Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Благословенно воинство Небесного Царя » Ответить

Благословенно воинство Небесного Царя

Червь: «Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая»[1]) — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Предполагаемым автором иконы считают московского митрополита Афанасия[2]. Икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля возле царского места. В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание СЮЖЕТ В правой части иконы изображён горящий город, отождествляемый с Казанью, покорённой Иваном IV во время его похода 1552 года. Некоторые исследователи видят в очертаниях горящего города главную мечеть Казанского ханства — Кул Шариф, разрушенную Иваном Грозным[6]. От него движется многофигурная процессия конных воинов, направляющихся к Небесному Иерусалиму, изображённому в левой части иконы, в образе которого представлена Москва. В нём их встречает Богородица с Младенцем Иисусом, который раздаёт ангелам мученические венцы для воинов. Из Небесного Иерусалима вытекает райская река. Процессия воинов разделена на три ряда, каждый из которых написан на золотом фоне с поземом в виде горок. Головы воинов верхнего и нижнего рядов окружены нимбами. Во главе всех рядов воинов изображён архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне. Фигура архангела заключена в сферическую мандорлу. Такая иконография архангела Михаила является довольно редкой для XVI века[7]. Архангел находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Помещение его фигуры на иконе связано с тем, что архангел Михаил почитался как патрон рода московских государей, а Архангельский собор Кремля служил их усыпальницей. За фигурой архангела изображён воин в алом плаще со стягом в руках. По мнению большинства исследователей, это изображение царя Ивана Грозного[8]. Над его головой изображены три ангела, держащих в руках один венец. Они понимаются как ангелы трёх царств, над которыми властвует Иван IV — Московское, Казанское и Астраханское, а венец в их руках является шапкой Мономаха[7]. За Иваном Грозным в толпе пеших воинов изображена крупная фигура всадника в царских одеждах с крестом в руках. Её идентифицируют как Владимира Мономаха[3] или императора Константина Великого[9]. Основным аргументом в пользу идентификации фигуры с крестом как Владимира Мономаха выступает то, что Иван Грозный «называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий»[3] (идентификация этой фигуры собственно с Иваном Грозным — ошибочна[10]). Следом за ним на конях едут князь Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом[2]. ГДЕ БОРОДА? [more][/more]

Ответов - 106, стр: 1 2 3 All

Михайло: Червь пишет: ГДЕ БОРОДА? Молодой еще первый поход 1547/48 гг. - 15 лет второй 1549/50 - 17 лет третий 1552 - 19 лет

Виталий Вараюнь: Да и тут еще символическое уподобление ангелу. Ведь Грозный считал себя чуть ли не инкарнацией архангела Михаила.

Червь: Михайло пишет: Молодой еще "икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года." В древности видать борода начинала расти к годам этак к 30... P.S. Иван Грозный родился в 1530 г.


САП: Червь пишет: ГДЕ БОРОДА? Иоанн в центре с Крестом и он с бородой

Червь: САП пишет: Иоанн в центре с Крестом и он с бородой Тогда это все объясняет, в этом случае знаменосцу над которым ангелы с венцом летают можно быть без бороды. Железный аргумент!

Виталий Вараюнь: Это должно быть подтверждение практики брадобрития что-ль? Что ж людям не имется... ну хотите бриться, брейтесь. Кто вам мешает? Чего ж нам втирать?)) Икона символична. Иоанн уподобляется ангелу... точнее архангелу.

САП: Червь пишет: Тогда это все объясняет, в этом случае знаменосцу над которым ангелы с венцом летают можно быть без бороды. Железный аргумент! Так царь-от в венце уже едет

Виталий Вараюнь: Червь видимо не знает, что на одной и той же иконе могут изображать разное время и место (как на образе Преображения).

Червь: Виталий Вараюнь пишет: Это должно быть подтверждение практики брадобрития что-ль? Что ж людям не имется... ну хотите бриться, брейтесь. Кто вам мешает? Чего ж нам втирать?)) Противник занервничал... Вы ссылаетесь на древних, я вам доказываю, что древнии брились и бритых воинов изображали на иконах. В этой связи есть два вывода: либо то, что борода в древности не была обязательным атрибутом христианина, либо царь, митрополит Макарий (отец Стоглава) и другие епископы умышленно нарушали закон о бороде, попуская такой соблазн для верующих, ведь и воины тоже через одного без бороды... Хотя нет, там всем воинам по 15 лет...

