Форум » Иноверие » О июдаизме. » Ответить

О июдаизме.

САП: O крещеных евреях через призму еврейских историй, притч и анекдотов Михаэль Дорфман [more]Переход в христианство всегда рассматривался ортодоксальной еврейской традицией как страшное преступление, которое нельзя было оправдать даже желанием спасти жизнь. В Талмуде крестившихся евреев называют мин и их приговаривают к смерти. Судьба многочисленных христианских мучеников свидетельствуют, что в древности это была не пустая угроза. Когда в 614 г. войска персидских огнепоклонников с помощью евреев выгнали из Иерусалима византийский гарнизон, то всем христианам было предписано вернуться в лоно иудейской религии. Те, кто не согласился – были перебиты. Доходило до того, что евреи выкупали христианских военнопленных на рынках рабов и убивали. Впрочем, история редко была на стороне евреев и в большинстве случаев, евреи сами становились жертвами религиозных гонений. Но это не привело к смягчению закона. Живший в спокойном и сытом мусульманском Каире великий еврейский законоучитель Рабби Моше бен Маймон, больше известный как Маймонид или по акрониму РАМБАМ, соглашался, что вынужденный переход в мусульманство, хоть и грех, но не смертельный, поскольку мусульманство все же проповедует веру в единого бога, а вот переход в христианство – смертельный грех, поскольку речь идет о многобожии, о язычестве авода зара. Но при этом еврейский закон Галлаха считает, что крещеный еврей не перестает быть евреем. Закон не смягчался и позже, но вместо смертной казни евреи проводили символическую церемонию оплакивания шиву по отступникам, как по покойникам. Еврейский народ, не терял оптимизма и юмора ни при каких обстоятельствах. Национальный еврейский «смех сквозь слезы» звучал и по усопшим, и по выкрестам. Из обширной литературы по еврейскому юмору мы выбрали несколько характерных, на наш взгляд историй и анекдотов, лучше всего отражающих мнения евреев о своих бывших единоверцах. Заметим сразу, что фольклор далеко не однозначен. На каждую пословицу можно найти пословицу с обратным смыслом; для каждой басни – другую басню с обратной моралью; на каждый анекдот – противоположный по смыслу. Особенно, когда дело касается играющего оттенками смысла и тона еврейского фольклора и еврейского языка. Большая и солидная «Энциклопедия еврейского юмора» (Encyclopedia of Jewish Humor From Biblical Time to Modern Age. Compiled and edited by Henry D. Spalding. Jonathan David Publishers, New York, 1969) посвящает выкрестам, отступникам, атеистам и агностикам целый раздел. Основной смысл историй – еврей даже в христианстве остается евреем. Мойше Леви крестился в лютеранской церкви. Перед крещением пастор спрашивает, какое христианское имя он хочет выбрать: - Мартин Лютер, – отвечает неофит, - И какой духовный смысл имеет столь прославленное имя для вас? - Понимаете, не хочется менять инициалы на белье для прачечной. Евреи отказывались верить, что с крещением еврейский человек, сын еврейской матери теряет свои еврейские качества, особенно, чувство юмора. Хаим перешел в православие. Батюшка его наставляет: - Ты понимаешь, у нас, христиан есть постные дни. Теперь тебе нельзя есть мясное по средам, и особенно по пятницам. Не удовлетворившись напутствием, батюшка решил навестить в пятницу вечером своего нового духовного сына. Застал он семью Хаима, поедающую говяжью ногу. - Сын мой, ты не забыл, что сегодня постный день? - Никак нет. - Но тогда почему ты ешь мясо. - Это не мясо, батюшка, а гефилте фиш. - Как так! Я же вижу, что это мясо. - Я превратил его в рыбу. - Как это превратил? - Очень просто. Точно так, как вы превратили еврея в православного. Я окунул мясо в воду. Но так же, как евреи не верят, что купель меняет их соплеменников, они не верят, что неевреи – гоим примут новообращенного к себе Бени сообщает своему другу Файвелу, что он крестится. - Однако…. - Сделай мне одну любезность, – перебивает Бени. - Какую? - Крестись тоже. - Ты с ума сошел, мешугенер… С чего это вдруг? - Чтобы у меня был хоть один христианский друг. Впрочем, не всегда отношения столь безоблачны. Не один новообращенный пытался порвать свои связи с еврейством, стать «новым человеком». Файвел и Файтель пошли креститься. Файвел пошел в купель первым. После крещение Файтель спрашивает: - Эй Файтель! Ну как там было? - Во-первых, не Файтель. Мое имя – Филипп. А во-вторых, с жидами не разговариваю. Вы нашего Господа убили. Среди евреев были такие, кто перешли в лагерь гонителей своего народа. Их было относительно немного, но их