Форум » Беседы форумчан » Запрет на ношение тафьи и другой поганской одежды. » Ответить

Запрет на ношение тафьи и другой поганской одежды.

САП: Тафья - головной убор, пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом. В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом. Стоглав: О ТАФЬЯХ БЕЗБОЖНАГО МАХМЕТА. ГЛАВА 39 Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою-по божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити - безбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил . В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас бог за таковая преступления.

Ответов - 120, стр: 1 2 3 All

Сергий Аветян: Урушевъ! Медведь мне друг, но онучи дороже! Ты озям не замай. Традиция - это то, что зачастую сохраняет Предание, а оно, как известно, первично по отношению даже и к Писанию. Не значит, конечно, что всякая старина хороша только потому, что она стара, но относиться к ней нужно бережно и с уважительным рассуждением, как ты верно заметил, от Писания и отцов.

САП: Урушевъ пишет: Лучше уж в шортах, но со Христом, чем в онучах, но без Христа. Християнин и шорты несовместимы: "Одежда,поднятая выше колен обличает безстыдство души" (преп.Ефрем Сирин)

Урушевъ: Как говорят у нас, в солнечной Одессе, две большие разницы – традиция и то, что нам пытаются выдать за традицию. Между неписанным преданием Церкви и онучами лежит бездна. А сводить староверие к косовороткам a la гимнастерки времен Александра III и кафтанам покроя начала ХХ века – это просто смешно. И ежу понятно, что в XVIII веке одевались не так… И в XVII, и в XVI веках одевались по-другому, а что уж говорить про времена крещения Руси? Одежда меняется, это нормально, а вера-то остается. А у многих нынешних неофитов вера свелась к нестриженной бороде, косоворотке и сапогам. При этом ненависть к тем, кто не таков как они, просто чудовищна.


Урушевъ: САП пишет: Християнин и шорты несовместимы Какая глубина богословской мысли

САП: Урушевъ пишет: Какая глубина богословской мысли Там чуть ниже я привел цитату из глубины православной мысли. А я в толк не возьму, Вы хотите староверие превратить в подобие греческих старостильников, знаменующихся двуперстно, и только?

Урушевъ: Во-первых, я смеюсь не над «цитату из глубины православной мысли», а над Вами, пардон муа. Вы сами сначала написали про шорты и Евангелие, потом сами же себя опровергли. Во-вторых, лично я ни во что не могу превратить староверие. Не в моей это власти… Я просто хочу снизить градус Ваше категоричности. Вы же сами прекрасно знаете, что практически абсолютно все староверы (и поповцы, и беспоповцы) уже давно не живут в том этнографическом музее, как иногда представляется людям старообрядчество. Ну, посмотрите дореволюционные фотографии поповских и беспоповских съездов! Сколько там бритых лиц и сюртуков. Иногда больше чем бород и кафтанов. Но, я вижу, Вам нечего мне возразить.

Пирожок: Читал что ношение сюртуков и вообще европейская мода появилась в среде рогожских старообрядцев во времена постройки железной дороги в Рогожской слободе. Когда началось движение появилась и быстро распространилась инородная мода. Писали кстати современники этому времени и жители Рогожской слободы, это середина 19 века.