о.А. Панкратов: Пока, правда, ничего Вы не доказали. По этому изображению нельзя определить, что те, кто на иконе,и впрямь брились.

Червь: о.А. Панкратов пишет: Пока, правда, ничего вы не доказали. По этому изображению нельзя определить, что те, кто на иконе,и впрямь брились. Зато Вы убедительно доказали, что на иконе со знаменем не Иоанн Грозный, которому как минимум 22 года, а просто мальчик безбородый над которым ангелы с венцом летают и все воины в воиске тоже мальчики или же у каждого второго борода категорически не желает расти. А еще Вы всем доказали, что отцы Стоглава, зная всю важность закона о бороде специально благословили написать икону, на которой православные мужчины без бород, наперад зная, что всякий, кто на эту икону посмотрит, сразу же подумает, что на иконе изображены подростки, при этом у одних растет борода, а у других нет, или же, что у каждого второго мужчины на Руси борода не растет вовсе, поэтом никакого соблазна в такой иконе не будет.

володимipъ: Для Червя: Увжаемый собеседник,православных в вопросе благочестия важны не изображения,а правила,есть 47 глава Кормчей "Сочинение мниха презвитера монастыря студииского,пореклом скифита ,к латином о опресноцех.",прочтите его там указано братобритие как еретический обычай. А изображения могут быть и плохими, и кто сказал что это изображение 16 века? Это лишь предположение. А у Вас получается если ,кто то грешил давно,то грех стал нормой.

о.А. Панкратов: В 22 года борода ещё и не растёт как следует. Особенно у тех, кто её не бреет (знаю и по личному опыту).

Червь: володимipъ пишет: А у Вас получается если ,кто то грешил давно,то грех стал нормой Это у Вас так получается. Каноничную норму представьте о бороде, а то что какой-то монах написал - не является общеобязательной нормой. Лучше бы Вы на Левит сослались...

о.А. Панкратов: Кормчая патр. Иосифа, л. 549 об.: "БРАД НЕ БРИТИ ХРИСТИЯНОМ".

Михайло: Червь пишет: P.S. Иван Грозный родился в 1530 г. Конечно, обсчитался на 3 года. Если я не ошибаюсь, по канону святые, умершие в юном возрасте, пишутся без бород: как то св. Георгий Победоносец, св. Димитрий Солунский. Им обоим было больше 20 лет. Вероятно здесь подчеркивается юный возраст царя. Вопрос возник. Что символизирует знамя в его руках?

Червь: о.А. Панкратов пишет: Кормчая патр. Иосифа, л. 549 об.: "БРАД НЕ БРИТИ ХРИСТИЯНОМ". Каноничную норму церковного права, прошу!

володимipъ: Кормчая не Ветхозаветный Левит,а книга которую переводили равноапостолы Кирилл и Мефодий,их авторитет Вам о чем нибудь говорит, а если говорит,то в таком случае принимайте их поучение как нужное и должное,потому что если бы они не согласны были бы ,то не перевели.

Червь: Всех уважаю, но канон хочу прочитать, первоисточник хочу. Апостола Павла почитаю больше чем тех, на кого вы ссылаетесь, отцов 7 В.С. тоже почитаю больше! Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова тоже очень сильно почитаю. Их тоже можете процитировать! Любое постановление должно быть доказано на основе Евангелия, Апостола и В.С., если не получается, то это все придумки человеческие.

о.А. Панкратов: А вы возьмите Иосифовскую Кормчую, она и в и-нете есть, и прочитайте там главу 47. Эта тема обсуждалась здесь МНОЖЕСТВО раз, и ссылки все давным-давно выкладывались.

Савл: Администрация!!!! Сожмите картинку, задрало влево-вправо гонять.

Виталий Вараюнь: Противник Я вам говорю, нечего втирать. Хотите бриться, брейтесь. Не надо успокаивать свою совесть спорами =)

Михайло: Червь пишет: ато Вы убедительно доказали, что на иконе со знаменем не Иоанн Грозный, которому как минимум 22 года, а просто мальчик безбородый над которым ангелы с венцом летают и все воины в воиске тоже мальчики или же у каждого второго борода категорически не желает расти. А еще Вы всем доказали, что отцы Стоглава, зная всю важность закона о борода специально благословили написать икону, на которой православные мужчины без бород, наперад зная, что всякий, кто на эту икону посмотрит, сразу же подумает, что на иконе изображены подростки, при этом у одних растет борода, а у других нет, или же, что у каждого второго мужчины на Руси борода не растет вовсе, поэтом никакого соблазна в такой иконе не будет. Икона не фотоизображение, а строится согласно канону. Бородатые и воины и воины без бород говорят о том , что в войске есть молодые и полновозрастные люди. Если следовать вашей логике, то все тогда на Руси носили бороды одного цвета

