Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Крест на новгородском храме » Ответить

Крест на новгородском храме

Виталий Вараюнь: Это храм РПСЦ, который находится в Великом Новгороде. На алтарной части я заметил вот такой крест (а может и вообще не крест): Кто-нибудь знает о нем? Есть ли такие еще где? Надо было спросить о. Александра, но я что-то стормозил...

Ответов - 29

Severo: http://images.google.ru/images?hl=ru&source=hp&q=%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA&gbv=2&aq=f&oq= Хотя может быть и не оно

Виталий Вараюнь: Я тоже про это подумал. Наверное все таки англо-скандинавские влияния в Новгороде были.

Iwанн: Даже храмы были в торговой части города


and:

Евгений Иванов: С верхней частью разобрались, а вот нижняя? Похоже, что маленькая перекладина. Но почему заломана по отношению к верхней части. Что это? Из какого материала? Это не могла быть крестом, который потом в алтарь вмонтировали?

Константин Беляев: Виталик будешь в Храме в воскресенье? Я тебе книгу об этом храме (Богослова на Витке) принесу, коль уж ты не купил. Там наверняка есть.

Severo: Нижняя часть вот на это похожа:

Виталий Вараюнь: Да, там книжка есть. Не помню сколько стоит. В Воскресение буду, увидимся!

Виталий Вараюнь: Вот поближе:

боинг: это фотошоп.

Виталий Вараюнь: Псковские и новгородские кресты

Косолапый: Это не "нижняя часть", а просто неуклюже вмонтированный второй крест. Возможно, его туда "втиснули" после очередного ремонта- реконструкции, которые переживали на своем веку многие старинные храмы. А такие кресты есть практически в каждом древнем Новгородском храме. такие же кресты в Поморском храме Великого Новгорода (Храм Рожества Богородицы 14 века)

Алексий Суздальский: Новгородчина испытала сильное влияние ирландской церкви. Кельты долго время отвергали папство и держались православия, но были насильно подведены под Римский престол. Не хочу ничего писать от себя, но очень любопытное исследование данной проблемы содержится в редком труде профессора А.Кузьмина "Падение Перуна. Становление христианства на Руси" М., 1988г.

Алексий Суздальский: Всем староверам вопрос - считаете ли вы святителя Патрика Ирландского (середина I тыс. н.э.) святым и святым забытым на Востоке?

Косолапый: Алексий Суздальский пишет: Новгородчина испытала сильное влияние ирландской церкви. просто добавлю: "крест в круге" вовсе не обязательно связан с кельтами, но название "кельтский крест" многими обывателями приписывается всем крестам, имеющим подобную форму. Подобные кресты появляются на новгородчине с начала 14 века, когда политическое влияние варягов уже сошло на нет, поэтому видеть в подобных крестах влияние культуры северных европейских народов невполне правомерно. Просто унивесальный символ - "крест миру утверждение", или же распространения апостольского учения во все концы земли (в любом случае мир обозначается кругом), либо вообще - круг - это образ тернового венка, который со временем "втянул" в себя крест. Объяснений много на этот счет.

Алексий Суздальский: Всё-таки советую прочесть этот труд, указанный мною выше. Речь не о символизме новгородских крестов, а о самом факте их распространения. На деле, есть реальная версия бегства ирландских монахов и священников на Новгородчину, ввиду давления римского епископата. Сложно сказать также о времени появления каменных крестов, лично я думаю, что они появились ранее 14 столетия. В прошлом году я делал сам для себя экспедицию на северные земли и видел такой "ассортимент" этих памятников древности, что просто каталог толстый садись и делай.

mihail: Алексий Суздальский пишет: Всем староверам вопрос - считаете ли вы святителя Патрика Ирландского (середина I тыс. н.э.) святым и святым забытым на Востоке? 17 марта день св.Патрика (461г. н.э.) А на самом деле считается али нет? И сказочный персонаж -"лиса патрикевна" откель?

Oleg23: Патрик и Патрикей это ж все равно что плотник супротив столяра!

Михайло: mihail пишет: И сказочный персонаж -"лиса патрикевна" откель? Есть такая версия. История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos - «отчий», по латыни patricius - «благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения. Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода: «В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село». Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии. Долго стояли так: «... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на Славянский конец (прим. - у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. - так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв). Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора - Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра - Корецкие. Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в образе хитрой рыжей плутовки лисы. Валентина Пономарева

Oleg23: Михайло пишет: ореховские и корельские с этого момента поподробнее, вон когда ореховские то образовались. А если честно, то интересно, благодарю Вас.

mihail: Михайло СПАСИ ХРИСТОС тезка.

alexa: Алексий Суздальский пишет: На деле, есть реальная версия бегства ирландских монахов и священников на Новгородчину, ввиду давления римского епископата Да, очень интересные сведения, Алексий! Только позволю себе внести небольшие поправки: Ирландско-Бриттская церковь, о которой Вы говорите, помимо кельтских островных народов имела приверженцев и в Западной Европе, и в Центральной, и даже в Италии, где составляла серьёзную альтернативу "католичеству" в папском варианте. В Центральной Европе христианство "ирландского" толка исповедовали ещё не покорённые "германцами" славяне - полабские и поморские, а также славяне - подданные Аварского каганата. Так что "ирландскую" специфику - в частности, "кельтские кресты", могли принести на нашу Русь не только и не столько ирландские миссионеры, сколько родичи-славяне из Центральной Европы. А после анафемствования папой Григорием VII ряда догматов ирландской церкви начались активные преследования верующих этой конфессии. И, как следствие, переселение гонимых из Европы "ирландсковерующих" - к нам на Русь путём "из варяг в греки" - через Новгород. Что дало новый "ирландский" импульс.

о.А. Панкратов: Подобные кресты, ещё с эпохи до разделения латын с Православием, стоят практически по всей Северной Европе. А не только в Ирландии.

Гусляк: Какие сказочные домыслы про новгородские кресты. Алексий Суздальский пишет: Новгородчина испытала сильное влияние ирландской церкви. Кельты долго время отвергали папство и держались православия, но были насильно подведены под Римский престол. Не хочу ничего писать от себя, но очень любопытное исследование данной проблемы содержится в редком труде профессора А.Кузьмина "Падение Перуна. Становление христианства на Руси" М., 1988г. Ну это вообще смешно. В Новгородских храмах такие кресты не редкость, в стенах некоторых их с десяток.Называются они закладные кресты, датируются XIV - XV вв. Самый известный Алексеевский крест что в софийском соборе стоит а раньше тоже был в стене. Такие же точно кресты встречаются на древних кладбищах и жальниках по всей новгородчине и псковщине. Старообрядцами всегда особо почитались.

Скиф: Ветка давно забыта, судя по всему? "Кельтский" Крест - он же "Новгородский" Крест. На Русском Севере довольно широко был распространен. Тут уже говорили - с XIII-XIV вв. Я тут в двух других ветках выкладывал фото. выложу и тут. Тоже в какой-то мере "Кельтский" или "Новгородский Крест.

mihail: Во! Енто шо, новгородский Крест? А што значат- латинския буквицы?

Михайло: Тезко, то не буквицы, а руны.

mihail: Михайло пишет: а руны. Дык, вроде, где у нас- "Г" и "А" (Глава Адама) стоят F и N.

Сергей Мизов: Скиф пишет: Я тут в двух других ветках выкладывал фото. выложу и тут. Тоже в какой-то мере "Кельтский" или "Новгородский Крест. Крест скорее какой то Теосовский или Рериховский. Эзотерики в общем.



полная версия страницы