имена, как Торквемада стали нарицательными. Они были не только отступниками, но еще и мусер – так Талмуд называет еврея, доносящего властям на своих соплеменников. Таким тоже полагалась смерть. Евреи от души презирали их и всеми правдами и неправдами старались наказать гонителей. Мишка-мусор бы ненавидим всеми в местечке. Как-то раз его хозяева избили Мишку за то, что он недостаточно усердно доносил властям и за неделю не выявил ни одного нарушения. Свидетелями порки стало много народу, и избитый Мишка шел по улице местечка и улыбался. Навстречу шел раввин. - Скажи мне, ради небес, чего же ты смеешься? – спросил раввин. - Я радуюсь, что избили хотя бы одного еврея, ответил мосер. - Но, если ты радуешься, то почему ты так кричал и сейчас еще весь заплаканный? - Потому, – отвечал мосер, – что я ненавижу, когда еврей получает удовольствие. Юмор еще и в том, что речь здесь идет не о выкресте, а о еврее, страдающем сложным садомазохистским комплексом. Задолго до того, как психологи придумали термин «еврей-самоненавистник», не важно с крестом на шее или с ермолкой на голове, еврейский народ дал явлению точное определение. Впрочем, большинство крестившихся евреев не таили зла на свой народ, оставались в душе евреями, поддерживали связи с родней, оказывали посильную помощь соплеменникам. Берл обращается к судье, крещенному еврею с последним словом: - Я не знаю, Ваша честь, к чему мне лучше воззвать? К вашему еврейскому сердцу или к вашему христианскому всепрощению, которое вы недавно приобрели. Легендарной фигурой среди евреев был известный ученый-семитолог член Императорской Академии Наук Данила Абрамович Хвольсон (1819-1910). Он принял православие, даже преподавал одно время древнееврейский язык в Духовной Академии. Однажды он, якобы, заявил, что принял крещение потому, что лучше быть профессором в Санкт-Петербурге, чем меламедом в Вильне. (другая версия говорит …чем учителем в хедере в Эйшишках). Про Хвольсона у евреев ходит множество анекдотов и историй. Хвольсон был выдающимся человеком. Его почти забыли в России, зато в Америке он бы фигурой почти культовой. Во многих книгах об идиш, еверйкском наследии или русском еврействе встречается его имя. Дом Хвольсона был открыт для евреев, он был ходатаем по еврейским делам, защитником евреев. Раввин Елия Хаим Лодзер приехал в Мариенбад, где к нему пошли евреи спросить совета. И, как водится, про мировые проблемы. Один еврей оказался горячим поклонником Хвольсона и спросил мнения раввина. - На мой взгляд вопрос в том, имеет ли этот человек ту же честь, как и до крещения, – отвечал раввин. - Я расскажу притчу. Был один литовский еврей, очень набожный. И попал он как-то в провинциальный российский городок, где покушать по-еврейски было негде. Еврей же был очень набожный и знал наш Закон. Он купил курицу, зарезал ее с соблюдением всех ритуалов, засолил мясо и сделал все по Закону. А потом сварил мясо в некошерной кастрюле. Раввин взглянул пристально и вздохнул: - Увы, зачем были нужны все приготовления, если посуда в конце оказывается некошерной. Так или иначе, но когда нависла страшная опасность – кровавый навет в Куатиси, то Хвольсон со всей страстностью отдался защите евреев от нападок. Уже после смерти его заключениое использовалось на процессе Бейлиса. Сегодня, после всех кошмаров ХХ века, даже трудно представить, насколько чреватой и угрожающей было «Дело Бейлиса» для русского еврейства и насколько одинокими оказались евреи перед лицом опасности. Именно Хвольсон сумел мобилизовать русскую интеллигенцию, русское общественное мнение на защиту Менделя Бейлиса и всего еврейства. Тогда не было слышно голоса противящихся любой помощи. Вышеприведенная история учит, что они были. Всегда есть такие, уверенные, что «чем хуже, тем лучше». Но кто их слышал? Основатель крупного течения ХАБАД в хасидском иудаизме раввин Шнеур Залман из Ляд во время нашествия Наполеона призывал евреев оказать сопротивление французам, несшим на своих знаменах лозунги свободы, равенства, братства и еврейской эмансипации. Раввин призывал поддержать крепостническое и антисемитское самодержавие царя Александра I, способствовавшего, по мнению раввина, сохранению еврейства. Крещение было массовым явлением в Восточной Европе в XIX-XX вв. В России только при Николае I крестилось свыше 300.000 евреев, что составляло около 10% еврейского населения. В Германии и Австрии только во второй половине XIX в. примерно то же количество. Причины были очень разные. Генрих Гейне называл крещение «пропуском в европейскую