Форум » Иноверие » Болгары. » Ответить

Болгары.

САП: [more]Вторая половина 1940-х годов была для Болгарской Церкви сложным периодом. Вскоре после прихода к власти коммунистов (сентябрь 1944 г.), реформаторские настроения, свойственные части болгарского духовенства, стали выражаться открыто и настойчиво. Ситуация в Болгарской Церкви и до этого была далека от идеальной. Даже достаточно либеральный протопресвитер Георгий Шавельский, прибыв в Болгарию в 1920-м году, был неприятно удивлен местным богослужебным укладом. В Болгарии не всегда и не везде совершалось всенощное бдение накануне воскресных дней, в Великий Четверг и в Великую Субботу не было принято причащаться, в службах не было той проникновенности и стройности, которые свойственны русскому богослужению. О. Георгий вспоминал, что богословский уровень духовенства также был невысоким. Один из выпускников семинарии, например, даже дослужившись до протоиерейского сана, на отпусте произносил: "Молитвами Успения Божией Матери… молитвами перенесения честных вериг ап[остола] Петра… молитвами усекновения главы Иоанна Крестителя". Редко кто из священников и даже архиереев мог безукоризненно читать по-церковнославянски.Были и вовсе шокирующие русских эмигрантов особенности, такие, как отсутствие обязательной исповеди перед причастием. "Самое причащение, – писал протопресвитер Г. Шавельский, – совершается без всякой торжественности, по окончании литургии; благодарственные молитвы для причастившихся не прочитываются <…> Когда я стал доказывать одному из видных болгарских богословов необходимость введения у них исповеди, он решительно заявил мне, что это невозможное дело, так как никто не решится открывать свои грехи священнику, который может рассказать о них другим… Для русского священника, умеющего хранить исповедные тайны, такое заявление не может не показаться удивительным и странным" [17]. Еще более вопиющий случай передавал со слов архиепископа Серафима (Соболева) протоиерей Всеволод Шпиллер. В своем письме митрополиту Григорию (Чукову) он писал, что архиепископ Серафим, находясь в одном из курортных городков, часто посещал там местный болгарский храм. "Владыка Серафим, – рассказывал протоиерей В. Шпиллер, – заметил, что священник не читает тайных молитв евхаристического канона, что выпускает молитву пресуществления Даров. Он подумал, что происходит это случайно, но несколько раз подряд повторялось одно и то же, пока Владыка, наконец, не обратил внимание служащего священника, что его евхаристия – не евхаристия. Оказалось, что священник вообще никогда эту молитву не читает и значение ее ему, собственно, неизвестно" [18]. Однако после 1944 года ситуация в Болгарской Церкви ещё более ухудшилась. Богослужение было значительно сокращено, в результате чего утреня и литургия вместе стали занимать 40 минут, а иногда и того меньше [19]. Со стороны священников-радикалов звучали предложения о превращении монастырей в социальные и культурно-просветительные учреждения, а в качестве образца для ученого монашества некоторые церковные деятели предлагали "просвещенный немецкий пасторат" [20]. Были среди болгарского духовенства и такие предложения, как второй и третий брак не только для овдовевших, но и для разводящихся священнослужителей [21]. Весьма прискорбным было то, что соблазнительные реформы поддерживались частью вышей иерархии Болгарской Церкви. Уже осенью 1945 г. митрополит Варненский Иосиф выступил с заявлением о реформах в Православной Церкви. Митрополит заявил о необходимости перехода Болгарской Церкви на новый календарь, введения нового упрощенного богослужебного чина и упрощения внешнего вида священнослужителей ("ему надо нарядить духовенство в немецкие сюртучкиианглийские пиджачки", – комментировал действия митрополита протоиерей Всеволод Шпиллер). Митрополита Иосифа поддержал митрополит Ловчанский Филарет, а также часть духовенства, среди которого, по словам протоиерея Всеволода, были как искренние сторонники реформ для блага Церкви, так и "все обритое, все снявшее уже рясы или снимающее их, духовенство, вполне оторвавшееся от верующей массы, и с ним много морально-опороченного элемента" [22]. На страницах газеты "Народный пастырь" митрополит Иосиф выступал за сокращение богослужений, замену церковно-славянского языка "народным" и т.