Форум » Иноверие » О "богословии.. » Ответить

О "богословии..

Феодосия: О "богословии" Лурье и...прочих раскольников https://kalakazo.livejournal.com/2384121.html?thread=60433401#t60433401

Ответов - 22

Саныч: Никонианство вообще уродство, а уж их раскольники уродство из пробирки. Лурье толковые исследования по патристике до сих пор пишет, "талант не пропьешь"

Феодосия: Б.1. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК. Будучи одарен глубоким философским умом, этот преподобный прозрел ересь в некоторых официальных документах современного ему высшего Церковного Учительства и в трактатах современных ему богословов. Заметим, что на тот момент ни моноэнергизм, ни монофелитство не были еще осуждены как ереси, но и не были – строго говоря – официальными формулами догмата. Догматизация еретических формул началась как раз под влиянием полемики со стороны тех, кого мы сегодня почитаем как отцов Церкви (Максима Исп., Софрония Иерус., а уже затем только Мартина римского Исп. и ряда других). Но пылкий, страстный ум Максима усмотрел в развитии современного ему богословия дефект, и философ – тогда еще даже не монах, а чиновник имперской администрации – оставляет дворец, службу императору (поскольку в кругах последнего и зародилось то направление, которое вызвало тревогу у Максима) и становится монахом. В монастырской глуши он составляет трактаты и словесно наставляет учеников против того направления в богословии, которое с каждым днем становится все более «официальным». Реакция дворца не заставила себя долго ждать: искреннему философскому полемическому запалу Максима приписали «политический характер». И ему было поставлено условие: или замолчать и отречься от своих мнений, или стать жертвой политических репрессий. Т.е. на его исповедание началось гонение. Важно учесть, что до начала этого гонения Максим был в общении с теми, с кем спорил: он спокойно причащался в той Церкви, в которой были оспариваемые им иерархи. Большая часть христиан, разумеется, ничего не понимала в этой борьбе философствующего монаха с высшей иерархией. Так могло продолжаться сколько угодно: монах и иерархия развивали бы две версии Христологии, при этом не анафематствуя друг друга. Но тут включилась политика и первыми об отлучении и о прещениях заговорили как раз имперские богословы, опиравшиеся на репрессивный аппарат имперской администрации. Максим увидел, что отстаиваемое им исповедание уже просто нетерпимо, а подписаться под исповеданием веры в той версии, которую он считал еретической, он видел для себя насилие над совестью. И он объявляет о разрыве общения с иерархией Константинополя. Потому что последняя лишила его как права свободно исповедовать осознанную им истину, так и права возвещать ее в недрах Церкви (пусть и путем внутренней полемики). До включения репрессивного аппарата св. Максим не видел нужды в разрыве общения, хотя и видел, что иерархия вся идет «по официально намеченному курсу». Но пока оставалась свобода внутренней дискуссии, разрыва общения в Таинствах не было. Т.е. тут важно: Максим разорвал общение не после того, как увидел, что иерархи исповедуют ересь (он это видел и раньше, и причащался, не будучи с ними согласен), но только после того, как иерархи потребовали и его принять исповедуемую ими ересь. Но вот произошел разрыв общения в Таинствах. И что же? Считал ли Максим Исповедник, что все, совершаемые «ересиархами», таинства – не действительны, и что эти иерархи, сущие в ереси, автоматически уже лишились священства и никакой пользы от них в Церкви нет? – Оказывается, Максим так не считал. На прямо заданный ему вопрос о Церкви, он четко и внятно ответил, что не считает осужденными на погибель ни тех, кто придерживается моноэнергистского богословия сознательно (если они еще не созрели до более глубокого понимания), ни тех, кто просто в силу простоты и послушания следует за иерархией. Он не читал, что Церковь лишилась Таинств из-за того, что в ее философских формулах появились некоторые ошибки, доступные лишь для утонченного мыслителя. Он говорил лишь о самом себе: «Я осознал, мне раскрыта та глубина как богословия, так и ереси, которая присутствует в нашем споре, а потому я с чистой совестью не могу сопричащаться с вами, поскольку не могу, не кривя душой, сказать, что наша вера во всем единомыслена и что разномыслия касаются