цивилизацию». Основные причины хорошо описаны в следующей истории: Встречаются в поезде четыре выкреста. Разговор зашел о том, почему они крестились. - У нас в местечке был погром. Пришли мужики и казаки и убивали всех евреев. Вот я и крестился, чтобы спастись, – рассказал первый. - А я хотел в университет поступить, а там – процентная норма. Евреев не брали, – рассказал второй. - Ну а я влюбился в нееврейку шиксу. Куда мне было деваться. Пошли в церковь и обвенчались, – сказал третий. - Ну а я искренне уверовал, что Господь наш Иисус Христос воистину Спаситель, – сказал четвертый. - Иди, расскажи это своим гойским знакомым. Причин для крещения было значительно больше – экономические, социальные, попытки вырваться из гнета нищеты, из давящей атмосферы еврейского местечка, получить должность или статус. Но одна причина – искреннее принятие христианства оставалась для евреев неприемлемой и невероятной. Сожалели евреи об ушедших, о меняющих имена. Гольдшмидт женился на нееврейке, перешел в христианство и поменял свою фамилию на Смит. Его бывший раввин сказал по этому поводу: - Хотя он и оставил себе несколько слогов старого имени, но истинное золото (гольд) он потерял. Притчу приписывают старенькому рабби Тверскому, главе чернобыльских хасидов, проживавшему в Лос-Анджелесе, а в конце жизни уехавшему на Святую землю. Притча верна не только для выкрестов, но и для множества евреев в Европе и Америке, менявших свои имена и фамилии на более «благозвучные». Даже крупной корейской фирме «Гольдстар», торгующей различной бытовой техникой пришлось выложить около миллиарда долларов на кампанию по изменению бренда, поскольку черные американцы не хотели покупать холодильники с названием, звучавшим, как еврейская фамилия. Теперь их продукция называется LG и их с готовностью покупают черные американцы, итало-американцы, азиато-американцы и даже американские евреи. Что-ж. Многие исследователи считают брэнды новым культом, сменяющим религию в пост индустриальную эру. Но вопреки всему еврейские истории не верят, что еврей может перестать быть евреем. (Другая версия гласит, что нет никакого антисемитизма. Гольд и стар для американцев значат знаки качества, а продукция Голцдстар была качестве нижше среднего. Вот потребитель и наказал фирму за нелестную рекламу и пришлось выложить много миллионов на измненение имиджа) Неудачливый торговец Гуревич возвращается накануне Ханнуки домой с пустыми руками. А тут на методистском молельном доме большая надпись «Кто до вечера примет святое крещение, получит $100». Абрамович пошел, крестился и заработал 100 долларов. Приходит он домой. Там жена просит денег на обед. Дочка просит на платье. Сын – на велосипед. Теща – на очки. Всем раздал и сам себе говорит: - Вот так всегда. Только несчастный гой заработает пару копеек, как эти евреи у него их отымут. Отрицание крещения носило не только теологический, но и чисто бытовой смысл. Семья, в которой был крестившийся, считалась опозоренной, и брачный рейтинг женщины из такой семьи значительно понижался. А ведь хорошо выйти замуж считалась заветной целью праведной еврейской девушки. Приходит молодой еврей в церковь и просит быстренько его покрестить. Священник спрашивает: - Зачем такая спешка? Приходите завтра с утра, я вам объясню основы нашей веры. - Завтра будет поздно, отче. Я хочу сейчас же поменять религию. - В чем же дело? - Понимаете, я только что страшно поругался со своей женой. И пока я не остыл, я хожу сделать что-нибудь такое страшное, чтобы опозорить эту енту. Заметим, что еврейское имя Ента происходит от старофранцузского имени Gentillia - благородная, как скажем Шпинця от Esperanza – надежда.. Сейчас в это трудно поверить, потому, что в еврейском языке это имя стало нарицательным для сварливой, болтливой, глупой и злобной местечковой бабы. Впрочем, в Нью-Йорке ента означает сваху. Боязнь болтливых ент во всех значениях заставила религиозные семьи скрывать наличие в их семьях выкрестов, как скрывали тяжелую душевную болезнь или плохую наследственность. Хотя добровольное крещение было массовым явлением и затрагивало все без исключения слои еврейского народа, – как светских вольнодумцев, так и набожных раввинов. Часто при упоминании о великом еврейском философе, отце Еврейского Просвещения Моисее Мендельсоне от набожных евреев можно услышать, что «он принес вред, за это был наказан Богом и его дочь крестилась». Факты говорят, что в их среде ушедших от религии и даже крестившихся всегда было много. Несмотря на высокую рождаемость ( в