д. Экзарх Болгарской Церкви митрополит Софийский Стефан в связи с этим писал Патриарху Алексию I, что митрополит Иосиф в своем рвении превзошёл даже российских живоцерковников [23]. Особое рвение в деле модернизации богослужения в своих епархиях проявляли митрополиты: Варненский Иосиф, Врачанский Паисий, Пловдивский Кирилл иЛовчанский Филарет [24]. Протоиерей В. Шпиллер писал, что после постепенного ухода в 1930-е годы старых иерархов, именно эти митрополиты стали активными проповедниками экуменизма и идей о сближении Болгарской Церкви с неправославными конфессиями. Ситуация в Болгарской Церкви возмущала и главу русских приходов в Болгарии архиепископа Серафима (Соболева). В своем докладе на имя Патриарха Алексия, датированном 18 июня 1947 г., архиепископ писал: "Некоторые из Болгарскихмитрополитов в прошлом году на заседании своего Собора высказывались в духе протестантизма за сокращение богослужений, за ослабление постов и даже великого поста, говоря, что все этистрогости тягостны для народа. Но никто из других иерархов этому не возражал. В этом году один из митрополитов напечатал статью, в которой требовал церковных реформ в модернистическом, протестантском смысле. Синод решил предать этого митрополита церковному суду. Но на официальном заседании, когда виновного стали обличать, он вместо покаяния стал несогласным с ним злословить. Дело окончилось ничем. И это понятно. Чтобы иметь не только каноническое, но и нравственное право судить своего собрата за уклонение в протестантизм, надо сначала самой высшей церковной власти быть непричастной этому греху. Но в действительности мы сего не наблюдаем" [25]. Экуменические контакты, в которых участвовали иерархи-модернисты, далеко выходили за очерченные канонами рамки. Имели место совместные молитвы некоторых болгарских священнослужителей не только с инославными, но даже с мусульманами и иудеями. Архиепископ Серафим в своем письме Патриарху Алексию возмущался тем, что архиереи Болгарской Церкви принимали участие в конгрессах болгар, перешедших в протестантство, причем на таких конгрессах прямо говорилось о необходимости протестантской пропаганды среди православных [26]. Представляется весьма интересным, что особенностью священнослужителей-модернистов было их прохладное, а иногда и враждебное отношение к Русской Церкви. По мнению протоиерея В. Шпиллера, связано это было с тем, что для православного мира она была образцом консерватизма, а потому желание реформировать болгарскую церковную жизнь неминуемо приводило модернистов к нападкам на Русскую Церковь. По словам протоиерея В. Шпиллера, наиболее сильно такими настроениями были заражены митрополиты Паисий и Кирилл [27]. Характерно, что митрополит Паисий, заняв Врачанскую кафедру, первым делом разогнал в своей епархии небольшой русский монастырь, состоявший из монахов-валаамцев, живших настоящей подвижнической жизнью [28]. Не терпели реформаторы и церковных традиций, пришедших из России. Одним из примеров такого тому стало отношение митрополита Кирилла к русскому протоиерею Д. Лашенову, служившему в юрисдикции Болгарской Церкви в с. Кораджово под Пловдивом. Протоиерей, имевший старообрядческие корни, расписал храм в стиле преподобного Андрея Рублёва. Росписи стали привлекать внимание и в храм стали специально приезжать даже издалека. Однако посетивший приход митрополит Кирилл был настолько возмущен росписью, что принародно обругал священника и лишил его жалования. Увольнение о. протоиерея не состоялось только из-за резкого противодействия прихожан, которые стали содержать любимого пастыря за свой счет, а также заявили митрополиту, что не примут никакого другого священнослужителя [29]. Другой характерный случай произошел в болгарской столице. Назначенный новой властью в кафедральный собор Святой Недели настоятель – К. Кожухаров, также не терпел русских богослужебных традиций. Во время одной из служб он публично обругал священника, допустившего русский элемент в богослужении [30]. Отношение к руководству Московского Патриархата со стороны модернистов также было враждебным. В 1943-м году, например, митрополит Филарет выступал против признания Патриарха Сергия Синодом Болгарской Церкви [31]. Такую позицию группа выдвинутых болгарскими коммунистами митрополитов занимала и по окончании войны. Незадолго до приезда в Болгарию Патриарха Алексия (1946 г.) все те же митрополиты Иосиф, Филарет и Кирилл подняли в Синоде вопрос об опасностях чрезмерного сближения с Московским Патриархатом [32]. Свои настроения болгарские архиереи-модернисты выражали и на государственном уровне.