Форум » Беседы форумчан » Олеарий А. Описание путешествия в Московию » Ответить

Олеарий А. Описание путешествия в Московию

Дмитрий: В теме про курение Сергий (САП) привел ссылку на этого путешественника. Читаю сейчас, кое-что является забавным, как-то русские гордились длинными бородами и большими животами. Но вот читаю далее: [quote] Что касается ума, русские, правда, отличаются смышленостью и хитростью, но пользуются они умом своим не для того, чтобы стремиться к добродетели и похвальной жизни, но чтобы искать выгод и пользы и угождать страстям своим. Поэтому они, как говорит датский дворянин Иаков (так именует себя в своем “Hodaeporicon Ruthenicum” посол короля Фридриха II датского), люди “хитрые, смышленые, упорные, необузданные, недружелюбные и извращенные — чтобы не сказать — бесстыдные, склонные ко всякому злу, ставящие силу на место права и отрешившиеся — верьте мне — от всяких добродетелей”. Ведь это они сами доказали ему: они лукавы, упрямы, необузданны, недружелюбны, извращены, бесстыдны, склонны ко всему дурному, пользуются силою вместо права, распростились со всеми добродетелями и скусили голову всякому стыду. Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего. А если кто их желает обмануть, то у такого человека должны быть хорошие мозги. Так как они избегают правды и любят прибегать ко лжи и к тому же крайне подозрительны, то они сами очень редко верят кому-либо; того, кто их сможет обмануть, они хвалят и считают мастером. Поэтому как-то несколько московских купцов упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на большую сумму денег, чтобы он вступил с ними в компанию и стал их товарищем по торговле. Так как он знал такие мастерские приемы обмана, то они полагали, что с этим человеком будут хорошо торговать. При этом странно, что хотя на обман они не смотрят как на дело совести, а лишь ценят его как умный и похвальный поступок, тем не менее, многие из них полагают, что грех не отдать лишек человеку, который при платеже денег по ошибке уплатит слишком много. Они говорят, что в данном случае деньги даются по незнанию и против воли и что принятие их было бы кражею; [в случае же обмана] участник сделки платит по доброй воле и вполне сознательно. По их мнению, торговать нужно с умом и смыслом или же совершенно не касаться этого дела. Чтобы проявить свое лукавство, обманы и надругательство по отношению к ближним, на которых они злы или которых ненавидят, они, между прочим, поступают таким образом: так как кража у них считается пороком серьезно караемым, то они стараются того или иного обвинить в ней.[/quote] И, честно сказать, в недоумении. Насколько можно верить этому Олеарию? Неужели русские были такие злые в те времена?

Ответов - 8

Варух: А сейчас добрые?

Дмитрий: Варух пишет: А сейчас добрые? Ну может и злые, но это сейчас, в период безверия. А там все-таки Православие было распространено.

Iwанн: Дмитрий Смотри внимательно кто сей опус написал , кстати они до сих пор помнят русский сапог на своей сраке , и люто ненавидят .


САП: Дмитрий пишет: Насколько можно верить этому Олеарию? Неужели русские были такие злые в те времена? Он после путешествия по Персии подобрел к русским

КарякинАлексей: А зачем русские должны были хорошо относится к инородцам и еретикам ? - Тогда бы давно кто-нибудь завоевал.

САП: Дмитрий пишет: Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего. А если кто их желает обмануть, то у такого человека должны быть хорошие мозги. Так как они избегают правды и любят прибегать ко лжи и к тому же крайне подозрительны, то они сами очень редко верят кому-либо; того, кто их сможет обмануть, они хвалят и считают мастером. Поэтому как-то несколько московских купцов упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на большую сумму денег, чтобы он вступил с ними в компанию и стал их товарищем по торговле. Так как он знал такие мастерские приемы обмана, то они полагали, что с этим человеком будут хорошо торговать. При этом странно, что хотя на обман они не смотрят как на дело совести, а лишь ценят его как умный и похвальный поступок, тем не менее, многие из них полагают, что грех не отдать лишек человеку, который при платеже денег по ошибке уплатит слишком много. Они говорят, что в данном случае деньги даются по незнанию и против воли и что принятие их было бы кражею; [в случае же обмана] участник сделки платит по доброй воле и вполне сознательно. По их мнению, торговать нужно с умом и смыслом или же совершенно не касаться этого дела. Видать этих немцев наши купцы надули

Дмитрий: КарякинАлексей пишет: А зачем русские должны были хорошо относится к инородцам и еретикам ? Так он пишит, что русские между собой врали и обманывали.

КарякинАлексей: Дмитрий пишет: Так он пишит, что русские между собой врали и обманывали. Ну он там свечку не держал, к тому же он протестант. Вот есть объективные, относительно, воспоминания: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen/frametext1.htm



полная версия страницы