четыре-пять раз выше, чем у светских евреев) процент ультраортодоксальных евреев в еврейском населении остается неизменным как в Америке, так и в Израиле. Отметим как курьез, что у весьма набожного израильского министра Юлия Эдельштейна крестился не сын, а отец, ставший православным священником. Сын поначалу скрывал этот факт, а затем оценил пропагандистский эффект такого родства в падкой на сенсации израильской прессе, даже пригласил отца в Израиль и демонстративно провел его по коридорам израильского парламента Кнессета. В семьях известных раввинов случались выкресты. Раввин Мойше – сын упомянутого выше основателя хасидского любавичского движения, автора основополагающего труда течения ХАБАД «Танья» раввина Шнеура-Залмана из Ляд перешел в христианство в возрасте 36 лет. Любавичские хасиды либо не знают, либо замалчивают этот факт. Набожные евреи упорно отрицают возможность перемены веры теми, кто ведет ортодоксальный образ жизни. Но еврейский анекдот говорит иное: Рабби узнал о том, что его любимый сын крестился. Он посыпал голову пеплом, порвал одежду, снял обувь и сел на пол, как принято, когда у евреев умирает близкий человек. Раввин страстно молился и вопрошал небеса - Готеню, Господь мой. Разве я не учил усердно Тору и не учил ее другим? Разве я не соблюдал усердно Закон Твой? Разве я не делал добрые дела, как заповедано в «Поучениях Отцов»? Так почему же такое горе. Почему же мой сын, мой любимый сын перешел в христианство. - Разве только твой сын? – ответил ему голос по еврейскому обычаю вопросом на вопрос. Отметим кстати, что разговор с Богом – распространенная форма еврейского анекдота. И глас божий из анекдотов несет в себе квинтэссенцию еврейского сознания и еврейского юмора. Приведем еще один пример Лео Ростин в бессмертной книге «Joys of Yiddish» объясняет американцам смысл еврейского слова (русского происхождения) мучит, мутчен Молится еврей в синагоге: - Готеню, Боже святой, да благословенно имя твое. Ну почему я такой несчастный? Я же каждый день прихожу в синагогу, учу лист из Талмуда и молюсь тебе, молюсь, молюсь. Разве с детства я сделал хоть один шаг, не посоветовавшись с тобой? Разве есть еще кто-то, кто так часто обращается к тебе? Я же такой бедный… Вот мой безбожник-эпикойрус брат! Так у него и дети удачные, и жена – красавица, и бизнес процветает, и дом богатый. Господь, царь вселенной, я не спрашиваю, почему ты его не накажешь. Я лишь спрашиваю, почему? Почему мне выпал такой удел? После долгих воззваний синагога замерла и голос возвестил: - Потому, что ты только то и делаешь, день за днем, день за днем, что приходишь сюда и мучишь меня! В еврейском языке есть два слова, означающих добровольно крещенного еверя – гешмат и мешумед. Честно говоря, крупные знатоки не могли объяснить разницы. Оба слова происходят от ивритского корня шмад – проклятый, но гешмат вроде бы имеет более широкое значение. Отметим интересный факт. Нам не удалось найти ни одного анекдота, прямо проклинающего выкрестов. Значительно больше страсти, а зачастую злой иронии и даже совершенно неприкрытой ненависти несут в себе истории и анекдоты о межеврейских войнах; об отношениях верующих и светских; сефардов и ашкеназов; о конфликтах между основными направлениями иудаизма: хасидским, ортодоксальным, традиционным (неправильно переводимого, как консервативное), реформистским и реконструктивистским; о вражде между хасидами и ортодоксами-литваками; о конфликтах в хасидской среде, например, между хабадниками и сатмарскими хасидами. По отношению в крещенным евреям нам не удалось обнаружить ничего подобного русской пословице «жид крещенный, что вор прощенный». Или болгарской поговорке «еврея крестят, хорошо бы подержать его под водой подольше». Или знаменитого шекспировского «когда еврея крестят, то повышается цена свинины» (Венецианский Купец, акт III, сцена v). Возможно, они где-то есть, но верные еврейским принципам избегать злословия, составители не включали их в сборники. Возможно, сказываются законы жанра и еврейский характер не терпит черно-белого видения мира в оценке столь сложного явления. Но вероятней всего, что великая еврейская любовь к жизни оказывается сильней догм и юмор побеждает ненависть, остается с евреем даже перед лицом смерти. Умирает старый еврей. Он просит жену: - Сурэлэ, душа моя. Мне очень плохо. Позови мне священника. - Бог с тобой, Абраша! Ты наверное повредился в уме и хочешь позвать раввина? - Да нет. Священника позови. Жаль тревожить нашего старенького раввина в такую ненастную ночь. [/more]

