариков. А как же? Верблюды-то только в пустынях водятся, у нас их нет, мы их не поглощаем.

Сергей Петрович: vinarevi55 пишет: Из беседы Василия Великого на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков: Сергий Ипполитович! Я ничего в приведенном Вами отрывке не нашел против держателей копеек на сберкнижках. Да, там описывается поведение ростовщиков, но это, если сам держишь частный банк и дерешь три шкуры со взявших кредит. А, давайте, еще отвлечемся от банка. Человек трудящийся достоин награды? Достоин. Теперь оглянитесь вокруг, как люди оценивают свой труд, продавая втридорога ближнему товар или услугу. По мелочи они возиться не станут. А утаивание доходов с целью уклонения от налогов? Этот грех так распространился в родном Отечестве, что хуже и некуда. Почему же одни должны платить налоги, а другие - нет? Или получаемые суммы "в конвертиках". С ними как? Но нет, об этом мы, совесть народа, молчим, нам бы ополчиться на вкладчиков, которым, какая-нибудь копеечка перепадет, сумма, смехотворная до невозможности. Но нет! Смертный грех! Комарики, верблюды... И так до скончания века.

Санитар леса: Сергей Петрович пишет: Человек трудящийся достоин награды? Достоин. Василий Великий и на этот вопрос дал ответ в беседе на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков, цитирую: Какой же совет дает Господь? Взаим дадите, от нихже не чаете восприяти (ср.: Лк. 6, 34-35). Скажешь: какой же это заем, с которым не сопряжена надежда возвращения? Вникни в силу речения и подивишься человеколюбию Законодателя. Когда будешь давать бедному ради Господа, это будет и дар и заем - дар по безнадежности получить обратно, заем по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит и, взяв малость чрез бедного, воздаст за то великим. Ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19, 17). Ужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе? А ежели какой-нибудь богач в городе обещается заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного приращениями, и будет хорошо обоим - тебе, потому что серебро сбережется в безопасности, и взявшему у тебя, потому что он чрез употребление извлечет из него пользу. А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия. Если берешь с бедного, то сие верх человеконенавистничества. Ты из чужих несчастий извлекаешь прибыль, со слез собираешь деньги, душишь нагого, бьешь голодного. У тебя нет жалости, нет и мысли о родстве со страдальцем - и ты называешь человеколюбивыми получаемые таким образом прибытки? Горе глаголющим горькое сладкое, и сладкое горькое (ср.: Ис. 5, 20) и называющим бесчеловечие человеколюбием. Не таково было гадание, которое Сампсон предлагал пирующим: от ядущаго ядомое изыде, и от крепкаго изыде сладкое (Суд. 14, 14), и от человеконенавистника вышло человеколюбие. Не объемлют от терния грозды, или от репия смоквы, и от роста - человеколюбия; всяко бо злое древо плоды злы творит (ср.: Мф. 7, 16-17). Вы дали деньги ростовщику - банку под маленький процент, а ростовщик вашими деньгами душит бедняка под большой. Сергей Петрович пишет: А утаивание доходов с целью уклонения от налогов? А здесь какой грех? Есть грех лжесвидетельства, т.е. ты занижаешь налогооблогаему базу и соответственно сумму налога, т.е. лжешь, грех? А если ты просто в наглую не платишь, ты не лжешь, просто не платишь? В Евангелии написано, как читаете, просят - дай, а если эти лентяи из налоговой даже "просить" не могут, то почему я должен им давать. В Израеле от тебя мытырь не отцепится пока ты ему не заплатишь, т.е. там умели "просить" и Господь повелел во избежание конфликтов и грехов - отдавать. А если ты, допустим имеешь пару копеек дохода, никто у тебя их не просит, зачем давать? Дай нищему, помоги христианину или лучше чтобы на твои деньги Кадыров мечети строил и в Сочах олимпийские капища возводили?

Евгений Иванов: САП пишет: И что? Процента ты не получаешь от данных взаймы денег? Так дело не в проценте, а в том, что берешь, то, что не заработал. Берешь у другого человека. По этой причине многие староверы пенсию боялись брать. Боялись играть в рулетку и т.д. Даже найти кошелек на дороге.

Евгений Иванов: mihail пишет: Друзья прекращайте! Чтож Вы к батюшке прицепились! Вы же другого сугласу! А то я про Вас что нибудь плохого скажу! Похоже, что поп партийный. Так, что мы к нему, как к коммунисту в претензиях.

Евгений Иванов: Вопрос серьезный. С одной стороны это грех, с другой очевидно, что против Рябушинских наговаривают коммунисты. Рябушинские в первую очередь - крупные политические и культурный деятели, классики русского либерализма. И уже во вторую банкиры, меценаты, деятели старообрядчества. Может они и грешники, не знаю ничего о спасении их душ. Но политический заказ на этот разговор очевиден. Рябушинский - упрек современному старообрядчеству и по-пренему "Утро России"

Евгений Иванов: Дорогой Иосиф Виссарионович - извините, что снова беспокою Вас! Я опять хочу просить Вас назначить т. Карла Радека замредактором журнала "За рубежом", вместо Кострова1. Теперь, в связи с углублением кризиса в Европе и с тем возбуждением, которое вызвал процесс вредителей среди пролетариата, - необходимо усилить нагрузку журнала статьями политико-экономического характера, не отступая, однако, и от статей по вопросам быта, точнее - культурного развала и гниения буржуазии. Журнал необходимо сделать популярным информатором массы по всем вопросам текущей европейской действительности. Лучше Радека никто не справится с этой нелегкой задачей. Затем - вот что еще: не следует ли ЦК принять некоторые меры к большему распространению журналов "На стройке"2 и "Наши достижения"3. Первый печатается 60 т. экземпляров, второй - 55. По отзывам читателей ясно, что журналы эти вполне успешно работают на повышение трудовой энергии, "внушают чувство бодрости и веры в успех пятилетки и правильность генлинии", как сказано в одном из писем ко мне. Мне думается, что это влияние названных журналов следует расширить и усилить, пустив их в наиболее глухие и темные места. Редакция не в силах сделать это, и тут требуются или статьи в центральных газетах, или, что будет вернее, прямое воздействие ЦК на культурные учреждения фабрик, заводов, колхозов, а также на райкомы. Сейчас сын сообщил мне телеграмму итальянских газет о приговоре по делу вредителей. Итальянская пресса находит этот акт исключительно мудрым и дальновидным. Тем не менее мне очень хочется набить морды этой сволочи, помилованной, конечно, не по чувству жалости к ней, а действительно по мудрости рабоче-крестьянской власти, - да здравствует она! Представляю, до какой степени оглушит приговор этих Крестовниковых, Коноваловых, Рябушинских и Ко 4. Они, разумеется, ожидали, что Рамзины, сообщив о них столько правды, навеки замолчат. А ведь возможно, что правда-то еще не вся сказана! Да и Пуанкаре в неудобное положение поставлен: ожидал, что ему предадут, и вдруг - его предали! Много будет написано всякой идиотской чепухи по поводу этого приговора. Но мне кажется, что он принесет огромную пользу делу рабочего класса. И прежде всего он должен развязать языки всем другим вредителям, тогда крысы начнут пожирать друг друга. Отличный прокурор т. Крыленко5. Вообще: Верховный Суд вел дело блестяще, насколько я могу судить. Желаю Вам доброго здоровья, крепко жму руку. А. Пешков. 11.XII.30. http://www.sovunion.info/letters/index.shtml?37



полная версия страницы