Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Старообрядческое книгопечатание » Ответить
Старообрядческое книгопечатание
Severo: http://heritage.eunnet.net/oldbelief/main/ch1/index.htm
Ответов - 73, стр:
1 2 All
инспектор шульц: Открытие -- 14, но будут сначала кузнецы и я (ежели выдюжу). А к 17 -- как будто все соберутся. а может и наоборот. мне ехать, во всяком случае, надо 14. Утешение -- на 17.
инспектор шульц: http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php
Anchorite: Вот бы кое что из етого переписать! И такой вопрос что это за книга в руках у женщины: Я так понимаю Апокалипсис, вот только какого века, и рукописный или печатный?
инспектор шульц: Печатный Толковый Апокалипсис. Нач. 20 в., типография Преображенского богаделенного дома.
Anchorite: инспектор шульц , скажи, а можно быть уверенным, что книги на сайте лавры не были исправлены книжными справщиками?
инспектор шульц: Насчет "книжной справы" у них -- большой опыт накопился. Можно вспомнить, к примеру "Соборное деяние на Мартина еретика". Или "Феогностов Требник". Наши друзья умело использовали палимпсесты.
Anchorite: Оно и понятно. Ежели человек всю жизнь переписывает книги, то он естественно знает, что и где нужно соскоблить, чтобы никто ничего не заметил.
инспектор шульц: вот как раз с мастерством у них, не того... "С изобретением книгопечатанья, в станке поселился дьявол" (кажется, Кьеркегор). Им более приятно было иметь дело с етим подручным. А книги они почти и не переписывали. Очень редко.
Severo: Евгений Львович Немировский Изобретение Иоганна Гутенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBERG/CHAPT_01/CHAPT_01.HTM
рабочий Николай: Severo Евгений Львович -- корифей советской и русской кодикологии. Его труд "Возникновение славянского книгопечатания"-- прекрасная энциклопедия, затрагивающая вопросы истории и культурологии восточно- и южно-европейского региона 15-17 веков. Кроме того, он прекрасный слесарь и фрезеровщик.
Severo: http://heritage.eunnet.net/oldbelief/main/ch2/index.htm
Severo: http://www.nita-press.de/news/a-486.html
and: Новые староверческие издания http://pomorian.narod.ru/module5/module160.htm Первое из известных изданий вышло в конце 1780-х гг. в Супрасле, последнее (лицевое) – в 1911 году в Москве, в типографии при Преображенском богаделенном доме. Сия богодухновенная книга читается за богослужением в качестве поучения на службе Страстей Христовых. небольшой журнал, который бы информировал о молодежном движении в Древлеправославной Поморской Церкви
mistedge: Когда и отчего появился псевдо-барочный орнамент в книгах? Я не говорю, что он латынский, просто уж больно похож на барочные узоры. Более древний орнамент и узор совсем другой был, как я видел в многих манускриптах. Вот еще хотел спросить. Как вообще этому делу научиться? Что нужно для переписки манускриптов? Кто-нибудь еще этим занимается? Помню на форуме СДП кто-то этим занимался. Его кстати многие начали критиковать как раз за псевдо-барочный "выговский" орнамент.
Severo: mistedge пишет: Кто-нибудь еще этим занимается? Помню на форуме СДП кто-то этим занимался. Его, кстати, многие начали критиковать как-раз за псевдо-барочный "выговский" орнамент. Инспектор Шульц, он же Феодосий, он же "Даша" занимается этим.
Severo: А еще такое вот творчество есть:
Евгений Иванов: Severo пишет: Инспектор Шульц, он же Феодосий, он же "Даша" занимается этим. Это испокон веков
Евгений Иванов:
Евгений Иванов:
Severo: Я о том, что сейчас пишет, переписывает и переплетает
and: Severo пишет: А еще такое вот творчество есть: Уже готово ????!!!!
mistedge: красиво!
Severo: Это рабочий вариант
mistedge:
mistedge:
Severo:
ago: Такая плетенка с птицами - типичный кельтский орнамент. Весьма странно видеть это в старообрядческом издании...