Ответов - 234, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Саныч: Все проще, наши не будут молиться с брадовредителем, или с забритым наголо. Вот и все, это знак принадлежности как и многое другое из внешнего. Перед расколом на Руси бород не стригли, потому в редакции Макарьевских Миней говорится о страдании мучеников за стрижение бород, равно как и в других источниках (по ссылке, Кормчая, послания и прочее).

Алексей Рябцев: Саныч пишет: за стрижение бород, равно как и в других источниках (по ссылке, Кормчая, послания и прочее). У Вас, видимо, есть непонимание некоторых слов русского и славянского языков. Попытаюсь объяснить "на пальцах". "Стрижка" - это любое срезание волос. То есть укорачивание волос до любой длины (от максимальной до нуля). "Бритьё" - это полное срезание волос ("догола"). То есть "бритье" - это частный случай "стрижки". Чтобы понять о каком именно виде "стрижки" идет речь, надо учитывать весь текст целиком, а не выдергивать отдельные слова. Манипулировать терминами, приписывая словам с общим смыслом узкое частное значение, недопустимо. Наши предки, понимая, что некоторые "ревнители не по разуму" будут поступать именно таким извращенным способом, очень часто вводили в текст поясняющие добавления, чтобы исключить любую неясность. Например, в Кормчей в правиле "О стрижении брады" для непонимающих напечатано два раза (оба раза - красным цветом!) перед правилом: "брад не брити христианом", а после правила: "брады бреющих писание святое еретическими слугами нарицает".

