Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Небольшое пояснение по созданию шрифтов » Ответить

Небольшое пояснение по созданию шрифтов

Cocpucm: Полагаю, тема будет кому-то интересна. Посему объясню вкратце, как я делал буквичный шрифт по порядку. Сразу признаюсь: художественных талантов у меня крайне мало, посему приходилось делать много простой механической работы, связанной с точным копированием оригинальной буквицы. 1. Подготовка образа. Я сканировал или фотографировал (первое дает более качественный результат, но не всегда можно так издеваться над книгой) буквицы из Пролога в большом разрешении. NB: размер изображения должен быть достаточно большим, для сложной буквицы не менее 300 точек в высоту (а лучше — 1000), для простых полууставных букв можно и поменьше. Полученное изображение обрабатывал в графическом редакторе (конечно, можно использовать и PhotoShop, но и XnView, которым пользовался я, вполне достаточно): делал автокоррекцию, увеличивал контрастность, при необходимости — яркость, переводил в формат "16 оттенков серого". 2. Очистка образа. Поскольку изображения были из старой книги, печать в которой далека от совершенства, все буквицы, с которыми я работал, содержали дефекты печати. Посему я устранял их "ручками" в простейшем графическом редакторе Paint. Необходимо очистить изображение от лишних точек, по возможности убрать неровность контура, закрасить всё изображение в черный цвет. Работа не очень сложная, но трудоемкая: на каждую буквицу у меня уходило 1-2 часа. В результате получается почти черно-белое изображение, очищенное от дефектов печати. 3. Создание глифа в шрифтовом редакторе. Я использую FontCreator. По отзывам шрифтовиков, редактор не самый мощный, но у него есть два достоинства: простота и понятность интерфйса и возможность импортировать картинки с символами. Итак, после импорта изображения редактор автоматически создает глиф, который представляет собой множество точек, соединенных между собою прямыми и дугами. Если предыдущий шаг сделан качественно, то автоматически созданный глиф получится более-менее приличного качества, однако для создания нормального шрифта придется очень много повозиться с точками, меняя их местами, создавая дополнительные и удаляя ненужные, меняя их тип (с прямой на дугу или обратно). Работа очень трудоемкая, на одну буквицу уходило минимум 2 часа, а то и все 6. В дальнейшем, уже после того, как созданы все символы, можно поработать с кернингом, т.е. смещением в парах символов второго вправо или влево. Вроде всё написал, что хотел. Агитировать за пиратство на форуме не буду. При необходимости обращайтесь в Л.С.

