Форум » Беседы форумчан » Пение на Пасху » Ответить

Пение на Пасху

сергей17: Нескромный вопрос. На Пасху, на кладбищах, часто слышу пение. Я так понимаю какой-то тропарь, а какой? Может кто-то знает.

Ответов - 27

Igenevna: Христос воскресе из мертвых,смертию на смерть наступи,и гробным живот дарова!

сергей17: ))), это лишь фрагмент, а остальное-то

Sergey Sergeevich: сергей17 пишет: На Пасху, на кладбищах, часто слышу пение. Я так понимаю какой-то тропарь, а какой? Может кто-то знает. Православные на Пасху на кладбище не ходят, разве у нециих на Радоницу. А если и поют на могилках до отдания Пасхи, то так называемую "пасху", что-то похожее как на Рожество славят Христа. Т.е. тропарь Пасхи, первая песнь канона, девятая песнь, стихеры Пасхе. Говорю по памяти, как видел в рукописных книжечках. Сам не хожу на могилки уже много лет, понеже не к кому... Да, кстати на сайте старопомор есть наверно этот "канончик".


САП: Sergey Sergeevich пишет: Православные на Пасху на кладбище не ходят Но характерно, что именно у старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен почти повсеместно. Во всяком случае, в Московской области это так. И носит он не стихийный характер, а имеет черты церковного чина. В эти дни на кладбище совершается или служение канона Пасхи, или поются стихеры «Пасха священная нам днесь показася», с каждением могил. При этом, в согласии со всеми церковными правилами и уставами, никакого специфического поминовения «за упокой» не бывает. Люди «христосуются» с умершими как с живыми, кланяясь перед могилами, и говоря: «Христос воскресе!» Любой, кто принимал участие в этом обряде, знает, с каким воодушевлением относятся к нему люди, и что в это время душа молящегося бывает исполнена светлой и чистой радости. Обряд пения Пасхи на кладбищах является продолжением празднования, совершенного в церкви. Разглядеть в нем какие-то черты «язычества», «суеверия» или, того больше, «совковости» – решительно невозможно. Вместо того, чтобы тратить впустую энергию на укоры и обличения в адрес неповинных прихожан, духовенству новообрядческой Церкви стоило бы получше разузнать о действительно старых и добрых традициях. Но, может быть, - скажут те, кто не привык видеть в старообрядчестве ничего доброго, – этот обычай и представляет собою позднюю выдумку старообрядцев, а в древности Русь его не знала? Нет, похоже – знала. Откроем «Киево-Печерский патерик». Вот статья, которой заканчиваются многие его рукописи. «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе над пещерой надзирал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскресе! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскресе Христос». Надо пояснить, что этот Дионисий, по прозвищу Щепа, – не просто сторож, как можно подумать из лаконичной заметки. Он был священноиноком, далеко не последним лицом в монастырской иерархии. (Само по себе звание «надзирателя над пещерой» было в Печерском монастыре относительно не менее важным, чем должность «ключаря» в кафедральных соборах, которую всегда занимал один из самых уважаемых священников.) Предание монастыря утверждает, что он вошел к телам усопших во время пения канона Пасхи на утрене, непосредственно после каждения храма. После знамения священноинок Дионисий остался настолько потрясен слышанным, что затворился в пещере, где пробыл до конца своих дней. Его тело сохранилось нетленным. Память прп. Дионисия совершается как в день поминовения всех Печерских чудотворцев, так и отдельно – 3-го октября. Итак, в 15 веке, как видим, обычай посещать усопших в Светлый день Пасхи не вызывал никаких возражений, и даже получил чудесное подкрепление в колыбели иноческого подвига и благочестия на Руси. Край, где я, по милости Божией, живу и служу, тоже связан с древними монастырскими традициями. В 16-18 веках земли Вохонской волости принадлежали лавре прп. чудотворца Сергия. И нет ничего странного в том, что местные старообрядцы, коренные жители округи, могли сохранить обычаи, заимствованные от Сергиевой обители, или еще более древние. Во всяком случае, в нашей округе обычай посещения кладбища на Пасху с пением праздничных песнопений считается исконным. http://www.posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=88

Jora: Во "в лесах" и "на горах" тоже есть об этом, но, кажется, осуждается ... автором-никонианином.

