Форум » Беседы форумчан » В чем смысл жизни? » Ответить

В чем смысл жизни?

Sergey Sergeevich: Не спешите давать заготовки из цитат. Вот Евангелие учит, что нужно все оставить ради стяжания Царствия Небесного. Тут не раз звучали грозные слова против культуры цивилизации. Так почему же Христианство создало однако свою цивилизацию, где люди творили культуру, материальные ценности, военную машину, и вообще все, что есть в культурах нехристианских. При чем если оценивать христианскую цивилизацию по некой усредненной нравственной шкале, то она ничем не лучше других. Все тоже. Далее, вот живет человек, понимает, что надо спасать душу. А как спасать? Бизнесом заняться или Богу молиться? Бабло зарабатывать, что бы тачку иметь нормальную, дачу, квартирку, что бы прикид был у жены и детей не хуже чем у других и т.д. Или хотя бы взять меня. А зачем нужна вся эта канитель с навозом и бревнами - насушил бы сухарей и молился бы Богу день и нощь! Почему так? В чем смысл, и нужен ли этот смысл вообще? Вот все вокруг живет и движется, и кажется без всякой цели и смысла, и кажется что смыслом является просто жизнь без цели и смысла вне себя... Я прошу не отвлеченно рассуждать (книжки я читал много лет). Вы про себя скажите, как понимаете, своими словами, от ума своего и сердца, как в вас преломилось Слово Божие, и как вы его в жизни воплощаете. Чем живете, чем дышите, в чем цель видите? Ну, понятно, что цель Вечная Жизнь с Богом, но это Там далеко после смерти, а Здесь и Теперь что? Как? Почему? Особо кашерных товарищей прошу воздержаться от высокоморальных наставлений. Попроще, братцы!

Ответов - 17

В.Анисимов: Лично меня вполне пока устраивает содержание и форма изложения вот этой работы - как говорится, "простенько, но со вкусом": http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm

Василий02: Уважаемый Сергей Сергеевич, не соглашусь, однако, с тем, что жизнь с Богом - это где-то Там далеко после смерти, ибо жизнь моя с Богом началась с того самого момента, как Он по превеликой милости и любви Своей родил меня в жизнь вечную водою и Духом, ибо верую, что смерти не потреплю, но от смерти плоти, данной на время мне, прейду в жизнь вечную, ежели токмо в жизни своей во плоти зде в мiре сем не соделаю чего-нить такого, чем сам обреку самого себя на смерть вторую. И еще ведаю, что цель жизни моей (как впрочем и всякаго иного из человеков) не есть смысл моей жизни, ведь смысл, по разумению моему, есть сомысль или, иначе, те мысли, которыми и с которыми живу - живу не только и не столько в значении "мыслю, желаю, хочу", сколько в значении "делаю", и делаю не сам по себе един, но с Богом, ибо в Боге есмь, а Он во мне есмь. А цель - отнюдь не конечная, но промежуточная - жития своего во плоти в мiре сем зрю в том, чтобы не зарыть и не оставить в туне те дары и таланты, кои даны мне Богом, но в соработничестве Богу и всем чадам Его превратить их в плод мног и принести плод сей Тому, Кому он токмо и принадлежит изначально.

Sergey Sergeevich: В.Анисимов пишет: Лично меня вполне пока устраивает содержание и форма изложения вот этой работы - как говорится, "простенько, но со вкусом": http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm Спаси Господи. Интересно. Кажись, я читал это когда-то или что-то похожее, перечитаю еще раз. И все же. Вкратце, Ваше понимание сего вопроса.