чего-то несущественного». Тем более, что, повторимся, не столько Максим требовал от иерархов исповедания определенной веры, сколько сами эти иерархи, как условие общения, требовали от Максима принять моноэнергизм «хотя бы внешне, ради мира в Церкви». Его разрыв с Церковью не был сопряжен с объявлением иерархии «утратившей благодать». Ни разу он не назвал Церковь Византии (оказавшуюся в руках ересиархов) «еретическим скопищем», и ни разу не похулил Евхаристию, совершаемую в этой Церкви. Тогда почему же он уклонялся от общения в Таинствах, которые признавал действительными? В плоскости мышления раскольников почему-то всегда присутствует только одна альтернатива: Или мы признаем общину Церковью, а значит, не можем от нее отделиться, или мы признаем общину утратившей статус Церкви (т.е. благодать), а потому отделяемся от нее. Но церковная жизнь не столь примитивна, а весьма сложна и глубока. В частности, существует разрыв общения между членами одной и той же Церкви, когда разорвавшие общение группы признают, что их разделяют серьезные внутренние причины, что они не могут искренне сослужить друг с другом, но при этом не объявляют друг друга «детьми погибели». Существует масса сложных ситуаций, когда то, что открыто и доступно для одного, оказывается недоступным для других. При этом эти «другие» вовсе не являются осужденными на погибель заблудившимися еретиками. Простейший пример из апостольской эпохи – это конфликт паулианской традиции и традиции иудео-христиан во главе с Иаковом. Между ними было много непреодолимых преград, настолько сильных, что одни с другими не могли совершать Евхаристию. Но при этом ни первые вторых, ни вторые первых не считали совершенно чуждыми Христу и Церкви. Это был внутренний, тяжелый, болезненный процесс, но ни одна из сторон, участвовавших в этом процессе, не считалась отпавшей от Церкви и чуждой благодати. У «не в меру православных» (говоря словами Григория Богослова) существенная путаница возникает из-за адаптации некоторых древних канонов «о еретиках» к современным ситуациям. Все катакомбники любят ссылаться на невозможность «лишь даже помолиться» с еретиками, утвержденную 45-м каноном «апостольским». Но при этом они не хотят брать во внимание, что те еретики, о которых шла речь в этих канонах, существенно отличались от того, что появилось в Церкви под именем несторианства, монофизитства, папства и т.п. Еретики 45-го канона апостолов – это пышным цветом расцветшие в первые века Христианства секты гностического дуализма, который представлял собою оккультный суррогат христианства, т.е. прямой подлог. Почему с ними даже нельзя было молиться? – Потому что Субъект, к которому обращаются Христиане как к Богу (Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Израиля и пророков), подвергается многочисленным оскорблениям со стороны этих еретиков. Следует особо обратить внимание на этот факт: те «еретики», о которых говорит 45-е АП, различались с нами не в тонком вопросе экзегетического характера (причем, экзегетики философской – опирающейся на базис античной философии с ее «усиями» и прочими понятиями), а в самом субъекте религии. Признавали ли те отцы, которые в более поздние века отделялись от иерархии по Христологическим вопросам, веру своих оппонентов откровенно сатанинской? – Нет, не признавали! Максим Исповедник не считал, что его оппоненты проповедуют веру в «другого» Бога или исповедуют «иного» Христа. Субъект спора был общим для всех направлений христологического спора. А вот и прямые слова Марка Эфесского (т.е. того самого, на кого так часто раскольники любят ссылаться): «До каких пор мы, исповедуя Одного Христа и одну веру, будем поражать и рассекать друг друга? До каких пор мы, почитатели Одной и Той же Троицы, будем грызть и поедать, пока не истребим друг друга?» [Марк Эфесский. Слово к блаженнейшему Папе Евгению IV на открытии Собора в Ферраре (1438), § 1 // Цит. по: Погодин 1994. С. 40]. Очевидно, что ересь ереси – рознь. И как разные болезни наносят различную степень повреждения организму человека, так и разные ереси не одинаковое воздействие имеют на организм Церкви и не все ереси его сразу прямо вот «убивают». И как для разных болезней существуют разные меры лечения, так и разным ересям существует различие в форме противодействия. Вообще-то...была слабая надежда, что себя узнаете...