Sergey Sergeevich: САП пишет: Но характерно, что именно у старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен почти повсеместно. Ну, извини, возможно и так. Токмо я вот сего не помню, что бы кто на саму Пасху ходил в Казани или в Тонкино. В другие дни бывает. М.б. дело тут в том, что ночь намолятся люди и им уже не хождения по могилкам. И потом, я подумал, о том, что возможно вопрос связан с ошибочным принятым в народе посещением кладбищ для поминовения усопших, а сие в Светлые дни не делается, как и на Страстной. Заупокойные молитвы на службе появляются только после недели Фомины. Если ходить на могилки с целью подравить с Пасхой покойных - в этом нет ничего зазорного, а ежели как некое поминальное моление - это уже неправильно будет. Я то вот сталкивался как раз со вторым случаем. почему и сказал, что православные на кладбище (с целью заупокойных молитв) не ходят. А пасху петь везде можно и в любое время. Христос то он уже давно воскрес! И всегда Воскресший.

сергий17: Давно где-то читал, сейчас не помню где, что обычай на пасху идти на кладбище больше связан с тем что старообрядцам было запрещено строить церкви и собираться для совместного моления и они под видом посещения умерших шли на кладбище славить пасху.

Агния: САП пишет: в нашей округе обычай посещения кладбища на Пасху с пением праздничных песнопений считается исконным. Да. сергий17 пишет: Давно где-то читал, сейчас не помню где, что обычай на пасху идти на кладбище больше связан с тем что старообрядцам было запрещено строить церкви и собираться для совместного моления и они под видом посещения умерших шли на кладбище славить пасху. Нет.

Агния: Sergey Sergeevich пишет: А если и поют на могилках до отдания Пасхи, то так называемую "пасху", что-то похожее как на Рожество Сергеич, не пояснишь мне Христа ради про так называемую "пасху" похожую как на Рожество? Как это понимать?

Евгений Иванов: Агния пишет: Сергеич, не пояснишь мне Христа ради про так называемую "пасху" похожую как на Рожество? Как это понимать? Славление Христа и славление Пасхи.

Агния: Евгений Иванов пишет: Славление Христа и славление Пасхи. и как это объясняет слова Сергеича о пасхе в кавычках с маленькой буквы да еще похожую на Рожество? но может у Сергеича есть мысль , которая до меня тупо не доходит. Потому и переспрашиваю.

Konstantino: САП молодец, хорошо подметил про Киево-Печерскую Лавру. Такой случай описан в Патерике Печерском. Спаси Христос.

савин: У нас в прошлом, после пасхальной службы крестным ходом шли на могилки, делили кладбище на три части и в каждой пели стихеры, всего три раза. А яички закапывали в могилку и заставляли детишек искать, а они думали, что это захороненные бабушки и дедушки им дарят. И еще было "число" в четверг, тоже приходили на кладбище и там уже пели заказные стихеры. А в Гуслицах там вообще всю неделю ходили - колымели книжники: старики и старухи делились на группы и у каждой была своя территория.

Агния: Насчет яичек это не перебор? Наши наоборот бабушке и дедушке оставляли яичко на могилке. Птички склюют, а птички Божьи созданья. Всех отпевают и грешных и праведных.

савин: Может и перебор, но у нас всегда дети на Пасху собирают с могил конфеты, печенье, яйца, а что останется птички, в т.ч. вороны и куда уж без них - собачки (бродячие).

Sergey Sergeevich: Агния пишет: Наши наоборот бабушке и дедушке оставляли яичко на могилке. савин пишет: у нас всегда дети на Пасху собирают с могил конфеты, печень А для кого же это все там оставляли? А сигаретки там не собирали подростки? Я вот видел как жена мужу покурить приносила - он ведь покурить на том свете захочет! Надо было бы и жену зарыть вместе с мужем и детишек, а то ведь скучно там ему в аиде то. Вот про то я говорю - язычество, причем не самое просвещенное. Агния пишет: как это объясняет слова Сергеича о пасхе Пасха без ковычек - Христос Бог второе Лицо Троицы. А название, некоего народного обычая петь некое собрание от богослужебных текстов - это нужно закавычить, так же как и название творожника или пирога, не вем как они там сделаны. Ну, просто диву даешься, как такие продвинутые люди такие простые вещи не разумеют

савин: Sergey Sergeevich пишет: А для кого же это все там оставляли? Старухи,некоторые до сих пор считают, что приносят покойнику. Я как то спросил одну а что они съедят что ли? Она отвечает: " А может!"