САП: Урушевъ пишет: Я просто хочу снизить градус Ваше категоричности. Вы же сами прекрасно знаете, что практически абсолютно все староверы (и поповцы, и беспоповцы) уже давно не живут в том этнографическом музее, как иногда представляется людям старообрядчество. Мирщились, записывались в раскол, это грех, и нужно называть вещи своими именами: На дочерей бы Семена Елизарыча посмотрели вы, Аксинья Захаровна, ахнули бы, просто бы ахнули... По-французскому так и режут, как есть самые настоящие барышни. И если где бал, танцуют вплоть до утра, и в театры ездят, в грех того, по нонешним временам, не поставляют. А уж одеваются как, по триста да по четыреста целковых платье... И всякую мелочь даже на них, до последней, с позволения сказать, исподницы, шьют французенки на Кузнецком мосту... Поглядели бы вы, как на бал они разоденутся,- любо-дорого посмотреть... В позапрошлом году, зимой, сижу я раз вечером у Семена Елизарыча, было еще из наших человека два; сидим, про дела толкуем, а чай разливает матушка Семена Елизарыча, старушка древняя, редко когда и в люди кажется, больше все на молитве в своем мезонине пребывает. Хозяюшка-то Семена Елизарыча в ту пору на бал с дочерьми собирались в купеческое собрание. В первый раз дочерей-то везла туда... Бабушке, понятно дело, хочется тоже поглядеть, как внучки-то вырядятся. Напоила нас чаем, а сама сидит в гостиной, нейдет в свою горенку, дожидается... И вышли внучки, в дорогие кружева разодеты, все в цветах, ну а руки-то по локоть, как теперь водится, голы, и шея до плеч голая, и груди на половину... Как взвидела их божия старушка, так и всплеснула руками. "Матушки, кричит, совсем нагие!" Да и ну нас турить вон из гостиной. "Уйдите, говорит, отцы родные, Христа ради, уйдите: не глядите на девок, не срамите их". Так мы со смеху и померли. С изумлением глядели все на Снежкова. Аксинья Захаровна руки опустила, ровно столбняк нашел на нее, только шепчет вполголоса: - Мать пресвятая богородица! И шея и груди!.. Господи помилуй, господи помилуй! Фленушка глаза опустила. Параша слегка покраснела, а Настя с злорадной улыбкой взглянула на Данилу Тихоныча, потом на отца. Глаза ее заблистали. Стуколов не выдержал. Раскаленными угольями блеснули черные глаза его, и легкие судороги заструились на испитом лице паломника. Порывисто вскочил он со стула, поднял руку, хотел что-то сказать, но... схватив шапку и никому не поклонясь, быстро пошел вон из горницы. За ним Дюков. - Куда вы?.. Куда ты, Яким Прохорыч?..- говорил Патап Максимыч, выбежав следом за ними в сени... Не старый друг, не чудный паломник,- золото, золото уходило. - Душе претит! - отвечал Стуколов.- Не стерпеть мне хульных речей суеслова... Лучше уйти... Прощай, Патап Максимыч!.. Прощай... - Да что ты... Полно!.. Господь с тобой, Яким Прохорыч,- твердил Патап Максимыч, удерживая паломника за руку.- Ведь он богатый мельник,- шутливо продолжал Чапурин,- две мельницы у него есть на море, на окиане. Помол знатный: одна мелет вздор, другая чепуху... Ну и пусть его мелют... Тебе-то что? - Не могу. Душа не терпит хульных словес!- ответил Стуколов.- Прощай, пусти меня. Патап Максимыч. - Да куда ж ты, на ночь-то глядя?- уговаривал его Патап Максимыч.- Того и гляди метель еще подымется, слышь, ветер какой! - Метели, вьюги, степные бураны давно мне привычны. Слаще в поле мерзнуть, чем уши сквернить мерзостью суесловия. Прощай! Умаливал, упрашивал Патап Максимыч старинного друга-приятеля переночевать у него, насилу уговорил. Согласился Стуколов с условием, что не увидит больше Снежковых, ни старого, ни молодого. Возненавидел он их. Патап Максимыч кликнул в сени Алексея. - Яким Прохорыч устал, отдохнуть ему хочется.- сказал он.- У тебя пускай заночует. Успокой его. А к ужину в горницу приходи,- примолвил Патап Максимыч вполголоса. Алексей с паломником вниз пошли. Патап Максимыч с молчаливым купцом Дюковым к гостям воротились. Там старый Снежков продолжал рассказы про житье-бытье Стужина,- знайте, дескать, с какими людьми мы водимся! "Что ж это такое? - думал Патап Максимыч, садясь возле почетного гостя.