Так, митрополиты Паисий и Филарет в годы Второй мировой войны вели по радио антирусскую пропаганду, а митрополит Кирилл в 1943 г. заставлял подведомственное ему духовенство служить панихиду по погибшим под Сталинградом немецким солдатам, которые, как известно, в подавляющем большинстве своем не были православными [33]. Митрополиты Паисий, Иосиф, Кирилл и Филарет весьма активно сотрудничали с немцами [34]. Сотрудничество с гитлеровцами митрополита Иосифа было настолько плодотворным, что архиерей был даже награжден германским командованием специальным знаком отличия [35]. Очень важно, что коммунистическому руководству Болгарии об этом было хорошо известно, и митрополит Кирилл, после вступления в Болгарию советских войск, даже подвергся за свою деятельность кратковременному тюремному заключению [36]. Знали о взглядах болгарских иерархов-модернистов и в Совете по делам РПЦ при Совете министров СССР. Протоиерей Всеволод Шпиллер отмечал интересную особенность. По его словам, если модернисты отличались враждебным отношением к московской церковной политике, то церковные консерваторы, наоборот, стремились налаживать более тесные связи с Русской Церковью. Протоиерей В. Шпиллер отмечал, что партия консерваторов в Болгарской Церкви была создана архиепископом Серафимом (Соболевым) [37], который сам находился в юрисдикции Русской Церкви (сначала в ведении Зарубежного Синода, а потом в ведении Московской Патриархии). То, что наилучшие люди русофильского направления в Болгарской Церкви являются духовными чадами архиепископа Серафима, подтверждал и митрополит Григорий (Чуков), посетивший Болгарию в 1945 году [38]. То, что пример Русской Церкви должен быть востребован, руководство Болгарской Церкви, конечно же, осознавало. Во многом благодаря русским эмигрантам, исповедь стала возвращаться в болгарские храмы [39]. Приходило в порядок и богослужение. Так, например, с 1940 г., по договоренности между митрополитом Софийским Стефаноми архиепископом Серафимом (Соболевым), Болгарский Синод стал направлять в русский храм молодых диаконов для прохождения практики и приобретения навыков богослужения [40]. Неудивительно, что в годы Второй мировой войны именно "русская партия" в Болгарской Церкви стояла на стороне России. Сам архиепископ Серафим (Соболев), как известно, не благословлял русским эмигрантам вступать в создаваемые немцами вооруженные формирования для отправки на Восточный фронт [41]. Против вступления эмигрантов в немецкий охранный корпус выступал и ученик архиепископа Серафима архимандрит Пантелеимон (Старицкий) [42]. Архиепископ Серафим никогда не служил молебнов о победе Германии [43]. Более того, в Совете по делам Русской Православной Церкви имелась информация, что ученики архиепископа Серафима – епископ Левкийский Парфений и архимандрит Мефодий (Жерев), в годы Второй мировой войны поддерживали связи с болгарским антифашистским подпольем [44]. Таким образом, во второй половине 1940-х годов в Болгарской Церкви существовало две партии. Первая из них – партия антироссийски настроенных модернистов, совсем недавно поддерживавших Гитлера. Вторая – партия ориентированных на Русскую Церковь консерваторов, стоявших в годы войны на стороне России. От государственной власти Болгарии (и стоящего за ней СССР) напрямую зависело, какая из этих партий будет находиться во главе Церкви. Выбор коммунистических властей не представляется удивительным – ставка была сделана на партию модернистов. На руководящие посты в Болгарской Церкви в послевоенные годы стали выдвигаться архиереи, являвшиеся активными сторонниками церковных реформ. После удаления на покой Экзарха Болгарской Церкви митрополита Стефана (сентябрь 1948 г.), иерархи-модернисты пришли к власти в Болгарской Церкви. Именно митрополиты Паисий, Кирилл, Иосиф и Филарет были введены в "малый совет Священного Синода". Руководитель дирекции исповеданий Дмитрий Илиев в связи с этим докладывал председателю совета министров Болгарии Василию Коларову: "Избрание и провозглашение Паисия, Кирилла, Иосифа и Филарета членами постоянного присутствия Св. Синода произошло с нашего ведома, выполняя Вашу инструкцию о таких случаях. Сейчас можно ожидать, что Болгарская православная церковь окажет ещё большее содействие правительству и Отечественному фронту в их усилиях по построению социализма в Болгарии" [45]. Как известно, впоследствии один из вышепоименованных иерархов – митрополит Кирилл стал Патриархом Болгарской Церкви. Архиепископ Серафим (Соболев) в той ситуации старался приложить все силы к тому, чтобы не допустить в Болгарской Церкви отступничества. В 1949 г. в органе Синода Болгарской Церкви – "Церковном вестнике" появилась статья архиепископа Серафима против экуменизма, церковного модернизма, второбрачия духовенства и принижения роли Синода в церковном управлении за счет выдвижения белого духовенства [46]. Архипастырь считал, что архиереи, выдвигаемые болгарским правительством, не станут препятствовать модернизму и в будущем создадут для Церкви большие проблемы. Видя происходящее в Болгарии, архиепископ Серафим писал Патриарху Алексию I: "Все митрополиты являются решительными последователями экуменизма, как до Московского совещания, так и после него… Если экуменическое разложение будет идти и впредь такими же шагами, то недалек тот день, когда вожди Болгарской Церкви приведут ее на радость врагов православия к полному духовному единению с создавшимся на Западе религиозным единством, которое в лице экуменизма ставит своею задачею поглощение всех поместных Православных Церквей и образование единой вселенской только не православной, а экуменической, т.