володимipъ: Червь пишет: Всех уважаю, но канон хочу прочитать, первоисточник хочу. Апостола Павла почитаю больше чем тех на кого Вы ссылаетесь, отцов 7 В.С. тоже почитаю больше. Любое постановление должно быть доказано на основе Евангелия, Апостола и В.С., если не получается, то это все придумки человеческие. Канон в данном случае 92 правило Василия Великого.Одно предание письменное,другое устное,во времена ВС это было устным преданием,а затем вошло в Кормчию и то и другое имеют одинаковую силу по определению Василия,а значит и мнение ВС.

Червь: о.А. Панкратов пишет: А вы возьмите Иосифовскую Кормчую А зачем мне читать какую-то кормчую. Если эта книга православная, то в обоснование своих положений она в любом случае будет ссылаться на каноничные источники (иначе ее положения - ересь), вот я и прошу Вас сослаться на первоисточник, а не на ту или иную компиляцию, толкование или сочинение. Представьте канон и все, вопрос исчерпан, Вы победили, снимаю шляпу. Даже упрощаю вам задачу, найдите положение об обязательности бороды в 12 томах Иоанна Златоустого и Вы победили, я в нокауте. Володимир, Вы большой выдумщик, все устные предания за 1000 лет нашли отражение в том или ином В.С., так что на устные предания ссылаться никак нельзя, прошу Вас по-основательнее быть в аргументации...

Teutonicus: Червь пишет: Апостола Павла почитаю... отцов 7 В.С. тоже почитаю Сомневаюсь, вы можете почитать тех, кого вы не знаете совсем. Вы живете в выдуманном мире, а суждение христиан о уничтожающих свою бороду всегда было строгое. Климент Александрийский (сер. III в.) Педагог, III.3. Против модничанья мужчин Что сказать при виде таких мужчин? Физиогномист уже по наружному их виду определит, что это за люди. Это преступные заискиватели у чужих жен преступной склонности, люди немужественные, Афродите двусторонне служащие, власоненавистники, безбородые, питающие в себе страх к этому цвету мужественности, волосы на голове даже и причесывающие-то прямо на манер женщин. <...> Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным этим нарядом волос; он придает ее виду осанистость, подобно тому, как и лошадь в своей гриве имеет украшение, ей придающее вид гордый. Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства. Подобным же образом и петухов из-за кур между собой в бой вступающих. Творец гребневидным наростом украсил. И эти волосы, дарованные мужчине, Творец ставит столь высоко, что наравне с разумом указывает в них преимущество мужа; и сам будучи достоудивителен в своем величии, представительность вида мужчины украсил Он в высшем его возрасте достопочтенной сединой. Разум, добрые расположения, становясь от глубины как бы седыми, зреют лишь со временем и постепенно; и предносясь видимо в образе седины, являют они а советах старости вескую многоопытность, представляющую собой достолюбезный цвет почтенного разумения, даруемого верой. Характерная принадлежность мужчины, борода, обнаруживающая в нем мужа, древнее Евы, и является символом природы сравнительно более сильной. Вот почему Творец приличным нашел украсить мужа волосами и почему усеял ими все его тело; части же гладкие и мягкие Он снял с боков тела мужчины и создал из них отличающуюся более нежной организацией и деликатностью форм жену, Еву, в качестве спутницы состояния брачного и заправительницы домохозяйством, предназначенную, собственно, для порождения зачаточного зерна и продолжения рода. Мужчина же, - так как гладкость с его тела снята, - остался мужем и является уже в своем внешнем виде мужа; ему прирожден активный характер подобно тому, как жене - пассивный; потому что поросшее густыми волосами и по самой своей природе суше и жарче гладкого. Поэтому самому и мужчина, плотнее обросший волосами, сравнительно с женой горячее, равно как не оскопленный сравнительно с евнухом и вполне выросший сравнительно с неразвившимся. Поднимать руку на волосы, на этот символ мужской природы, значит, преступно. Это искусственное выглаживание кожи — сам Логос воспламеняет меня против сего, — если оно производится на ком во исполнение расчета того на мужчин, выдает в выглаживаемом дурандаса; если же при этом в виду имеются женщины, то полируемый, значит, является преступным заискивателем у женщин и с их стороны преступной склонности; но и того, и другого разряда мужчины из нашего общества должны быть изгоняемы насколько возможно далее. У вас же и волосы на голове все сочтены, говорит Господь (Мф. 10, 30); значит, и волосы подбородка, и волосы всего тела. Итак, исчисленные Богом волосы сводить, вопреки Его воле, не следует. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? говорит апостол (2 Кор. 13, 3); если бы вы знали, что Он в нас живет, то я не понимаю, каким образом можно было бы решиться на оскорбление Его. <...> Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид (Од. X, 279); вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс. 132, 2). Истинный питомец Педагога, на котором мир почиет, должен в мире жить и со своими волосами.