Severo: ago пишет: Такая плетенка с птицами - типичный кельтский орнамент. Весьма странно видеть это в старообрядческом издании... Такая плетенка - типичный древнерусский орнамент. Посмотрите древнерусские рукописи 11-15 веков. А вот барочные латынские вензеля ка раз таки странно видеть в християнских книгах, каковыми наполнены поморские и прочие книги.
Severo: Кстати 4 постом выше есть образец с таковым орнаментом, а именно с птицами, который соседствует с изображением Христа Исуса.
Severo: Руководство, можно сказать, по декоративной каллиграфии. Буквицы, бордюры...Хоть и латынское, но по средневековым технологиям, что было одинаково, что у нас, что в Европе.
инспектор шульц: Где, почем?
Severo: В интернет магазине 524 рэ. http://www.labirint-shop.ru/books/129957/ доставка на дом бесплатная))
инспектор шульц: Слушай, разскажи для тупого, как покупать в интернет магазине (желательно, пошагово)
Severo: Жмешь рядом с ценой на слово "Купить", потом нажимаешь на слово "Корзина" вверху...там должна в крзинке цифра 1 показываться (один товар заказан), открывается список того, что у тебя в корзине, проверяешь все ли на месте, правильно ли количество (вдруг нечаянно раз 20 нажал) и жмешь на кнопку под списком "Начать оформление"....заполняешь форму, то что звездочками отмеченно - обязательно для заполнения, жмешь "далее", выбираешь способ доставки, лучше первое конечно же - курьер, рядом пишут сколько стоит услуга...в данном случае - 0, и жмешь далее
инспектор шульц: Благодарю, сейчас попробую.
Severo: Напишешь, получилось или нет
Андрей изограф: а если я живу в Молдавии, как доставят, и доставят ли? И как платить, интернет деньгами чтоли?
инспектор шульц: Можно платить даже кредитками. Но будь осторожен, они хитрые:ежели заказ стоит более 500р, то доставка, в частности по Москве, безплатная. книга стоит 534р, но у меня как-то получилось со скидкой в 5%(сам не пойму, почему), и книга стала стоить 498р, что существенно меньше 500р. А за такую покупку доставка по столице за 120р. 534р. без скидки или со скидкой, но 498+120=618рябчиков, зато с 5% скидкой!
Severo: хммм....надо было мне 2 раз заказать...528 заплатил...мухлёжники....потом бы передал в метро. Растворяю гуммиарабик.
инспектор шульц: Я чегой-то не могу заказать. Мозгов не хватает. И страшно. Вдруг, ненароком закажу 132 экземпляра...
Елена: Было ли развито книгопечатание в Выго-Лексенской обители?
Андрей изограф: http://www.bibliotekar.ru/rusVyg/ скорее не книгопечатание, а переписка книг вручную
инспектор шульц: Однозначно не было. Перепиской книгг в основном занимались мастерицы на Лексе.
Елена: Т. е. всю массу необходимой богослужебной литературы писали вручную? Даже Евангелия и псалтыри и златоусты? инспектор шульц скажите, а бумага была собственного производства или покупная?
инспектор шульц: Бумага -- покупная. Писались в основном богато украшенные крюковые книги. Или полемические сборники, цветники, произведения выговских отцев. А служебных книг хватало -- ведь были типографии в Яссах, Махновке, в Литве и в униатских монастырях.
Елена: инспектор шульц насколько в то время было сложно производство бумаги? Могли ли выговцы осуществить это производство у себя?
о.АлександрПанкратов: ... А ещё на Выгу было ОЧЕНЬ много СТАРОпечатных книг. Так что печатать новые не очень - то и требовалось.
инспектор шульц: Елена, сам по себе процесс изготовления тряпичной бумаги не так уж и сложен, нужны лишь специальная снасть -- мельница для размола тряпья, чаны для варки бумажной массы, сетки-черпалки, ну и конечно, сырье -- льняные и хлопковые тряпки. После изготовления листа он подвергался желатиновой проклейке (чтоб чернила не расплывались), лощению, выглаживанию под прессом и еще ряду операций. Все не очень трудоемко, однако довольно долго. поэтому поморцам было проще и дешевле покупать уже готовую бумагу очень высокого качества (в т. числе и завозную)
Елена: инспектор шульц а по какой причине на Выге не печатали своих книг? 2. много ли тряпок нужно чтобы изготовить, скажем бумагу для одной книги?