Саныч: Я так и подумал, что вы с такой надеждой эту ссылку скинули... Но "староверие" проистекает не из никонианской блевотины, а из Святой Руси. Себя с этой блевотиной не ассоциирует.


Саныч: В русском крепостничестве, которую обслуживали попы синодальной церкви, заложена какая то крайняя степень антихристианства, чтобы моногомиллионный Русский народ поднять на вздыбу.

Феодосия: С попами, к сожалению, везде беда и всегда, независимо от старо- или новообрядчества. И даже периода "Святой Руси". Надо бы поискать ответ у богословов, а лучше в самом Писании...

Феодосия: И да, "крайняя степень антихристианства" заложена в самОм социально-экономическом строе государства, а не в том, попы чьей конфессии его обслуживали. Обслуживали бы что те, что другие. Причина же - в "Иудином грехе", который более присущ власть имущим и духовенству, как находящимся ближе к "кормушке". Но корень все же - в забвении Заповеди о любви к ближнему.

Саныч: Ну, не встречалась мне такая степень глумливости над христианством как в синодальной периода крепостничества.

Алимхан: Саныч пишет: "староверие" проистекает не из никонианской блевотины, а из Святой Руси. Себя с этой блевотиной не ассоциирует. А как это у вас получается судить так о себе? А о других так же судите что и они могут не происходить из других ветвей, а только из Господа?

андрей юрьевич: Алимхан А как это у вас получается судить так о себе? А о других так же судите что и они могут не происходить из других ветвей, а только из Господа?Ну, что от Господа то это апостолы.....Господь показал это....т.е. первое звено есть....дальше надо смотреть кто ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ апостолов.....автоматом отбрасываются все секты которые образовались в последнее время.......какая там может быть связь с апостолами?

Феодосия: Слова Марка Эфесского (того самого, на кого так часто раскольники любят ссылаться): «До каких пор мы, исповедуя Одного Христа и одну веру, будем поражать и рассекать друг друга? До каких пор мы, почитатели Одной и Той же Троицы, будем грызть и поедать, пока не истребим друг друга?» [Марк Эфесский. Слово к блаженнейшему Папе Евгению IV на открытии Собора в Ферраре (1438), § 1 // Цит. по: Погодин 1994. С. 40]. Очевидно, что ересь ереси – рознь. И как разные болезни наносят различную степень повреждения организму человека, так и разные ереси не одинаковое воздействие имеют на организм Церкви, и не все ереси его сразу прямо вот «убивают". П.С. Сие к харизмату Алимхану не относится. У нас с ним действительно разные веры.

Саныч: Феодосия пишет: не все ереси его сразу прямо вот «убивают" Большинство равнодушны к вере, потому и ереси их не задевают, они не погружены в веру, чтоб ощутить влияние ересей

Феодосия: К стыду своему до вчерашнего дня не знала о существовании сочинения преп.Иоанна Дамаскина "О ста ересях вкратце". Рекомендую!

Саныч: Феодосия пишет: К стыду своему до вчерашнего дня не знала о существовании сочинения преп.Иоанна Дамаскина "О ста ересях вкратце". Дык, на форуме постоянно на него ссылки давали

Феодосия: Ни разу не видела!

Georgiy: Феодосия пишет: Но вот произошел разрыв общения в Таинствах. И что же? Считал ли Максим Исповедник, что все, совершаемые «ересиархами», таинства – не действительны, и что эти иерархи, сущие в ереси, автоматически уже лишились священства и никакой пользы от них в Церкви нет? – Оказывается, Максим так не считал. На прямо заданный ему вопрос о Церкви, он четко и внятно ответил, что не считает осужденными на погибель ни тех, кто придерживается моноэнергистского богословия сознательно (если они еще не созрели до более глубокого понимания), ни тех, кто просто в силу простоты и послушания следует за иерархией. Он не читал, что Церковь лишилась Таинств из-за того, что в ее философских формулах появились некоторые ошибки, доступные лишь для утонченного мыслителя. Он говорил лишь о самом себе: «Я осознал, мне раскрыта та глубина как богословия, так и ереси, которая присутствует в нашем споре, а потому я с чистой совестью не могу сопричащаться с вами, поскольку не могу, не кривя душой, сказать, что наша вера во всем единомыслена и что разномыслия касаются чего-то несущественного» Феодосия пишет: Вообще-то...была слабая надежда, что себя узнаете... Узнали,что дальше?Преп. Максим Исповедник действовал(отделялся) согласно 15 правила двукратного собора!Так же поступили и мы. Аналогично Максиму Исповеднику и беглопоповцы рассуждали,согласно правилам = Канонический 6-й ответ Димитрия Хоматина, архиепископа Охридского. В русском переводе: "Каноны отвергают опресноки иудеев (Ап. 70, Лаод. 37 и 38, Карф. 60), но ни слова не говорят об опресноках латинян. То же самое требуется сказать и о прочих латинских обычаях. Вслед за Феофилактом Болгарским мы занимаем по отношению к ним благожелательную позицию, однако не уступаем им в догматических вопросах, таких как исхождение Святого Духа. Соответственно, мы не относимся с пренебрежением ни к опреснокам латинян, ни к их священным сосудам, ни к их Евхаристии, освященной призыванием Госопода. Но прежде чем мы сможем приобщиться опреснокам латинян, поскольку этот обычай связан и с другими, требуется чтобы было установлено взаимное согласие. Однако, как латиняне признают нашу Евхаристию святой, так и мы относимся к их Евхаристии, точно также как мы принимаем рукоположения еретиков." (Pitra 156 (3), 625-630. Rhalli, 5, 430. PG, 119, 952).