Sergey Sergeevich: Василий02 пишет: не соглашусь, однако, с тем, что жизнь с Богом Я не об этом сказал. Я все это прекрасно знаю о жизни с Богом здесь и теперь. Василий02 пишет: И еще ведаю, что цель жизни моей (как впрочем и всякаго иного из человеков) не есть смысл моей жизни, ведь смысл, по разумению моему, есть сомысль или, иначе, те мысли, которыми и с которыми живу - живу не только и не столько в значении "мыслю, желаю, хочу", сколько в значении "делаю", и делаю не сам по себе един, но с Богом, ибо в Боге есмь, а Он во мне есмь. А цель - отнюдь не конечная, но промежуточная - жития своего во плоти в мiре сем зрю в том, чтобы не зарыть и не оставить в туне те дары и таланты, кои даны мне Богом, но в соработничестве Богу и всем чадам Его превратить их в плод мног и принести плод сей Тому, Кому он токмо и принадлежит изначально. Да это то понятно. Я бы сам так сказал стоя на амбоне и говорил. Это все фразы, слова, теории - правильные и истинные. Но! Мне не это интересно. Мне конкретно нужно сказать. Вот Вы чем занимаетесь, чем живете? Как ваша повседневная деятельность укладывается в смысл и цель вашей веры - обожение, жизнь в Боге, Вечная Жизнь и т.п.? А абстрактно порассуждать и я большой мастак. Токмо мне уже это надоело говорить возвышенные, пафосные слова. Жить то как? - вот вопрос. Не набор рецептов хочу услышать, а реальный пример... Простите, что м.б. не умею выразиться ясно. Но давайте помучимся, м.б. кто чего скажет умное, а?

В.Анисимов: Василий02 пишет: ибо верую, что смерти не потреплю А она Вас?

Василий02: Бог простит, и Вы меня простите. Ежели азъ верно понял Вас, уважаемый Сергей Сергеевич, то Вы просите о том, чтобы каждый из участников форума сего, в том числе и азъ, дал краткое обозрение того, чем и для чего живет он? Но ведь теория изначально по значению самого слова сего греческаго есть токмо обозрение, и ничего более обозрения, которое может быть описано более или менее кратко либо же более или менее развернуто. Далее, абстрактно - значит отвлеченно, но разве азъ отвлеченно от того, как, Кем и чем живу азъ, написал предыдущее сообщение свое? Ни в коем разе написанное мною в сообщении предыдущем не есть отвлеченное от меня самого рассуждение мое о некоем християнине вообще, но есть краткое изложение ответа моего обо мне самом на вопрошание Ваше. Никаких истинных "рецептов" никому и дать никто не может, кроме Самого Бога, ибо всякая личность есть неповторимое творение Божие, которое ведает токмо Сам Творец, а посему токмо Он и может дать истинный "рецепт" каждой конкретной личности относительно того, как жить и в чем смысл жизни личности сей. И Он во всякое время по необходимости жития в мiре сем всякаго из чад Своих дает ему все необходимые "рецепты", да вот слушать и слышать их надобно не токмо извне, но и, прежде всего, от совести (коя ведь и есть весть Божия во мне, как и во всякам чаде Божием) и в сердце своем, ибо Бог внутри меня, как и внутри всякаго чада Божия, есть.

В.Анисимов: Sergey Sergeevich пишет: Спаси Господи. Интересно. Кажись, я читал это когда-то или что-то похожее, перечитаю еще раз. И все же. Вкратце, Ваше понимание сего вопроса. Я Вам предложил здесь самое краткое из известных мне изложений вопроса о смысле человеческой жизни, с которым по сегодняшнему своему духовно/душевному состоянию всецело согласен. Поэтому если будете настаивать на краткости, то смогу лишь сделать разве что конспект данной работы. Но это по теории вопроса, а что до практики, т.е. до живого своего бытия с Богом, в Боге и Богом, то это долгая история, здесь придется пересказывать практически всю жизнь, поскольку пустых дней у Бога не бывает, разве только сами не поняли чего по глупости. Даст Бог, свидимся как-нибудь, пообщаемся лично. А работу архимандрита Георгия перечитайте, она стоит того.