инспектор шульц: По вышеуказанным причинам. Книг и та много было, были и заграничные типографии. Кроме того, только при Екатерине появились "вольные типографии", в которых можно было открыто, по закону печатать християнские книги. Выговцы были постоянно в напряженном состоянии, то Неофит со своими вопросами приедет, то Круглый донесет, нагрянет команда с солдатами, Самарин... Обострения и так непростых отношений с государственной властью выговцы не желали. По Вашему второму вопросу. Ежели тряпье перемолоть должным образом, то все оно уходит на бумагу. Сколько насобираете сырья, столько бумаги и наварите. А книги ведь по объему-то разные бывают.... Кстати, в чан с массой бумажной добавляли нередко и иные перемолотые волокнистые ингридиенты. Молотые стебли крапивы, к примеру, или конопли.
Елена: А можно ли сейчас приобрести тряпичную бумагу, которая по качеству как старинная?
Severo: Лучше пергамент натуральный
инспектор шульц: Можно.
Елена: адресочком поделитесь?
инспектор шульц: в Москве.
Елена: а поподробней? нужна такая бумага для одного исторического проекта.
инспектор шульц: Пишите в личку.
Severo: Пиши мне тоже))))
инспектор шульц: Вот. Значит, купил я эту книжку, почитал. В общем, конечно, для общего развития и ничего, но.... Все что там приведено -- никакого отношения к нашей традиционной миниатюре и каллиграфии отношения не имеет. Рецептура у нас была другой (начиная от изготовления чернил, кончая способом золочения) К примеру, в Византии, в отличие от Запада прежде никогда не увлекались алебастровыми подкладками (а средневековые латины тогда вместо алебастра просто левкасили определенные участки рисунка под золото). Когда же греки примерно с 13в. переняли от латин такую технику, то столкнулись с тем, что залевкашивая большие фона в лицевых рукописях, пергаменные листы, которые постоянно переворачиваясь при чтении, ломали этот левкас, отчего, к примеру, палеологовские лица, выполненные по западной технологии, сохранились очень плохо. Так что не советую на практике применять тамошние рецепты.
Елена: А как изготавливали чернила у нас?
инспектор шульц: Сажевые, железистые и на основе дубовых орешков
Елена: обратите внимание, вот поморская заставка: можно заметить, что тут используются только три вида красок: черный, красный и зеленый цвет, плюс золото. Кстати, вопрос: для книг использовались те-же краски, что и для иконописи, или какие - либо другие?
инспектор шульц: В узорах раннего типа (с 10 годов 18 в.) использовался еще синий и голубые цвета. Краски изначально -- разведенная водой темпера, позже (с 19 в. ) применялась акварель
ANFI: Левкасили, в смысле промазывали лист( под золото)? Вроде, сразу понятно, что это не технологично. PS. Книжку видел, но не купил, т.к. забавно написана, на 1-й взглляд.....
инспектор шульц: ANFI пишет: Левкасили, в смысле промазывали лист( под золото)? Вроде, сразу понятно, что это не технологично. Совершенно верно. Но латины не золотили, подобно грекам, большие куски миниатюры, посему и левкас держался лучше у них. А греки съобезьянничали. См подробнее в кн."Материалы и техника византийской рукописной книги"
Святослав: Никак не могу я определиться: какого века сия книга? Она очень ветхая, некоторых страниц нет.
Cocpucm: Псалтырь единоверческой печати. Скорее всего — посл. четв. XIX в. или наже начало ХХ в. (ну уж точно издана после 1840 г.) А вот листки слева на 2-й фотографии интереснее. Но хотелось бы увидеть их более крупное фото.
Святослав: Вот, пожалуйста, канон за умерших
Симеон: Последние листки - из издания Московской старообрядческой книгопечатни в Лялином переулке, принадлежавшей беглопоповцам.
Cocpucm: Либо она, либо — из типографии при Рогожке (дома посмотрю образцы и отвечу точно). Но в любом случае, начало ХХ в.
Severo: http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801446
Severo: Век 19 обычно на последних листах таких книг пишут где и когда напечатана
Cocpucm: Наконец снова заработал сайт, на кот. выложены две очень интересные монографии: Старообрядческое книгопечатание и Старообрядческая рукописная книга
полная версия страницы