Саныч: В служебнике Иосифа патриарха говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по ле-тописнымъ книгам рещеи, предание царя греческаго, пачеже врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже по-стригати брады, или брити, якоже реши богосозданную доброту растлевати, иди паки рещи по летописнымъ книгамъ под-твержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римскимъ народом, пачеже и чином их священнымъ сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу кипрскому евтихскою сию ересь на-рекшу. Ибо Константина цара Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знаютъ, яко еретическия слуги суть, иже брады имъ пострижены" (изд. лета 7155, лис.621).


Алексей Рябцев: Саныч пишет: В служебнике Иосифа патриарха говорится "Служебник" вещь, конечно, авторитетная. Только прекрасно видно, что вторичная (по отношению к Стоглаву и Кормчей). Все материалы для Служебника брались из этих первоисточников. Соответственно, к ним и надо обращаться. Впрочем, также видно, что служебник редактировали люди Ваших взглядов. Они постарались придать ясным вещам дополнительный мутный оттенок. Но только оттенок, не более. Переубедить Вас я, разумеется, и мыслей не имел. Меня, конечно, утешает то что Вы ранее высказывали соображения о том, что даже бритый человек может быть вполне благочестивым.

Саныч: И я рад, что вы убедились, что сие обыкновение ни от послераскольных выдумок взялось, а имело в себе вполне авторитетное обоснование в дореформенных источниках. PS Как и ранее говорил, для меня нестриженная борода - знак принадлежности к русской традиции благочестия. Что же до древности, то да, бороды стригла, а многие так и брились, хотя это не приветствовалось на Востоке, но было терпимо, а уж в армии так и подавно. На Западе же римский обычай брадобритии ни куда не исчезал и был нормой.

Саныч: Да и в довесок, к тому когда вы меня учили "правильному пониманию некоторых слов русского и славянского языка", старообрядцы всех согласий понимали стрижение и бритья бород через призму вот такого понимания который в Служебнике, потому разномыслия по этому вопросу ни у кого не возникало.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: потому разномыслия по этому вопросу ни у кого не возникало. Всё хорошо в свое время. Я уже писал выше, что в 18-19 века нестриженая борода - политическая и религиозная демонстрация, поэтому она имела глубокий смысл. Сейчас она никакого смысла не имеет. Голая (простите за каламбур) и мертвая форма. А значит, - сваливание к иудаизму. Мужчины должны носить бороду, потому что это уважение Воли Творца, сотворившего мужчин именно такими. А стриженая это борода или нет, не имеет никакого значения. Не надо только слишком много этой бороде времени уделять (красить, "волосоплетением" заниматься и т.д.). Вот, например, обычная иллюстрация из Летописного свода 16 века: Видно, что у князя борода стриженая, у инока - нестриженая, у бояр - у кого стриженая, у кого нестриженая. А рядовые воины вообще бритые. Тогда рядовые воины перед боем бороду сбривали, чтобы враг не мог за нее схватить

Саныч: Ещё раз повторяю, нестриженная борода стала знаком принадлежности. В кругу враждебных, антихристовых государств лишь Москвия -Третий Рим, хранила чистоту православия, от этого то, что раньше было терпимо, стало нетерпимо, заострились разногласия. Это и вынесли ревнители благочестия, крайнюю форму нетерпимости к неправославным знакам, от сюда такая острота суждений о том на то что в другое время не обратили бы и внимание.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: Ещё раз повторяю, нестриженная борода стала знаком принадлежности. Кто бы спорил.. И я о том же. Только это закончилось сто пятьдесят лет назад. Сейчас же нестриженая борода не является "знаком принадлежности".

Саныч: У наших все осталось по прежнему. Если пострижешь бороду или слишком коротко волосы на голове, то с тобой не будут молиться пока не исправишься. Бабам запрещено стричь волосы, хотя они и всегда покрытые.

Алексей Рябцев: Саныч пишет: У наших все осталось по прежнему. Это называется смысловой тупик. Вы (лично) загнали себя в очень опасное положение, при котором грядущий духовный кризис неизбежен. Если не успеете вовремя помереть, то выходов будет только два - либо сумасшедший дом, либо ИГИЛ (организация запрещенная в РФ - прим. Рябцева). Говорю без малейшего стеба, иронии и шуток.

Саныч: Вы мне уже пророчили смысловой тупик, мы с вами существуем в разных смысловых пространствах. Для меня же фантастика как вы со своим штангенциркулем подходите к религиозному сознанию

Феодосия: Саныч, а в ваших пермских кельях кроме тебя мужчины ещё есть?