Червь: Teutonicus пишет: Климент Александрийский (сер. III в.). Педагог Я же просил каноничный источник, я вроде по-русски пишу!

Teutonicus: Ваше представления о каноничности источников примерно так же соотносятся с реальностью церковного предания, как учения иеговистов -- с Библией. Церковь же Христова на бритье бороды никогда своего взгляда не меняла, с апостольских времен и доныне.

Червь: Вот здесь есть свод канонов Православной церкви. http://www.agioskanon.ru/ Сможете доказать, что "Педагог" Климента Александрийского - канон, буду премного благодарен, просветите неуча. А так, ваша аргументация пока полностью несостоятельна.

Teutonicus: Вы правда не знаете, чем церковное предание отличается от дисциплинарных норм и догматических определений, или просто прикидываетесь?

Михайло: Червь пишет: Вот здесь есть свод канонов Православной церкви Зонара на 96 правило 6 В.С. подойдет? click here

Червь: Михайло пишет: Зонара на 96 правило 6 В.С. подойдет? Не подойдет, Зонара - толковник, первоисточник - непосредственно 96 правило, а там о бороде ни слова. И на Зонару у нас имеется Вальсамон, чье толкование и более позднее (а значит более авторитетное как пишет сам Зонара) и более точное, так как Вальсамон толкует строго по тексту. Теотоникус, давайте друг друга просто игнорировать, чтобы грехи не наматывать. Заранее благодарен.

Teutonicus: Червь пишет: давайте друг друга просто игнорировать Обещаю забыть о Вашем существовании в ту же минуту, когда Вы перестанете гадить на старообрядческом форуме и свалите отсюда. Благодушно воспринимать Ваши разглагольствования о якобы исповедуемых нами ересях я вряд ли смогу.

Червь: Я рейтинги САПу поднимаю, я ему нужен как воздух, он знает все мои IP адреса, при желании всегда может меня забанить, да только не хочет, без меня видать никак... А без Вас форум поверьте не пропадет, не обижайтесь, но пресно пишете, неинтересно, ИМХО.

Teutonicus: Червь пишет: пресно пишете Я беллетристикой на жизнь не зарабатываю, так что это мне без разницы.

Червь: Ну вот смотрите, я не скрваю, что я ваш враг и моя задача выявлять и обличать ваши заблуждения, САП об этом прекрасно знает и терпит меня, потому что он понимает, что без полемики, без конфликта, сайт захереет и Ап. Павел благославляет споры "дабы выявились искуссные" (точно не помню). Если я Вам так неприятен, то Вы можете попросить своего единоверца САПа, чтобы он меня забанил на веки вечные и чтобы мочил меня при любом моем появлении, разве САП может не уважить ревностного Теотоникуса? Только если САП будет так делать, то его сайт ждет незавидная судьба Диомидовского сайта, там тоже всех без разбору банили, а потом письма писали с приглашением поучаствовать на форуме. А САПу сайт дорог, он в него душу вложил, лелеял, кохал...

САП: Червь пишет: А САПу сайт дорог, он в него душу вложил, лелеял, кохал... Ох, насмешили!

Червь: Рейтинги вверх.... "И увидел я дело рук своих и возрадовался..." Мне знакомо это чувство!

Teutonicus: Ну, зачем же банить? Вы со своими "обличениями" даете столько поводов развлечься, что я тоже без вас скучаю. Я лишь сказал, что не могу последовать Вашему предложению и игнорировать, что Вы пишите, -- пишите еще! Очень забавно.

Червь: Ну я бы на вашем месте не был бы так категоричен, кое-кого мои посты заставили задуматься, убежден что кто-то разочаровался в староверии, а кто-то еще сто раз подумает: а нужно ли ему такое "православие". А если хотя бы один от вас уйдет, у меня "покроется множество грехов", так что у меня тут свой духовный интерес.



полная версия страницы