Агния: Sergey Sergeevich пишет: Пасха без ковычек - Христос Бог второе Лицо Троицы. Сергеич.Я видать непросвященная . Пасха есть праздник воскрэсЭния Христова. И обычай христосоваться с ушедшими родственниками , как с живыми ,и есть часть праздника. И напоминает нам о том что в Боге мы все живы, и в день оный воскреснут и живые и мертвые на последний суд. Вы просто живете вдали от захороненных родственников, не стоит Вам комментировать традицию, вне которой Вы по нужде пребываете.

Агния: савин пишет: Может и перебор, но у нас всегда дети на Пасху собирают с могил конфеты, печенье, яйца, а что останется птички, в т.ч. вороны и куда уж без них - собачки (бродячие). Бог всем судья. От себя скажу лишь нас сызмальства воспитывали с точностью наоборот. С кладбища считаем грехом унести что-либо, даже ветку сирени сорвать домой, не дай Бог. Не дай Бог кто увидит , что кто-то из наших детей сорвет цветок или подберет в карман что-либо на кладбище. Такого ждет большой нагоняй.

Sergey Sergeevich: Агния пишет: Пасха есть праздник воскрэсЭния Христова Пасха наша - Христос, заклан за нас! Это слова Писания. Пасха буквально означает переход, т.е. от смерти к жизни. Да, вы знаете это прекрасно. Агния пишет: И обычай христосоваться с ушедшими родственниками , как с живыми ,и есть часть праздника. Они конечно живы, но яйца точно не ядят и конфеты тоже.

Sergey Sergeevich: савин пишет: Она отвечает: " А может!" Наверно поэтому же ставят воду(водку) в стакане и хлебушком накрывают, а может придет выпьет и закусит. Ну, не знаю, кто как хочет, мне такие обычаи не кажутся соответствующими Писанию и Преданию. А обычаев всяких много, - нужно смотреть насколько они христианские. У нас ведь двоеверие всегда существовало. А вообще-то вопрос был про пение, а не про общение с покойниками...

Sergey Sergeevich: Агния пишет: Вы просто живете вдали от захороненных родственников, не стоит Вам комментировать традицию, вне которой Вы по нужде пребываете. Я живу в эпицентре "староверия" - тонкинском районе знаметого Урень-края, наши места и у Мельникова "В лесах" описаны. До начала ХХ века здесь никониан почти не было. В каждой деревне и по сей день моленные и духовные "отцы". И обычаи всякие у меня перед глазами вот уже 10 лет. Я живу (летом) в двух шагах от единственного во всем федосеевском согласии инока, почти все соседи мои федосеевцы, прекрасно знаю обычаи местных поповцев и никониан. Только вот мне кажется, что по большей части обычаи эти уже выродившиеся во что-то не совсем христианское, хотя бы тем, что превратились в неосознанную формальность.

Игорь_Яров: Я полагаю, что уничижать некии доставшиеся от предков традиции, токмо аще они не противоречат Преданию, не стоит. Сергеич, а для тебя не очевидна разница между водкой и сигаретами, и пасхальной снедью?

Sergey Sergeevich: Игорь_Яров пишет: Сергеич, а для тебя не очевидна разница между водкой и сигаретами, и пасхальной снедью? Конечно очевидна! Я ж не курю ужо 20 с лишним лет. После армии бросил. А водку употребляю. Иногда,в качестве расслабительного после трудов крестьянских. Вот только беда одна - бывает передозировка.

Sergey Sergeevich: Игорь_Яров пишет: Я полагаю, что уничижать некии доставшиеся от предков традиции, токмо аще они не противоречат Преданию, не стоит. Игарек, уничтожать ужо ничего не нужно, все уже уничтожилось само собой. приезжай и зри.

САП: Sergey Sergeevich пишет: все уже уничтожилось само собой Ну, еще есть живые деды да бабки...

Игорь_Яров: Мне кажется, ты черезчур пессемистичен.



полная версия страницы