Ответов - 55, стр: 1 2 All

Cocpucm: Хотя и сообщение не совсем относится к данной теме, но опубликую его здесь. Владислав Дорош (многия ему лета!) сделал шрифт на основе гарнитуры православных типографий Острога и Вильны XVI в. — Ostrog UCS. Вот его официальный вариант (на страницы есть также шрифты, сделанные на основе гарнитур синодальных изданий). Но кодировка шрифта предназначена для набора текста на ново-ЦС, принятого в РПЦ МП. Посему я (с разрешения автора) немного над ним поработал для возможности набора дораскольных текстов, а именно: 1) Присвоил имевшимся в шрифте букво-титлам и буквам, отсутствующим в стандарте UCS8, привычные мне коды. 2) Добавил покой-титло и фиту-титло (в тот версии, что присылал мне Владислав, было куда больше букво-титл, чем используется в формате UCS8; теперь в этом шрифте есть все букво-титла, кот. я когда-либо встречал в дораскольных текстах). 3) Переделал звездочку в шестиконечную 4) Уменьшил в 4 раза ширину "неразрывного пробела" (я его использую как "узкий пробел") 5) Добавил некоторые символы, кот. мне нужны для набора дораскольных текстов: "есть с придыханием", "иже с придыханием и с узким пробелом", "широкую омегу без придыхния", "от с оксией", "ук (лигатурный) с придыханием и с исо", укороченные версии "ука" и "яти" (для использования с букво-титлами) 6) привел начертание "ука" с оксией и варией в соответствие с оригиналом 7) еще кое-что совсем по мелочи. Вот сслыка на измененный шрифт, кодировка в нем такая же, как и в том, что я распространял; соответственно, можно также пользоваться "Ирмологием" (с моими добавками) для набора текстов. Одно из преимуществ шрифта — юридическая чистота. Т.е., им можно свободно набирать православные тексты и как угодно распространять их (в т.ч., издавать книги). Вот лицензионное соглашение автора (с которым я полностью согласен): 1. Старообрядцы имеют полное право использовать шрифт Ostrog в частном порядке или издавать им любую печатную или электронную продукцию (печатные и электронные книги, брошюры, медиа-продукцию и т.д.), против содержимого которой не восстает их совесть как совесть верующего человека (с их, старообрядческими взглядами на веру, догматы, каноны, обряды и правила благочестия). (Я всё к тому, что не хотелось бы видеть церковную гарнитуру на оккультной литературе, сигаретных пачках, игорных заведениях и т.д., но, думаю, шанс встретить беспринципного или бессовестного старообрядца как минимум не больше, чем никонианина.) Как я уже говорил, старообрядцы имеют не меньше прав на церковный полуустав, нежели никониане. 2. Отдельная просьба касается издания современных текстов, в которых присутствуют очень уж сильные нападки на догматы, каноны и обряды РПЦ МП (т.е., нас, никониан). Речь идет лишь о догматах, канонах и обрядах -- думаю, отдельные личности критиковать можно; речь идет лишь о сильных и целенаправленных нападках -- не думаю, что при упоминании чужой конфессии можно обойтись совсем без критики; речь идет лишь о тиражных изданиях -- думаю, все случаи частного использования шрифта предусмотреть невозможно; речь идет лишь о современных текстах -- не вижу особого зла в переиздании исторических трудов, скажем, Аввакума; я могу лишь просить, а не требовать, поскольку оригинал шрифта был создан до раскола. Так вот, в свете всего вышесказанного, при оформлении издания целенаправленно-антиниконианского труда современного авторства я прошу вспомнить, что именно этот шрифт оцифровывал человек никонианского вероисповедания. 3. Шрифт можно распространять на старообрядческих сайтах, сайтах старообрядцев, электронных или оптических носителях и т.д. при условии соблюдения контекста, оговоренного в п.1. 4. При распространении шрифта или использовании его в соответствии с п.п.1-2, можно не упоминать автора этого шрифта и не давать ссылки на сайт автора шрифта. 5. Шрифт допускается изменять любым способом и перераспространять полученный продукт при условии включения в правила пользования этим продуктом данного текста. Если в полученном продукте доля исходного материала составляет не менее 50%, в технических полях внутри продукта следует сохранять copyright-запись об авторстве шрифта (возможно, дополняя ее своей информацией). При переименовании шрифта после переделки, в имени нового шрифта рекомендуется сохранять слово Ostrog, дабы не плодить разноименные дубликаты. Подпись: Владислав Дорош Тот же самый текст можно распространить на мои шрифты Irmologion, Hirmos, StaroUspenskaya, Triodion, Oglavie, Kathisma, Zlatoust, Indycton, Vertograd с той разницей, что в п.2 просительное наклонение превращается в требование: оригиналы шрифтов, скорее всего, были созданы после раскола; у оригинальных гарнитур есть (суть) ныне почившие авторы, скорее всего никониане, чьей волей я распоряжаться не могу.

Олег Хохлов: Спаси Христос! Наверняка когда-нибудь пригодится!

Jora: Cocpucm пишет: 1) Присвоил имевшимся в шрифте букво-титлам и буквам, отсутствующим в стандарте UCS8, привычные мне коды. 2) Добавил покой-титло и фиту-титло (в тот версии, что присылал мне Владислав, было куда больше букво-титл, чем используется в формате UCS8; теперь в этом шрифте есть все букво-титла, кот. я когда-либо встречал в дораскольных текстах). 3) Переделал звездочку в шестиконечную 4) Уменьшил в 4 раза ширину "неразрывного пробела" (я его использую как "узкий пробел") 5) Добавил некоторые символы, кот. мне нужны для набора дораскольных текстов: "есть с придыханием", "иже с придыханием и с узким пробелом", "широкую омегу без придыхния", "от с оксией", "ук (лигатурный) с придыханием и с исо", укороченные версии "ука" и "яти" (для использования с букво-титлами) 6) привел начертание "ука" с оксией и варией в соответствие с оригиналом 7) еще кое-что совсем по мелочи. Это ж надо, так потрудиться! Спаси Вас Христос! P.S. Я так понимаю, раскладка у всех шрифтов одна? Это самое актуальное, по-моему.


Cocpucm: Во славу Божию! На самом деле, моей работы было на несколько часов Это Владиславу, делающему почти точные копии шрифтов (хотя несколько его новомудрствований в шрифте "Острог" я снял в своей версии ) и безплатно их распространяющих, надо памятник ставить. Раскладка почти та же самая с одним единственным исключением: на месте "широкого она" (который в оригинальных изданиях не использовался) стоит "средний он", а на месте "среднего она" — "узкий он". Так что советую при наборе "он" + "букво-титло" использовать именно "широкий он" либо менять потом автозаменой, а то не очень красиво смотрится

Евгений Иванов: Спаси Христос! Очень красивый шрифт. Только, межстрочный интервал очень-очень большой. Пробовал в Ворде, убрать, через формат абзаца. Ничего не получилось.