Новгородец: Вопрос "како ми жити, да спасуся", задают обычно отцу духовному, ХОРОШО знающему чадо свое и потому могУщему дать дОлжное наставление. А не в и - нете всем, кто прочитает:(

Сергей Петрович: Жизнь - штука архисложная, особенно, когда видишь, что порода (наследственность, греховная испорченность, удобопоползновение ко греху, дурные сообщества, развращающие добрые нравы, и пр.) науку (то, чему всю жизнь тебя учат, и сам учишься) одолевает. Вот и мечешься между жизнью и смертью, между голосом Божиим и собственной грязью. Если не абстрактно, то примерно так: споткнулся, упал - поднимись, встань; испачкался - омойся, очистись. И так вся жизнь проходит. Теорию-то мы все знаем, а как на практике проводить жизнь без греха - вот в чем вопрос. И в очередной раз произнося "Господи, прости!", думаешь, а не настанет ли такой момент, когда Бог вдруг отвернется от меня и оставит. Как свинье вылезти из грязи, как псу не возвращаться на свою блевотину? Спаси Господи, Сергей Сергеевич, хороший вопрос поднял.

Sergey Sergeevich: Новгородец пишет: Вопрос "како ми жити, да спасуся", задают обычно отцу духовному, ХОРОШО знающему чадо свое и потому могУщему дать дОлжное наставление. А не в и - нете всем, кто прочитает:( А я таких вопросов не задавал, и уж тем более "отцам духовным" - таковых не зрится нонича, что б вопросы такие задавать... Я же просил особо кашерных, и особенно кашерных отцов духовных не говорить банальные вещи, впрочем, м.б. о. Панкратов не понял о чем вопрос. Прошу извинения за грубоумие и косноязычие.

Jora: Sergey Sergeevich пишет: зачем нужна вся эта канитель с навозом и бревнами - насушил бы сухарей и молился бы Богу день и нощь! Ты же не инок. Хотя, и они трудились, как повествуют многие книги... 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:9-11) Мне лично близок вот этот "рецепт": ... когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца. (Пс.61:11)

Sergey Sergeevich: Jora пишет: когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца. (Пс.61:11) Вот мне хотелось бы услышать, узнать, как это у кого-нибудь получается что бы что-то умножалось и сердце не прилагалось. Что бы в каком-то деле достичь результатов и успеха, нужно к этому не токмо руки, голову, но и душу приложить. Ну, конечно можно ходить на работу, делать ее механически, получать зарплату и забывать про работу сразу после окончания рабочего дня, или даже не помнить ее и во время... Но есть такие вещи, которые с таким подходом никак не прокатят. Например, искусство, ремесло, крестьянский труд, да и собственный бизнес. Тут нет рабочего дня и выходных. Это все в твоей власти и ответственности. Корова может сдохнуть, сено сгнить, трактор сломаться (ларек могут поджечь, на бирже случиться обвал курса, машина с товаром может попасть в аварию и т.д.) Что б все работало и корова не сдохла, надо думать и работать-работать... А что бы корова давала не 10, а 30 литров молока (магазин или завод приносили прибыль, а не убыль) нужно знать это коровье дело очень хорошо и подходить к процессу творчески, т.е. с душой. Это значит "прилагать сердце"? Это вообще можно считать богатством? Что считать богатством - всякую вещь или что ценное для тебя в этой жизни, более ценное, чем Жизнь Вечная, как оказывается? Jora пишет: Ты же не инок Зри об этом у Златоуста. Инок разнится от мирянина токмо обетом безбрачия. Никаких спец. заповедей для иноков нет. И самих иноков до 4 века как особого чина не было. (Кстати, это к вопросу самопострижения: иночество не одежда - но житие).

Антонов А.Н.: Если отойти от высокодуховных рассуждений (типа стяжания Св.Духа, обожения и проч.), то лично мне смысл жизни видится в том, что человек всю свою жизнью должен заниматься творческой созидательной деятельностью. Пути этой деятельности м.б. различными. Но каждый сообразно своим знаниям, способностям в работе, при этом не стараясь "выпрыгнуть из штанов", должен стремится накапливать в жизни добро. Женщина вкупе с мужчиной - рожать и воспитывать детей, врач - лечить людей, писатель - писать книги, на которых будут воспитываться будущие поколения, архитектор со строителями - строить, крестьянин - разводить овец с козами и землю обрабатывать и т.д... Беда нынешних людей в том, что в большинстве всех захлестнуло актерство, люди пытаются показать себя тем, кем на самом деле не являются. Человеку бывает очень трудно осознать свой уровень и истинное место в этой жизни. А жизнь короткая, годы уходят. У кого то рано или поздно наступает прозрение, а кому то и на смертном одре трудно показать свое истинное лицо.

