Форум » Беседы форумчан » Церковная реформа Никона и крепостное право. » Ответить

Церковная реформа Никона и крепостное право.

САП: В соборном Уложение от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невоможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле), но владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»). 17 ЯН 1765 (13 ДК 1760?) вышел Указ о разрешении помещикам ссылать крепостных в Сибирь в зачёт рекрутской повинности. Реформы Никона начались весной 1653г. Я к тому, что политическая, экономическая и церковная реформа, неразрывны, и являются частями единого процесса - разворота России на Запад. Посему не стоит расматривать церковную реформу как нечто отдельное.

Ответов - 7

Евгений Иванов: САП пишет: В соборном Уложение от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невоможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле), но владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»). А что было при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове? САП пишет: политическая, экономическая и церковная реформа, неразрывны, и являются частями единого процесса - разворота России на Запад. Но о каком Западе в данном случае мы говорим? Середина 17 века. Было ли в Европе крепостное право?

Евгений Иванов: Вроде неплохой путеводитель по эволюции крепостничества http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/066/160.htm Вероятно, что можно говорить об ориентации на западных соседей. Но разворот ли это на Запад или просто общее поетрее, сказать трудно.

САП: Евгений Иванов пишет: Было ли в Европе крепостное право? Было конечно и гораздо раньше чем в России. Евгений Иванов пишет: Вероятно, что можно говорить об ориентации на западных соседей. Но разворот ли это на Запад или просто общее поетрее, сказать трудно. Так погляди на историю, произошел именно разворот на Запад, всех сфер государственной жизни. В Царство Петра I он завершился окончательно. Хочу заметить. что реформа (политическая и экономическая) началась за несколько лет до вступления Никона на патриарший престол(!)


Евгений Иванов: САП пишет: Было конечно и гораздо раньше чем в России. Быть то оно было, только с 17 веком резко на убыль пошло. В Англии уже революция. Во Франции Ришилье умер. САП пишет: Так погляди на историю, произошел именно разворот на Запад, всех сфер государственной жизни. В Царство Петра I он завершился окончательно. Там Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, регнство Софьи Алексеевны. И особо на Запад ничего не разворачивалось. У них, какой-то свой особый мирок был. Во всяком случае, это не петровско-елизаветинское прозападничество. При Петре, вообще мрак начался. В Кортесах бы кого-нибудь побрил.

Хорхе: Евгений Иванов пишет: Там Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, регнство Софьи Алексеевны. И особо на Запад ничего не разворачивалось. У них, какой-то свой особый мирок был. Алексей Михайлович - абсолютно прозападный человек. Его воспитывали так, что уже в 20 летнем возрасте он начал церковную реформу, и в течение последующей жизни восхищался всем европейским. Софья Алексеевна - вообще наводнила Москву иезуитами и латинскими законодателями. Евгений Иванов пишет: В Англии уже революция. Вы забываете, что Английская буржуазная революция - т.е. восстание сектантского парламанта против просвещенного абсолютизма англиканина - неокатолика Карла I, было именно связано с переходом лендлордов к безграничной эксплуатации населения в интересах экономики. Английская религиозная реформа 1530х и гражданиская война 1641-1649, есть два взаимосвязанных явления, подобно 1653 и воцарению Петра1.

Мария: САП пишет: Я к тому, что политическая, экономическая и церковная реформа, неразрывны, и являются частями единого процесса - разворота России на Запад. Посему не стоит расматривать церковную реформу как нечто отдельное. это так. тоже самое можно сказать и об "расколе" 1054 года.

САП: Мария пишет: тоже самое можно сказать и об "расколе" 1054 года. Оно так.



полная версия страницы