дьяк Олег: в лицензионном соглашении идет речь ещё о ряде шрифтов, кои на сайте у Влада не вывешены, можно ли попросить их у Вас, в частном порядке, буде таковые у Вас обретаются... Cocpucm пишет: Тот же самый текст можно распространить на мои шрифты Irmologion, Hirmos, StaroUspenskaya, Triodion, Oglavie*, Kathisma, Zlatoust, Indycton, Vertograd с той разницей, что в п.2 просительное наклонение превращается в требование: оригиналы шрифтов, скорее всего, были созданы после раскола; у оригинальных гарнитур есть (суть) ныне почившие авторы, скорее всего никониане, чьей волей я распоряжаться не могу. __________________ * выделения мои

Cocpucm: дьяк Олег пишет: в лицензионном соглашении идет речь ещё о ряде шрифтов, кои на сайте у Влада не вывешены, можно ли попросить их у Вас, в частном порядке, буде таковые у Вас обретаются... Шрифт Oglavie не видел, а Kathisma Владислав делает сейчас, бета-версию можно скачать отсюда. Либо, что предпочтительней, подождите несколько недель, Владислав выложит финальную версию, я могу Вам об этом сообщить.

дьяк Олег: хорошо, буду ждать... был бы признателен, если бы сообщили...

Cocpucm: Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века: Каталог / Сост. Вознесенский А. В.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. На мой взгляд, лучший каталог по старообрядческим изданиям, содержащiй также альбом заставок и концовок. Единственный минус — издания не всех типографий описаны подробно. Скачать можно с Народа (сам каталог, DjVu , он же, автоматически распознанный, MS Word (ошибки НЕ проверялъ), альбом заставок и концовок, DjVu) либо съ Box.Net [url=http://www.box.net/shared/ysf0z39cu4однимъ архивом[/url].</span>

Severo: Спаси Христос!

Cocpucm: Во славу Божию!

Severo: Помогите Христа ради! Обнаружил, что не установил его на работе, слетела работа набранная им. У кого есть если кидайте мне на мыло или здесь ссылку. Это крайне срочно! Ближе к вечеру или завтра будет уже не актуально. Спаси Христос!

Cocpucm: Проверьте "мыло"

Cocpucm: Наконец закончил шрифт Bukvica UCS, который делал "с нуля" с перерывами больше года. Шрифт исключительно буквичный (т.е., не предназначен для набора целых слов). Я делал его на основании реальных буквиц из оригинального (не перепечатки) Пролога 1642-43 гг., стараясь не изменять существенно контуры. Однако буквицы "зело", "ять", "ю", "кси", "пси", "омега красивая", "юс малый", "ижица" делал сам, стараясь сохранять стилистику, поскольку не нашел дораскольных оригиналов. Мне они, честно говоря, не очень нравятся, посему если есть желающие — переделывайте, как сочтете нужным. Остальные буквы прошу особо не менять. Скачать можно отсюда. Шрифт свободен для использования и распространения в некоммерческих целях.

Severo: Спаси Бог, пригодится))))

Cocpucm: Поскольку в Л.С. ко мне стали приходить вопросы, как сделать буквицу, объясняю, как это делать в MS Word Сначала набираете обычным шрифтом текст абзаца (он должен быть не меньше 4-х строк, а то не очень красиво выйдет). Затем возможны два пути: 1. Если установлен "Ирмологий-4". Переводите курсор на нужный абзац. Выбираете пункты меню "Ирмологий" — "Форматирование" — "Буквица", задаете нужный шрифт, цвет и высоту в строках. 2. Если Ирмология нет. Выделяете первую букву абзаца. Выбираете пункты меню "Формат" — "Буквица"; выбираете положение "в тексте", выбираете нужный шрфт и высоту в строках. Потом выделяете получившуюся буквицу и "красите" ее в красный цвет. Но в данном варианте может некорректно получиться, если первая буква идет со звательцем или исо. Ну, и на всякий случай, шрифт можно скачать также отсюда (на этом сайте есть также Т1-версия шрифта). А то Бог весть, что с Народ.ру может случиться

Dmitriy: Спаси Христос.

Severo: Вот бы кто нибудь когда нибудь сделал буквичный шрифт по образцам 14-15 веков((((

Jora: Cocpucm, спаси Христос! Severo, ага

Severo: Jora Во: http://img88.imageshack.us/my.php?image=39763822at7.jpg

Cocpucm: Во славу Божию! Виталь, во-первых, сделать многоцветные символы в шрифте невозможно Если хочешь, могу объяснить, как делать шрифт. Работа при наличии оригиналов не очень сложная, но с такими контурами очень трудоемкая

дьяк Олег: а можно и мне получить объяснения, как делать шрифты? Очинно хочу сербские 16-17 веков гарнитуры "содрать", нравятся они мне...