е. еретической и масонской церкви, в чем и состоит сущность экуменизма" [47]. Святитель писал, что для оздоровления церковной жизни в Болгарии необходимо отстранять от управления Церковью симпатизирующих экуменизму архиереев, устранить от преподавания в богословских школах профессоров-модернистов, а на их место ставить священнослужителей, верных православию. "Надо включить в число митрополитов Болгарской Церкви, – писал архиепископ Серафим, – таких иерархов, которые отличались бы преданностью Православной Церкви и могли бы вести борьбу с экуменизмом <…> Митрополитов же – Паисия, Кирилла, Иосифа и Филарета – совершенно беспринципиального, самого худшего из всех болгарских иерархов – удалить на покой". Архиепископ Серафим считал, что во главе Болгарской Церкви должны стоять представители консервативной партии, что необходимо выдвигать таких людей, как епископ Парфений, архимандрит Серафим (Алексиев) и архимандрит Мефодий (Жерев) [48]. Конечно, слова архиепископа Серафима ни на что не могли повлиять. Архиепископ, возможно, не до конца понимал, что назначение новых членов Синода является плодом советской государственной политики, а не свободным решением Церкви. Для коммунистической власти (как в СССР, так и в Болгарии) главным критерием для выдвижения того или иного иерарха была не твердость в догматах и не патриотизм, а готовность верно служить режиму. Кроме того, государству было выгодно держать на высших церковных постах иерархов с подмоченной репутацией, чтобы успешнее манипулировать ими. Весьма прискорбно, что одновременно с выдвижением митрополитов-модернистов коммунистическая власть стала подвергать преследованиям сторонников "русской партии". Наиболее серьезно пострадал за свои взгляды митрополит Неврокопский Борис (Разумов). Своих симпатий к Русской Церкви митрополит никогда не скрывал. После войны архипастырь выступил с предложением заселить Рыльский монастырь русскими монахами, чтобы поднять монашескую жизнь на высокий уровень. В качестве секретаря Синода митрополит попытался на практике провести это начинание, что было враждебно воспринято, как коммунистической властью, так и выдвигаемыми ей архиереями. "Опыт м[итрополита] Бориса Неврокопского, – писал протоиерей В. Шпиллер, – вызвал в Синоде целую бурю и "русофильство" м[итрополита] Бориса стоило ему тогда очень дорого" [49]. 8 ноября 1948 г. митрополит Борис был убит при странных обстоятельствах. Убийцей был расстриженный священник Илья Стаменов (Станев), который, по официальной версии, посещал митрополита с целью добиться восстановления в сане. Представляется весьма интересным, что за четыре года до трагедии, еще в конце войны, Стаменов был приговорен новой властью к расстрелу за содействие немцам и выдачу партизан, но почему-то избежал казни и находился на свободе [50]. Духовные чада архиепископа Серафима (Соболева), стремившиеся противостоять модернизму, такие как епископ Парфений и протосинкел Синода архимандрит Мефодий в конце 1940-х годов подвергались ожесточенной травле, как "реакционеры" и "фашисты". "Епископ Парфений стирается с лица земли! – писал протоиерей В. Шпиллер митрополиту Григорию (Чукову). – Кем и кем только не делают его, как только не клевещут" [51]. Власти не допустили назначения епископа Парфения на митрополичью Сливенскую кафедру [52]. Всю свою жизнь архипастырь оставался викарным епископом. Очень важно, что обвинения учеников архиепископа Серафима в "фашизме" шли со стороны тех иерархов (Паисия, Кирилла, Филарета), которые сначала запятнали себя сотрудничеством с Гитлером, а потом и с режимом Джугашвили. Власти попустительствовали этой травле, прекрасно зная, что и епископ Парфений, и архимандрит Мефодий, в отличие от обвиняющих их синодальных митрополитов, в годы войны вели антифашистскую деятельность [53]. Конечно, "вина" епископа Парфения и архимандрита Мефодия была вовсе не в "фашизме", а в стремлении оградить Болгарскую Церковь от нововведений и не допустить ее духовного отрыва от Русской Церкви. Протоиерей Всеволод Шпиллер писал, что епископ Парфений и архимандрит Мефодий не реакционеры и тем более не фашисты, но они "в высшей степени ортодоксальны <…>. Верно и то, что они не коммунисты и никогда ими не будут. Но это клирики, это люди воспитанные в мистическом благоговении в отношении к Русской Церкви <…> Для них Русская Православная Церковь, для них Московская Патриархия является единственным во всем мире центром истинной веры" [54]. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=79723[/more]

