Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Старообрядческое книгопечатание » Ответить

Старообрядческое книгопечатание

Severo: http://heritage.eunnet.net/oldbelief/main/ch1/index.htm

Ответов - 73, стр: 1 2 All

Елена: Было ли развито книгопечатание в Выго-Лексенской обители?

Андрей изограф: http://www.bibliotekar.ru/rusVyg/ скорее не книгопечатание, а переписка книг вручную

инспектор шульц: Однозначно не было. Перепиской книгг в основном занимались мастерицы на Лексе.


Елена: Т. е. всю массу необходимой богослужебной литературы писали вручную? Даже Евангелия и псалтыри и златоусты? инспектор шульц скажите, а бумага была собственного производства или покупная?

инспектор шульц: Бумага -- покупная. Писались в основном богато украшенные крюковые книги. Или полемические сборники, цветники, произведения выговских отцев. А служебных книг хватало -- ведь были типографии в Яссах, Махновке, в Литве и в униатских монастырях.

Елена: инспектор шульц насколько в то время было сложно производство бумаги? Могли ли выговцы осуществить это производство у себя?

о.АлександрПанкратов: ... А ещё на Выгу было ОЧЕНЬ много СТАРОпечатных книг. Так что печатать новые не очень - то и требовалось.

инспектор шульц: Елена, сам по себе процесс изготовления тряпичной бумаги не так уж и сложен, нужны лишь специальная снасть -- мельница для размола тряпья, чаны для варки бумажной массы, сетки-черпалки, ну и конечно, сырье -- льняные и хлопковые тряпки. После изготовления листа он подвергался желатиновой проклейке (чтоб чернила не расплывались), лощению, выглаживанию под прессом и еще ряду операций. Все не очень трудоемко, однако довольно долго. поэтому поморцам было проще и дешевле покупать уже готовую бумагу очень высокого качества (в т. числе и завозную)

Елена: инспектор шульц а по какой причине на Выге не печатали своих книг? 2. много ли тряпок нужно чтобы изготовить, скажем бумагу для одной книги?

инспектор шульц: По вышеуказанным причинам. Книг и та много было, были и заграничные типографии. Кроме того, только при Екатерине появились "вольные типографии", в которых можно было открыто, по закону печатать християнские книги. Выговцы были постоянно в напряженном состоянии, то Неофит со своими вопросами приедет, то Круглый донесет, нагрянет команда с солдатами, Самарин... Обострения и так непростых отношений с государственной властью выговцы не желали. По Вашему второму вопросу. Ежели тряпье перемолоть должным образом, то все оно уходит на бумагу. Сколько насобираете сырья, столько бумаги и наварите. А книги ведь по объему-то разные бывают.... Кстати, в чан с массой бумажной добавляли нередко и иные перемолотые волокнистые ингридиенты. Молотые стебли крапивы, к примеру, или конопли.

Елена: А можно ли сейчас приобрести тряпичную бумагу, которая по качеству как старинная?

Severo: Лучше пергамент натуральный

инспектор шульц: Можно.

Елена: адресочком поделитесь?

инспектор шульц: в Москве.

Елена: а поподробней? нужна такая бумага для одного исторического проекта.

инспектор шульц: Пишите в личку.

Severo: Пиши мне тоже))))

инспектор шульц: Вот. Значит, купил я эту книжку, почитал. В общем, конечно, для общего развития и ничего, но.... Все что там приведено -- никакого отношения к нашей традиционной миниатюре и каллиграфии отношения не имеет. Рецептура у нас была другой (начиная от изготовления чернил, кончая способом золочения) К примеру, в Византии, в отличие от Запада прежде никогда не увлекались алебастровыми подкладками (а средневековые латины тогда вместо алебастра просто левкасили определенные участки рисунка под золото). Когда же греки примерно с 13в. переняли от латин такую технику, то столкнулись с тем, что залевкашивая большие фона в лицевых рукописях, пергаменные листы, которые постоянно переворачиваясь при чтении, ломали этот левкас, отчего, к примеру, палеологовские лица, выполненные по западной технологии, сохранились очень плохо. Так что не советую на практике применять тамошние рецепты.

Елена: А как изготавливали чернила у нас?

инспектор шульц: Сажевые, железистые и на основе дубовых орешков

Елена: обратите внимание, вот поморская заставка: можно заметить, что тут используются только три вида красок: черный, красный и зеленый цвет, плюс золото. Кстати, вопрос: для книг использовались те-же краски, что и для иконописи, или какие - либо другие?

инспектор шульц: В узорах раннего типа (с 10 годов 18 в.) использовался еще синий и голубые цвета. Краски изначально -- разведенная водой темпера, позже (с 19 в. ) применялась акварель

ANFI: Левкасили, в смысле промазывали лист( под золото)? Вроде, сразу понятно, что это не технологично. PS. Книжку видел, но не купил, т.к. забавно написана, на 1-й взглляд.....

инспектор шульц: ANFI пишет: Левкасили, в смысле промазывали лист( под золото)? Вроде, сразу понятно, что это не технологично. Совершенно верно. Но латины не золотили, подобно грекам, большие куски миниатюры, посему и левкас держался лучше у них. А греки съобезьянничали. См подробнее в кн."Материалы и техника византийской рукописной книги"

Святослав: Никак не могу я определиться: какого века сия книга? Она очень ветхая, некоторых страниц нет.

Cocpucm: Псалтырь единоверческой печати. Скорее всего — посл. четв. XIX в. или наже начало ХХ в. (ну уж точно издана после 1840 г.) А вот листки слева на 2-й фотографии интереснее. Но хотелось бы увидеть их более крупное фото.

Святослав: Вот, пожалуйста, канон за умерших

Симеон: Последние листки - из издания Московской старообрядческой книгопечатни в Лялином переулке, принадлежавшей беглопоповцам.

Cocpucm: Либо она, либо — из типографии при Рогожке (дома посмотрю образцы и отвечу точно). Но в любом случае, начало ХХ в.

Severo: http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801446

Severo: Век 19 обычно на последних листах таких книг пишут где и когда напечатана

Cocpucm: Наконец снова заработал сайт, на кот. выложены две очень интересные монографии: Старообрядческое книгопечатание и Старообрядческая рукописная книга



полная версия страницы