Василий02: Сергей Петрович пишет: Если не абстрактно, то примерно так: споткнулся, упал - поднимись, встань; испачкался - омойся, очистись. Да, так и по разумению моему, ибо не грех упасть от козней лукаваго, грех - не подняться после падений сих - так или примерно так глаголал и преп. Сергий Радонежский, что прочитать может всякий на памятной доске ему, кто побывает на роднике преп. Сергия в Сергиево-Посадском районе.

Sergey Sergeevich: Антонов А.Н. Спаси Господи, Ваши слова из сказанного в этой ветке мне ближе и понятней чем постинги других форумчан (да простят меня они). Антонов А.Н. пишет: Ища исцеления, позаботься о совести. И все, что она говорит, сделай и найдешь пользу" Вот про совесть хорошо я тут у Вас заметил. А вот как разобраться, совесть ли говорит или искушение диявльское, прелесть или актерство. Антонов А.Н. пишет: всех захлестнуло актерство, люди пытаются показать себя тем, А если показать себя не другим, а самому себе? У каждого есть какая-то "фишка" своя, к которой он сознательно или бессознательно стремится... Самореализация что ли. Ну, я пример приведу, что б понятней было. Вот жил человек и так и сяк, но с юности или даже с детства, а м.б. от утробы матерней хотелось ему на земле жить и работать. Познал человек веру христианскую, восхотел спасения и обожения, удалился от мира и стал подвизаться. Молился постился трудился, а покоя не было - что то не так в душе. И так попрубует и так, а все нет мира в душе. Оставил человек подвижничество и стал жить как простой обычный селянин, как все, без всякого возвышенного аскетизма. И стало на душе у него спокойней и мирней... Но что-то внутри осталось, как бы нотальгия что ли по прежней жизни - вот что это совесть или как? И ведь не для кого-то делалось и то и это, а пред собою вроде... или теперь актерство и такое бывает. Играет человек сам с собой такой спектакль, что б значит, жизнь не скучной была. Вот посмотришь иной раз, подумаешь, и кажется, что так и есть - развлекаются человеки от сытой и спокойной жизни. Кто марки собирает, кто книги харатейные, кто вышикой древней занимается, кто срубы рубит по старинному, кто наоном поет, кто попом служит, кто патриархом работает, а кто еще что, хоть бы козлов разводит... так от скуки... И Златоуста с Паламой тоже от скуки читают - такое экстримальное чтиво. кому ведь что, кому Гегель, а кому Бабель. Кому античные мифы, а кому фентази. Такая вот канитель получается, господа.

Антонов А.Н.: Sergey Sergeevich пишет: А вот как разобраться, совесть ли говорит или искушение диявльское, прелесть или актерство. В этом вопросе, я думаю, поможет разобраться совет Ап. Иякова. Хотя у него говорится о мудрости, но можно это применить и в общем: "Аще зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся и не лгите на истину. Несть бо сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка злая вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна". Ведь совесть в человеке есть голос Божий. А слышишь ты его или не слышишь, а может быть просто не хочешь слышать - это уже зависит от тебя самого. М.б. еще от окружающей среды, участвующей в формировании тебя как личности. Это ведь все немаловажно: влияние окружающих людей, условностей, идеологии, партии и проч. И только подлинно свободный во Христе человек свободен от всего этого. Такие "белые вороны" гонимы, потому что "мир во зле лежит" и он требует от них жить по его законам - законам стаи. Но Христос предупреждал Своих учеников, что "в мире скорбни будете". Хотелось бы привести тут слова академика Д.С. Лихачева: "Совесть не только ангел хранитель человеческой чести- это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни". Sergey Sergeevich пишет: Познал человек веру христианскую, восхотел спасения и обожения, удалился от мира и стал подвизаться. Хорошо, если он это сделал по своему душевному расположению к иноческому подвигу. А если он руководствовался в этом лишь внешними рекомендациями, т.е прочитал у св.отцов - аскетов, услышал где-то, то в дальнейшем от этого и происходят разочарования. Можно будет с этим прожить всю жизнь, надеть на себя актеркую маску и продолжать лицедейство до гроба, при этом сохраняя букву, формально быть чистеньким. А можно найти смелость и признаться в этом себе и окружающим, но при этом подвергнуть себя на осмеяние и поношение от стаи. Второе гораздо труднее. Поэтому то монастыри во все времена и сегодня полны непотребства и разврата, и все шито-крыто. Но рано или поздно ложь выйдет наружу. У нас привыкли, особенно этим РПЦ отличается, любого старца-монаха считать святым. Это связано с тем, что вся назидательная литература создавалась монахами и она ничего не говорит о благочестивых мирянах. Но я верю, что святых мирян, спасающихся трудом и семьей, ничуть не меньше, а м.б. и больше, чем святых -монахов.