Ответов - 7

Сергей Николаевич: САП пишет: заставлял подведомственное ему духовенство служить панихиду по погибшим под Сталинградом немецким солдатам, которые, как известно, в подавляющем большинстве своем не были православными

Konstantino: Болгары лстиви суть

САП: Жесть! На днях, болгарский город Силистра встречал мощи преп. Димитры Киевской. Правящий архиерей митрополит Иларион является старейшим по возрасту иерарх Болгарской православной церкви. Ему 95 лет. Раньше, он был из смелейших архиереев. После своего митрополитского "выбора" как будто архиерей потерял свой рассудок. Не так давно официально благодарил масонам за финансовую помощь для публикации его стихов и никому ненужных книжек. Восхваляя подвиг преп. Димитры, архиерей восхвалил и благословил рицарьские рукоположения - благословения, осквернив родину святой. Служители поднебесных сил вручили ему приз папы римского. Маститый архиерей благословил сослужение римо-католического священника Георгия Елдырова и болгарских архимандритов. http://prokimen.livejournal.com/28954.html


САП: Болгарское крещение:

Oleg23: Хороша страна Болгария, но лучше ... Гондураса нет!

Константин Беляев: Oleg23 пишет: но лучше ... Гондураса нет Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме...

Тигран Тер-Азнаурян: На "Русском Радио" была шутка веселее: "Эх. Не ту страну назвали Гондурасом..."



полная версия страницы