Severo: Cocpucm пишет: Во славу Божию! Виталь, во-первых, сделать многоцветные символы в шрифте невозможно Если хочешь, могу объяснить, как делать шрифт. Работа при наличии оригиналов не очень сложная, но с такими контурами очень трудоемкая То что трудоемкая это понятно, но можно одноцветные сделать...с красными контурами.

Cocpucm: Severo, так сделай. Некоторые советы я привел, при необходимости помогу консультацией

Severo: Мммм...надо рисовать долго буквицы сами, нарисую - займусь

Jora: Cocpucm пишет: Если установлен "Ирмологий-4". А Владислав выпустил 4-ю версию? Не знал.

Severo: Jora пишет: А Владислав выпустил 4-ю версию? Не знал. Уже прилично давно))

Cocpucm: Jora пишет: А Владислав выпустил 4-ю версию? Не знал. Ну ты даешь... 4-я версия существенно упростила набор. Я больше года назад давал разъяснения, как использовать И-4 для набора дораскольных текстов

Jora: Cocpucm пишет: Но в данном варианте может некорректно получиться Значит, с Ирмологием всё-таки лучше? Cocpucm пишет: разъяснения, как использовать И-4 для набора дораскольных текстов По ЖЖ не хожу

Cocpucm: Jora пишет: Значит, с Ирмологием всё-таки лучше? Я в принципе не понимаю, зачем мучиться, набирая ЦС текст без Ирмология. А буквицы... Всё дело в том, что стандартный механизм MS Word позволяет сделать буквицу только из одного символа, а в сочетании "гласная + звательце либо исо" их зачастую два.

Jora: Большие тексты давно не набирал. Буду знать теперь - как. Ещё раз спаси Христос!

Severo: Да, И-4 - это вещь!!! Особенно с профилем Кости)) Все удобно и под рукой))

Cocpucm: Перекодировал шрифт, разработанный Зораном Костичем на основе Тетраевангелiя себрскаго патриарха Савы IV, под свой стандарт. Шрифт имитирует устав Хиландарскаго монастыря ХIV в. Выложил для свободнаго распространенiя обыкновенный, а также капитализированный (все буквы заглавныя, удобен для заголовков) варианты шрифта. В последний добавил также несколько десятков лигатур заглавных букв. Вот пример использования: а вот еще один (точный перенабор из рукописи "Мерила праведнаго XIV в.):

Дiонисiй: Спаси Господи! Зело красиво Не подскажете, как Вы сделали в заголовке сочетания "во" и "ны"? В шрифте я таких комбинаций не нашел

Cocpucm: Дiонисiй пишет: Не подскажете, как Вы сделали в заголовке сочетания "во" и "ны"? В шрифте я таких комбинаций не нашел Вы правильно заметили, подобных лигатур в шрифте нет. Посему делал "ручками" в MS Word В меню "Формат"–"Шрифт" есть закладка "Интервал". Для буквы "О", к примеру, я именьшил размер (кажется, до 16 пт), поднял ее с помощью опции "Смещение" вверх (кажется, на 12 пт), а у предыдущего знака установил "Интервал" уплотненным (кажется, на 4,5 пт). Также, чтобы буква казалась шире, установил ее "Масштаб" в 170% Аналогично и с "НЫ", хотя там, на самом деле, "НьI". Короче, дерзайте, творите — рано или поздно начнет получаться красиво. Верхом мастерства я считаю квазивязь внизу на 2-й стр. этого документа

Дiонисiй: Кажется, шрифт сделан на основе изданий федосеевской типографии при Преображенском богаделенном доме. Кодировка своя. Скачать: click here

Андрей: Похоже с преображенского срисовывали.

Cocpucm: Спаси Господи! Вы случаем не автор? А то хочу перевести шрифт в свой формат, что бы можно было набирать текст с помощью "Ирмология"

Cocpucm: Поздравляю православных християн со светлым Христовым воскресением! В качестве небольшого подарочка — шрифт, имитирующий устав "Остромирова Евангелия". Изначально разработан Никитой Симмонсом, мною перекодирован под привычный стандарт, "подчищены" глифы, некоторыя буквы перерисованы с нуля. Вотъ сам файлъ шрифта. А вот — пример его использования. P.S. Как выяснилось, подобный шрифт уже был сделан. Хотя на мой вкус, сделан с упрощением символов.

Дiонисiй: Я не автор, получил шрифт у товарища из наших християн. Если не ошибаюсь, делал его кто-то из наших наставников. Переводите, красиво у Вас получается. Скорее всего, и Ваши труды будут полезны, поскольку я до сих пор не понял, как быстро набирать текст этим шрифтом из-за его кодировки



полная версия страницы