- Коли шутки шутит, так эти шутки при девках шутить не годится... Неужели вправду он говорит? Чудное дело!" Рассказывал Данило Тихоныч про балы да про музыкальные вечера в московском купеческом собрании, помянул и про голые шеи. - Да зачем же у вас девок-то так срамят? - спросил, наконец, Патап Максимыч.- Какой ради причины голых дочерей людям-то кажут? - Так водится, Патап Максимыч,- с важностью ответил Снежков.- В Петербурге аль в Москве завсегда так на балы ездят: и девицы и замужние. Такое уж заведенье. - И замужние? - проговорил Патап Максимыч, пристально поглядев на Снежкова. - И замужние,- спокойно ответил Данило Тихоныч.- Без этого нельзя. Везде так. Ни слова Патап Максимыч. Что ж это за срам такой? - рассуждает он сам с собою.- Как же это жену-то свою голую напоказ чужим людям возить?.. Неладно, неладно!.." Как нарочно, и молодой Снежков в такие же рассказы пустился. У него, что у отца, то же на уме было: похвалиться перед будущим тестем: Вот, дескать, с какими людьми мы знаемся, а вы, дескать, сиволапые, живучи в захолустье, понятия не имеете, как хорошие люди в столицах живут. И рассказывал молодой Снежков про балы и маскарады, про танцы, как их танцуют, про музыкальные вечера и театральные представленья. Слушай, мол, Настасья Патаповна, какое тебе житье будет развеселое; выйдешь замуж за меня, как сыр в масле станешь кататься. А она с первого взгляда понравилась Михайле Данилычу, и уж думал он, как в Москву с ней переедет жить, танцевать ее и по-французски выучит, да, разодевши в шелки-бархаты, повезет на Большую Дмитровку в купеческое собрание. Так и ахнут все: "Откуда, мол, взялась такая раскрасавица?" - А летом,- продолжал он,- Стужины и другие богатые купцы из наших в Сокольниках да в Парке на дачах живут. Собираются чуть не каждый божий день вместе все, кавалеры, и девицы, и молодые замужние женщины. Музыку ездят слушать, верхом на лошадях катаются. - Как же это верхом, Михайло Данилыч? - спросила Аксинья Захаровна.- Это мне, старухе, что-то уж и не понять! Неужели и девицы и молодицы на конях верхом? - Верхом, Аксинья Захаровна,- отвечал Снежков. - Ай, срам какой! - вскрикнула Аксинья Захаровна, всплеснув руками.- В штанах? - Зачем в штанах, Аксинья Захаровна?- отвечал Михайло Данилыч, удивленный словами будущей тещи. - Платье для того особое шьют, длинное, с хвостом аршина на два. А на коней боком садятся. Девушки зарделись. Аграфена Петровна строгим взглядом окинула рассказчика. Настя посмотрела на Патапа Максимыча, и на душе ее стало веселее: чуяла сердцем отцовские думы. Схватив украдкой Фленушку за руку, шепнула ей: - Не бывать сватовству. Фленушка головой кивнула. В это время Настя взглянула на входившего Алексея и улыбнулась ему светлой, ясной улыбкой. Не заметил он того,- вошел мрачный, сел задумчивый. Видно, крепкая дума сидит в голове. - Молодость! - молвил старый Снежков, улыбаясь и положив руку на плечо сыну.- Молодость, Патап Максимыч, веселье одно на уме... Что ж?.. Молодой квас - и тот играет, а коли млад человек недобесится, так на старости с ума сойдет... Веселись, пока молоды. Состарится, по крайности будет чем молодые годы свои помянуть. Так ли, Патап Максимыч? - Так-то оно так, Данило Тихоныч,- отвечал Патап Максимыч.- Только я, признаться сказать, не пойму что-то ваших речей... Не могу я вдомек себе взять, что такое вы похваляете... Неужели везде наши христиане по городам стали так жить?.. В Казани, к примеру сказать, аль у вас в Самаре? - Ну, не как в Москве, а тоже живут,- отвечал Данило Тихоныч.- Вот по осени в Казани гостил я у дочери, к зятю на именины попал, важнецкий бал задал, почитай весь город был. До заутрень танцевали. - И дочки?- спросил Патап Максимыч. - Как же! Они у меня на все горазды. В пансионе учились. И по-французски говорят, и все. - И одеваются, как Стужины? - слегка прищурив глаза и усмехнувшись, спросил Патап Максимыч. - Известно дело,- отвечал Данило Тихоныч.- Как люди, так и они. Варвара у меня, меньшая, что за Буркова выдана за Сергея Абрамыча, такая охотница до этих балов, что чудо... И спит и видит. - Чудны дела твоя, господи, чудны дела твоя! - проговорил Патап Максимыч. Больно не по себе ему стало. (Печерский "В лесах".)