Алексей Рябцев: Саныч пишет: Для меня же фантастика как вы со своим штангенциркулем подходите к религиозному сознанию Слишком большой опыт наблюдения за религиозными людьми имею. В разных местах и разных конфессиях. Сначала меня поражало большое разнообразие проявления религиозности. Потом стал примечать, что разнообразие поведения и психологии весьма невелико (5-6 у мужчин и 3-4 у женщин). Примерно с 2003 года ни одного нового случая не попадалось.

Саныч: В Пермском пределе 5-ть келий осталось, из молящихся 4-е бабушки (одна из них лежит после инсульта), 2-е девицы, и у меня в келии умирает недавно крещеный парень (рак).

Алексей Рябцев: Саныч пишет: и у меня в келии умирает недавно крещеный парень Уход за смертельно больным человеком зачтется Вам на Страшном Суде много больше, чем борода. Помогай Вам Бог!

Саныч: Я ж писах, писах, нестриженная борода знак принадлежности к христианскому обществу, равно как и соблюдение уставных постов, и праздников, и много чего относящегося до внешнего выражения благочестия. Тем паче что и житие тут по иночески устрояется.

С.Т.Б.: Неубедительно. Нестриженую бороду носили представители многих религий, следовательно она не могла означать принадлежность к христианству. Вижу прочли.Ответы далеки от реальности. Потому и умирают форумы превращаясь в площадку выступлений одного взгляда на реальные события.

С.Т.Б.: Для чего тогда Христос на крест взошел? Если по вашему старый закон в силе и в том же качестве по сей день? Бороды не брить, волос не стричь.

Саныч: С.Т.Б. вы меня вопрошаете? Я насколько мог разъяснил свое видение практики дораскольной Русской Церкви по этому вопросу. Вутри Церкви, судя по источникам, полемики этот вопрос не вызывал. Ну и наши християне законсервировали законоустановления этого периода, так как смотрительного изменения обычаев по причине отсутствия святителей своевольно допустить не могли.

С.Т.Б.: Саныч пишет: С.Т.Б. вы меня вопрошаете? Кроме вас вроде никто не пишет о бороде как о признаке христианина. Может я не все прочитал по теме? Саныч пишет: свое видение практики дораскольной Русской Церкви по этому вопросу Это другое дело когда своё. Теперь каждый школьник может в ютубе по запросу наткнуться на других которые бороды также не стригут, но весьма далече от христиан. Сравнив с вашими убеждениями поймет,что кто то не совсем точен. Саныч пишет: Вутри Церкви, судя по источникам, полемики этот вопрос не вызывал. Потому что даже если это и вопрос, то не первостепенной важности. Христос на кресте зачем ветхий закон отменил? Чтоб спустя столетия его вновь стали соблюдать? Вопрос риторический, задан не с целью полемики,а лишь узнать более точнее позицию и чем она подкреплена фактически. Если лишь одним соблюдением ветхого закона упразднённого Христом на кресте вопросов больше не имею.

Саныч: В теме писали трое, все соглашаются, что борода признак христианина, двое допускают брадострижение, но отвергают брадобритие, я же вслед за нашими отцами указую, что мы приняли от дораскольной Руси православие воспрещающее и брадострижение. Как известно из Евангелие весь закон в двух заповедях любви к Богу и к ближнему. Но с соблюдением всего ВЗ закона не все так однозначно. Первая Еросалимская церковь была сплошь иудейская и закон соблюдала, когда ап.Петр присоединил к Церкви неиудеев встал вопрос о соблюдении закона, решили, что уверовавшие из языков должны в плане закона (кроме двух главных заповедей) только воздерживаться от крови, удавленины, идоложертвенного и блуда. Решения о введении законов обязательных для Церкви основывались на том, что апостолам Христос дал власть вязать и решить, а они передали эту власть своим преемникам епископам. Дальше больше, по подобию ВЗ установлению, Церковь устанавливает праздники в которые запрещено работать, поститься и совершать земные поклоны и посты, когда он вменяется в обязанность. Ну и много всего прочего. В частности запрет на скверноядение по образу иудейскому, но не во всем (к примеру свинину не запретили). Так же на Востоке запретили брадобритие и это был один из пунктов взаимного обвинения во время раскола Востока и Запада 1054г. Более того в славянскую Кормчую вошли выписки из закона Моисея о казнях для нечестивых, идолопоклонников и проч., т.е. прямая отсылка к ВЗ, запрет на брадобритие так же оправдывался ссылкой на ВЗ. После раскола на Руси середины 17в. не осталось православных епископов, которые имели полномочия вносить изменения в применения тех или иных правил, потому законсервировались те правила которые действовали в Русской Церкви на момент раскола.