Василий02: Антонов А.Н. пишет: У нас привыкли, особенно этим РПЦ отличается, любого старца-монаха считать святым. Это связано с тем, что вся назидательная литература создавалась монахами и она ничего не говорит о благочестивых мирянах. Но я верю, что святых мирян, спасающихся трудом и семьей, ничуть не меньше, а м.б. и больше, чем святых -монахов. Бог ведает, конечно, кого в среде чад Его поболее будет - мнихов, убежавших якобы от мiра сего в пустыни служить Богу, или же тех, кои не бегут от мiра сего, будучи Богом посланы в мiр сей, дабы принести плод свой от талантов и дарований, Богом данных каждому из них для сего именно служения личного Богу в мiре сем. И азъ верую такоже, что токмо исполняя служение свое в мiре сем, можно пребыть в слове Исус Христовом, соблюсти слово, сказанное Им, и исполнить заповеди Его. Ибо мiр сей вообще и Россия, в особенности, есть монастырь мой. Ведь истинные мнихи русские во главе с игуменом их преп. Сергием Радонежским и от него пошедшими заволжскими старцами токмо по внешности уходили из мiра, да и то не навсегда и не надолго, ибо в действительности оне лишь на время уединялись от мiра, дабы помощью Божией накопить богатства небесные и раздать нищим из мiра сего и в мiре сем. Но как только приходила действительная нужда в возвращении их к народу своему, оне первыми и незамедлительно становились в общий ряд тех, кто не щадя живота своего и не взирая на лица делал нуждное для защиты и спасения народа русскаго дело. Очень долгое время человеки из народа не имели более эффективного способа высвобождения времени и сил для духовного и умственного возрастания и нравственного усовершенствования под руководством опытных и мудрых наставников, нежели иночество в монастыре под руководством одного или нескольких прославленных старцев. Это токмо советская цивилизация века минувшего, да и то лишь второй половины его, дала невиданные прежде возможности прохождения всех ступеней образования детьми, молодежью и взрослыми из народа, принеся одновременно и невиданные прежде соблазны общего жития, в том числе неисчислимые соблазны всякого рода паразитирования и дармоедства, жития за чужой счет и пр., пр. и пр. А посему, по разумению моему, и выродилось неизбежно монастырское иночество, ибо оно давно уже неэффективно в качестве основного способа духовного, умственного возрастания и нравственного усовершенствования, тем самым до непосильности современным человекам повысив степень плотской, нравственной и духовной соблазнительности монастырской и иной монашеской жизни в сравнении со всяким иным способом жития в мiре сем. Так вот богатство и имущество мое не в денежных и прочих материальных ценностях, не в той работе, коей ежедневно дается мне и ближним моим хлеб насущный наш, и не в книгах, кои прочитал, изучил и накопил за годы жизни своей во плоти, и т.д. и т.п., а в тех талантах и дарах, кои по милости и помощью Божией и чад Его получил и усовершенствовал, дабы раздать все плоды, получаемые от талантов и даров сих, тем, кто поистине нуждается в них, дабы жить в мiре сем не по лжи.



полная версия страницы