Пирожок: Это не моя цитата выше

САП: Пирожок пишет: Это не моя цитата выше Форумский глюк, он часто случается во время цитирования...

Урушевъ: САП пишет: это грех То есть, не носить онучи и зипун – это грех? Так чтоли получается по-Вашему?

САП: Урушевъ пишет: То есть, не носить онучи и зипун – это грех? Так что ли получается по-Вашему? Нет, речь шла о шортах и о поганой одежде, християнская одежда: долгая (закрывающая наготу), женщины покровенные.

Сергий Аветян: Дима! Какой же ты не внимательный! Вот, читай: Урушевъ пишет: То есть, не носить онучи и зипун – это грех? Так что ли получается по-Вашему? САП пишет: это грех САП пишет: на исповеди нужно сие исповедывать, ведь Стоглав запретил бусурмансие обычаи перенимать

Сергий Аветян: Пастырь добрый. Символическое изображение Христа 4-й век.

Konstantinъ: Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахи) Глава 16 1. Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет. http://agioskanon.ru/didahi/001.htm Это ведь по теме? Или я ошибаюсь? Заранее простите.

Урушевъ: Это символическое выражение. В Библии «препоясанные чресла» означают готовность отправиться в путь, пойти куда-то и что-то сделать. Иначе нам надо будет буквально понимать и слова про «светильники». Купим себе по карманному фонарику

Konstantinъ: Урушевъ, ничего неожиданного в Вашем ответе нет. Ждём остальных.

Урушевъ: Я все-таки не пойму… Что такое, в Вашем понимании, «поганая одежда»? Что такое «одежда басурманская»? Если Вы о тафьях, то их уже никто не носит четыреста лет. Если Вы о шортах, то посмотрите на фотографии современных старообрядческих детей, выложенные на этом форуме. Там достаточно народу в шортах. Если Вы о том, что нельзя (в данном случае говорю про мужчин) носить штаны, рубахи, свитера, куртки, майки, трусы и пр., а надо носить порты, портянки, косоворотки, кафтаны, картузы и хромовые сапоги, то я Вас решительно не понимаю. Где ж тут христианство? Где ж тут Евангелие?

Урушевъ: Konstantinъ пишет: ничего не ожиданного в Вашем ответе нет Я разочарован… День явно не задался

Konstantinъ: Урушевъ не переживайте, с первым апреля Вас!

Партизан: Кряшены тюбетейки носят?

Урушевъ: Konstantinъ пишет: с первым апреля Вас! Благодарю! У меня сегодня профессиональный праздник

Сергий Аветян: Урушевъ пишет: Благодарю! У меня сегодня профессиональный праздник Не-а - у меня! Сегодня день рождения ПСО-7 со всеми вытекающими из такого рождения последствиями

Konstantinъ: Сергий Аветян Пост ведь! Только завтра, вроде, можно.

САП: Урушевъ пишет: Что такое, в Вашем понимании, «поганая одежда»? Что такое «одежда басурманская»? Где ж тут христианство? Где ж тут Евангелие? В современном понимании этого слова - это неблагочестивая одежда (обнажающая наготу телес, показывающая телеса через обтягивающую одежду, особенно срамных мест), нарочито наглая, эпотажная одежда, это и простоволосые жены. И такое понимание напрямую вытекает из Евангелия.

Сергий Аветян: Пост ведь! Konstantinъ, я не в том смысле. А в смысле того, что отряд был весёлый, хоть и горя хапнул по полной. А пост мы блюдём. Жаль вот в церковь на стояние сегодня из-за работы не получилось. Ещё вчера собирался, а утром узнал, что не получится.

Konstantinъ: И у меня не получилось. А домашней вечерней молитвой как-то можно оправдать отсутствие? Ну, что-то дополнительно?

САП: Konstantinъ пишет: А домашней вечерней молитвой как-то можно оправдать отсутствие? Ну, что-то дополнительно? Поклонов земных без числа с молитвой Ефрема Сирина

Сергий Аветян: Konstantinъ, ну помолись самостоятельно полностью покаянный канон Андрея Критского. Там за службу около 1000 земных поклонов получается.

Konstantinъ: САП, кроме шуток, там три земных и 12 поясных. Так ведь? Все сделать земными и как Сергий Аветян пишет до 1000 . Вы уж простите за вопросы глупые.

Сергий Аветян: Konstantinъ, Вы что, никогда на Мариином стоянии не были? Какие шутки? Даже если не к началу подойти - накланяешься вдосталь. Все поклоны земные.

САП: Konstantinъ пишет: там три земных и 12 поясных. Так ведь? Все земные:

Konstantinъ: Благодарствую. Но только я не понимаю разницу между Великим и Земным поклоном. Пока никто не смог объяснить. И когда в книгах или молитвословах встречаю эти два, кладу лоб на подрушник. , чтоб не ошибиться. Простите мне мои вопросы, но спросить более не кого.