С.Т.Б.: Вопрос в силе. С.Т.Б. пишет: Христос на кресте зачем ветхий закон отменил? Чтоб спустя столетия его вновь стали соблюдать? Как на него отвечает ваше мировозрение? Если Христос шел на крест не отменять закон, то тогда зачем по вашему мнению?

Саныч: Христос шёл на крест исцелить нашу падшую природу, занятую Сыном от Богородицы. Закон был дан иудеям, чтоб ограничить своеволие греховной природы запретами. Преемники апостолов, по нуждам времени так же принимали запреты для верующих.

С.Т.Б.: Простите, но из ваших ответов непонятно, Христос отменил ветхий закон на кресте или нет? Можно от вас получить ответ в стиле христианской традиции последователем которой вы себя преподносите,"да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого."?

Саныч: В целостности все 613 заповедей Пятикнижия Моисеева обязательные для исполнения чающим спасения - отменено, частью закоуностановления ВЗ остались в силе, частью были прибавлены новые христианские законы по примеру ветхозаветных.

С.Т.Б.: Не встречался ешё с подобным вероучением иудаизм с уклоном в православную традицию древлеправославного направления. Весьма противоречиво с православием ваше учение. Хотя у каждого человека свой выбор и путь. Благодарю за ответ.

Саныч: Чем богаты PS У нас и суббота не забыта: понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Стоглав. Московский собор 1551г. http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf

Саныч: Покончился р.Б. Омыл, одел в крещальные ризы и похоронил сегодня.

Алексей Рябцев: Будем надеяться, что и рядом с нами в такой же час окажутся добрые люди, которые нас омоют, оденут и похоронят. Хоть имя скажите, - помянем...

Саныч: Илия

alexa: Саныч пишет: писали трое, все соглашаются, что борода признак христианина, двое допускают брадострижение, но отвергают брадобритие честно сказать, если бы я имел такую окладистую бороду, как Саныч, то, конечно, и на щеках бы не состригал её. Если посмотреть в корень - да, вы оба, и Алексей Юрьич, и Саныч, правы. К спасению ведёт не брадобритие либо отращивание бороды. Но до середины 19 века борода у русских - исключительный признак православного. Подстрижение бород было у правительствующего и воинствующего христьянского люда. Чем набожней человек - тем длиннее борода (это, увы, до нашего времени не дожило).

С.Т.Б.: Ну если бороду рассматривать, как часть природной красоты, то наверно многие у кого она красива от рождения носили бы её. Вопрос насколько я понял был в том, что ношение бороды требование закона до распятия, только распятием закон упразднён был,об этом апостол Павел во многих местах писал. Борода как отличие от католиков,это да с этим вопросов нет.

Доброжелатель: С началом Великого поста! Да хранит всех Христос. Аминь! Позволю себе высказать свое доброжелательное суждение: если бы люди читали почаще и внимательно Св.Писание и Послание ап.Павла, да еще и с удачными к ним комментариями, то, скорее всего, и споров бы по различным вопросам не возникало, но более лишь обмен ссылками на прочитанное. Может быть, и наступят такие благодатные времена. По сией дискуссии: К галатам гл.3 1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Исус Христос, как бы у вас распятый? 2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? 4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! 5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? 6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. 7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. 13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], 14 дабы благословение Авраамово через Христа Исуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. 15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. 17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. 18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. 19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. 20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один. 21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Исуса Христа. 23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе. 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.



полная версия страницы