Феодосия: Georgiy, и что Вы так настойчиво уже который год пытаетесь мне доказать, что вы(Рдц) бело-пушисто-каноничные? Действительно таковым и доказывать ничего не нужно - всё на поверхности. Примените лучше свои полемические способности где-то ещё - на свете много интересного и малоизученного

Georgiy: Примените лучше свои полемические способности где-то ещё... Вы меня гоните? А вас саму то ,что так тянет на староверские форумы,коли вы порвали со старовеием? Почему бы и вам не применить свои полемические способности где-то ещё?Или на никонианских форумах уровень не тот?

Феодосия: Бог с вами, конечно, не гоню, да и права такого не имею! С удовольствием побеседую на интересную тему, если вы не будете уже по пятому кругу возвращаться к одному и тому же. Вы не в курсе, но на этом форуме давно уже "тусуются" люди абсолютно из разных конфессий и даже экзотических религиозных воззрений. Я же - православная христианка старого обряда, потому нахожусь здесь на вполне "законных основаниях" О моем "уровне" оставляю судить широкой публике, а не вам одному.

Алимхан: андрей юрьевич пишет: Ну, что от Господа то это апостолы.....Господь показал это....т.е. первое звено есть....дальше надо смотреть кто ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ апостолов.....автоматом отбрасываются все секты которые образовались в последнее время.......какая там может быть связь с апостолами? Вам нужна связь с апостолами или с Богом? От Иоанна 15 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Неужели вы не помните что даже апостолы предупреждали Деяния 20 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Помните что и столп веры Петр отрекался от Исуса и даже после делал тоже самое и вводил учеников в отречение от Бога как же вы тогда определяете кто есть ученик Христа и апостолов? К Галатам 2 11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Алимхан: Феодосия пишет: Слова Марка Эфесского (того самого, на кого так часто раскольники любят ссылаться): «До каких пор мы, исповедуя Одного Христа и одну веру, будем поражать и рассекать друг друга? До каких пор мы, почитатели Одной и Той же Троицы, будем грызть и поедать, пока не истребим друг друга?» [Марк Эфесский. Слово к блаженнейшему Папе Евгению IV на открытии Собора в Ферраре (1438), § 1 // Цит. по: Погодин 1994. С. 40]. Странные люди ссылаются на какого то Марка Эфесского хотя под рукой более лучшие слова К Галатам 5 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. 14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Очевидно, что ересь ереси – рознь. И как разные болезни наносят различную степень повреждения организму человека, так и разные ереси не одинаковое воздействие имеют на организм Церкви, и не все ереси его сразу прямо вот «убивают". И что прямо надо убивать и сжигать на кострах тех кто думает иначе чем так называемая церковь? Вас чему то хоть немного научила история с вами и никонианами или нет?

Алимхан: Феодосия пишет: П.С. Сие к харизмату Алимхану не относится. У нас с ним действительно разные веры. Разные веры это мелочи, 1-е Коринфянам 11 8 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. А вот когда разные боги это уже хуже. К Галатам 3 1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? 2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Алимхан: Саныч пишет: Большинство равнодушны к вере, потому и ереси их не задевают, они не погружены в веру, чтоб ощутить влияние ересей Главное в вере это плоды а не разномыслия которые даются по мере ума и талантов разных людей. Все это богословие и пыли на дороге не стоит если нет плодов и жизни по любви к Богу и людям. А когда слышу чушь разную и вижу дела считающих себя типа последователями Христа то сразу понимаешь ложность их и веры и богословия Мар.12:38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, От Матфея 15 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Так что вот она цена истинного богословия и истинной церковности еретик из еретиков с кем было и общаться нельзя истинным оказался по вере лучше чем их хваленая церковь и всего их богословия 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился От Луки 10 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.



полная версия страницы