САП: Konstantinъ пишет: я не понимаю разницу между Великим и Земным поклоном. Великий=земной, а вот метания, это когда кланяешься, но лбом до подручника не достаешь. Малый, наиболее часто встречающийся в церковной службе земной поклон, имеет также название «метание». Впрочем, раньше метанием назывался всякий земной поклон, как об этом свидетельствует инок Никодим в своих «Статиях»: «А еже в старопечатных книгах во святые посты в церковной службе поклоны земныя творити указуется, сие в древлеписмянных и харатейных, греческих и славянороссийских метании написано суть. А идеже в печатных без поклонов, ту в писмянных без метаний явствуется, ибо поклоны земныя вместо метаний, метания же вместо земных поклонов в писании приемлются. О чем и в житии святаго Златоустаго, списанным трудолюбнейшим Георгием, архиепископом александрийским, свидетельствуется, яко «егда сотворь (бывый ученик Златоустаго Прокл) метание (святому Златоусту, на стране, поклонься) до земли» ... В службе церковней употребляемыя поклоны земныя нарицаются метании, по словенски же поклоны, овыя именуются великие, овыя же излегка, инии же поясныя. Великия же, еже главою с коленопреклонением на землю, излегка же есть единеми руками с коленопреклонением колен, до земли главою не касатися. Поясныя же еже и не преклоняя колен, ниже досязая руками праха, но право стоя в пояс благочестиво поклоняются». (Статия 4, показание 18, 1915 г., No 20). 0 различии великих и малых поклонов пишет и священномученик протопоп Аввакум, поучая свою духовную дщерь, боярыню Морозову: «Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи; егда же великий (поклон) прилучится, тогда главою до земли». Среди новообрядцев метания, видимо, прочно забыты. В прошлом веке П.И. Мельников-Печерский, писатель, известный своими произведениями о старообрядчестве, счел необходимым объяснять своим читателям: «Метание — слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, — особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его — полы своего платья, по полу постланной» («В лесах», ч.1, гл. 11). «Метание» происходит от греческого «metanoia», что означает «покаяние», «раскаяние», перемену образа мыслей. В богослужебных книгах ему естественным образом усвоилось значение «поклон», ибо, как уже говорилось выше, именно поклон является внешним выражением чувств кающегося человека. В позднегреческом языке (с IV в.) это слово звучало примерно как «мэтаниа». Так оно и вошло в славянский, а затем и в русский язык. Будучи удивительно созвучным славянскому глаголу «метати» слово получило дополнительный оттенок. Ведь при земном поклоне человек «метает» свою плоть на землю, повергает себя в прах пред Богом. Надо ли удивляться, что во многих случаях древние переводчики оставили это слово без перевода! Необходимо напомнить, что большинство земных поклонов в церковной службе — это «малые земные поклоны», метания. Великие земные поклоны совершаются на «Изрядно», после «Достойно» и задостойников, после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев, например, перед чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина после «Честнейшую» — великий поклон, три поклона с молитвой прп. Ефрема также великие, затем 12 метаний, после них — чтение молитвы преп. Ефрема и снова великий земной поклон. http://www.liturgica.ru/bibliot/poklony.html [Есть] три поклона с названиями: первый из них называется обычным поклоном, то есть от груди и до пупа, второй - средним поклоном, то есть в пояс. Третий поклон - большой, то есть в землю. (Сын церковный.) http://oldbelief.chat.ru/books/son.htm

Konstantinъ: Теперь ясно. А то нигде толком не мог найти. Спаси Христос.

Пирожок: Урушевъ пишет: Если Вы о тафьях, то их уже никто не носит четыреста лет. Это прообраз современных тюбитеек, а татары даже по Москве в них ходят. В общем это если бы мы сейчас одевали тюбитейки и носили их.

Урушевъ: Будем татар бить???

Пирожок: Зачем? У них свои обычаи, пусть как хотят носят, главное нам тюбетейки не одевать, помню фильм про Тимура и его команду, там пионэры в тюбитейках некоторые, сомневаюсь, что они татары были, видимо модно было тогда их носить.

Партизан: KonstantinСЉ пишет: И у меня не получилось. А домашней вечерней молитвой как-то можно оправдать отсутствие? Ну, что-то дополнительно? Сергий Аветян пишет: Konstantinъ, ну помолись самостоятельно полностью покаянный канон Андрея Критского. Там за службу около 1000 земных поклонов получается. Собираюсь начать.KonstantinСЉ, присоединяйся. Часов в 8 начнем, до 3 управимся.

вера: Сергий Аветян пишет:"Konstantinъ, Вы что никогда на Марьином стоянии не были? Какие шутки? Даже если не к началу подойти - накланяешься вдосталь. Все поклоны земные." Простите за невежество( и не в тему),но я ничего про это стояние не знаю. Можно рассказать?



полная версия страницы