Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Белофонная икона » Ответить

Белофонная икона

Сергiй Аветянъ:

Ответов - 18

Сергiй Аветянъ:

Severo: Это не белофонные иконы, а банально при реставрации смывается фон до левкаса. Например пожухлое потертое золото, чтобы не делать новодел и не класть новое его просто смывают под чистую, что бы живопись выглядела свежее и сохраняла аутентичность. Но это только в тех случаях, когда спасти уже ничего не возможно или еще так любят некоторые реставраторы решать проблему из за лени или еще чего.

Сергiй Аветянъ: Severo пишет: Это не белофонные иконы, а банально при реставрации смывается фон до левкаса. Нет, друг мой, это белофонные иконы. Есть такое понятие в иконописи, наряду с краснофонными. Да, действительно, их иногда легко спутать с образами, с которых слезла позолота, но само понятие такое в иконописи существует.


Severo: Сергiй Аветянъ пишет: Нет, друг мой, это белофонные иконы. Есть такое понятие в иконописи, наряду с краснофонными. Не хочется даже писать ниче, один фиг мудаком назовут в итоге. Но я все же эту тему лет 17 изучаю плотно.

Severo: Положим первая икона была подокладной, поэтому фон (свет) просто не окрашивали. С 18 века, начали делать фэйки, стирая фон под косточку, т.е. смывая краску или позолоту.

Сергiй Аветянъ: Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная — редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяются фигуры Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с образом Богоматери. Он показан скорее не младенцем Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме. В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле — три святые жены, чьи лики не поддаются опознаванию. Все эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход в мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки, — ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2015563 Я даже в прения вступать не хочу. Лучше поспорь об этом со специалистами и искусствоведами. Повторная реставрация, проведенная в 1963—1977 годах М. В. Романовой, подтвердившая «приемы константинопольской живописи», дала возможность виртуально восстановить колорит иконы. Утраченные участки живописи были восполнены тонировками, близкими по цвету к краскам XII века. Богоматерь предстоит в мафории кирпично-красных тонов и в темно-зеленом хитоне, который явственно выделялся на белом фоне. Пожалуй, это самая ранняя богородичная белофонная икона, дошедшая до наших дней. Лики всех изображенных украшали венцы из благородных металлов. В мафорий Богородицы были вставлены настоящие драгоценности. На челе и плечах Девы Марии были золотые или эмалевые квадрифолии (четырехлистники). Примечательно, что глаза Боголюбской Богоматери были голубыми, тогда как по иконописной традиции они должны писаться карими. http://artdosug.ru/archives/12613 Безусловно, имеет место и то о чём ты пишешь, но это никак не отменяет существование белофонных икон.

Сергiй Аветянъ: Катакомбы рыли на всем пространстве Средиземноморья и Причерноморья – Греция, Италия, Малая Азия, Крым и т.д. Самыми же важными как по объему (километры, площадь), так и по сохранившимся остаткам раннехристианской живописи – это римские кладбища-катакомбы, достигают 6 этажей в глубину, в стенах имеются ниши для погребения. Причем это специально выдолбленные помещения, очень немногие переделаны из каменоломен. Кроме коридоров имеются помещения для молитвы. К 5 в.римские катакомбы забываются, открыты они уже в наше время и активно изучаются. В катакомбах не только образцы искусства 1-3 вв, но и более поздние, до 5 в. В катакомбах находим все те же белофонные сюжеты, изображения Христа с бородой, вполне узнаваемые, что говорит о традиции такого изображения до 6 века. http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/golovkov.htm

Сергiй Аветянъ: Ты, вероятно пишешь вот об этом: Белофонные иконы писались и в 12-13 веках (хотя и нечасто), и в 16, и в 19. В первой половине 20 века много белофонных икон создавалось в угоду художественному вкусу Запада - почему-то считалось, что настоящая русская икона или на белом фоне, или на золоте. Иногда специально фон счищался "под косточку" до левкаса. На европейских аукционах до сих пор таких икон полно. Что есть, то есть, но белофонных икон это не отменяет. Возможно, в приведённые мной образа и не совсем правильная иллюстрация, но не сомневаюсь, что поискав можно обрести и несомненные изображения. Первый же образ привёл потому, что весьма приглянулась фактура. Старение левкаса создало эффект бересты. Мне это очень понравилось.

Severo: Сергiй Аветянъ пишет: Я даже в прения вступать не хочу. Лучше поспорь об этом со специалистами и искусствоведами. Эти статьи пишут все кому не лень)) Покажи эту икону, ее фото)) Я более чем уверен, что икона подокладная.

Severo: Сергiй Аветянъ пишет: Возможно, в приведённые мной образа и не совсем правильная иллюстрация, но не сомневаюсь, что поискав можно обрести и несомненные изображения. Не исключаю, что были такие, но это настолько редкое явление, которых осталось единицы во всем мире. А береста - да, похоже. Кракелюры по всякому проявляются)) На иконе видны следы от гвоздей, свет или не золотили/закрашивали или смыли недавно. Мои знакомые реставраторы любят смывать свет сейчас, потому как коллекционеры ведутся, под тем же предлогом - типа древнее.

Severo: Колекционеры - доморощенные, конечно же. Дабы не обидеть ценителей древне-русской живописи.

Severo: Хотя я сейчас только обратил внимание, что подпись святых на охряном поле. что указывает на открытые участки, а фон и следы гвохдей - явно говорят о том, что иконник их просто не покрывал вапами.

Сергiй Аветянъ: Богоматерь Белозерская Первая треть XIII века. 155×106. Русский музей, Ленинград [2116]. Из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Сохранность в целом хорошая. От первоначального серебряного фона почти ничего не осталось. Серебряные ассисты потускнели. В худшем состоянии находятся медальоны на нижнем поле. Синий цвет полей несколько видоизменен в позднейшее время. По своему иконографическому типу близка к знаменитой иконе Владимирской Богоматери. Медальоны на полях являются подражанием чеканным окладам, но серебро здесь заменено более дешевой живописью. Икона, скорее всего, была выполнена в Новгороде. Первоначальный фон - серебрянный. А тему я затем и завёл, что они весьма редки и хотябы потому заслуживают пристального внимания. Образа такого типа сродни катакомбным росписям на белом фоне. По крайней мере по моему внутреннему восприятию.

Slava: Белофонные иконы однозначно есть. Полную ерунду пишет Северо. Могу штук 10-20 примеров привести. Надписи и нимбы опуши именно на белом фоне.И никакого золота там не было. В основном это конца 15 первой половины 16 века.

Severo: Slava пишет: Могу штук 10-20 примеров привести. Приводи. Slava пишет: Полную ерунду пишет Северо. Ко мне на "Вы" и полушепотом, попрошу.

alexa: Slava пишет: Белофонные иконы Slava пишет: Надписи и нимбы опуши именно на белом фоне.И никакого золота там не было. В основном это конца 15 первой половины 16 века. Вона, говорят, и Рублёв уже давно не настоящий) А серьёзно, иконы даже 18 века в 19-20 веках столько поновлялись, что пытаться определить истинный "фон" икон 15-16 веков "на глазок"?

Atriaol: Друзья подскажите пожалуйста, стоит ли продавать икону Спаситель? Мне презентовали хорошую икону Спаситель, а есть старинная икона, которая сложена, квартирка у меня не большая. Я ее оценил у профессионалов в этом деле и мне предложили кругленькую сумму. Что скажете?

АлександрМ: Atriaol разве святыню можно продавать?



полная версия страницы