Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » О женщинах-иконописцах » Ответить

О женщинах-иконописцах

Anoha: Уважаемые форумчане,подскажите,есть ли какие-либо канонические запрещения,ограничения или тому подобное на на написание икон женщинами. Уважаемые женщины,простите Христа ради,но данным вопросом я ни коим образом не ставил перед собой цель ущемить ваше достоинство!

Ответов - 23

ANFI: Деяния Вселенских Соборов,VII В.С.- ,,искусство живописца есть занятие священное". На Руси, в Византии не было женщин-иконописцев. Дело тут не в каком-либо ,,геноциде" и ,,ущемлении прав", а месте женщины в Церкви. Хотя, если их сейчас всех отстранить от иконописания, кто иконы писать будет?

САП: ANFI пишет: На Руси, в Византии не было женщин-иконописцев. Дело тут не в каком-либо ,,геноциде" и ,,ущемлении прав", а месте женщины в Церкви. В приходских храмах (не женских монастырях) женщины и не читали, и не пели раньше...

Anoha: Но на то,что сейчас женщин-иконописцы пишут иконы-на то прямого-то запрета нет?


Андрей: А чин диаконис в древней Церкви? Наверное женщины не всегда не читали и не пели.

САП: Андрей пишет: А чин диаконис в древней Церкви? Какое тогда служение в клире исполняли диакониссы, теперь почти никому неизвестно. Впрочем, некоторые говорят, что они прислуживали женщинам при крещении, потому что мужчинам не позволительно смотреть на обнаженных женщин, крещаемых уже взрослыми. Матфей Правильник Anoha пишет: Но на то,что сейчас женщин-иконописцы пишут иконы-на то прямого-то запрета нет? Думаю, что дозволяется, ведь пелены со священными изображением они вышивали.

Андрей изограф: САП Думаю, что дозволяется, ведь пелены со священными изображением они вышивали. Совершенно верно. Я тоже некогда задавался этим вопросом, верней даже не я, а через меня уже упоминаемая зде Анфиса Москвичёва, и как понимаю речь в ветке о ней. Так вот, с этим вопросом тогда же я обратился к иноку Алимпию (Вербицкому), на что он ответил что женщины могут заниматься иконописью, т.к. вышивание пелен, покровцов, воздухов и многое подобное другое, это было всё ихъ рук дело, а это практически та же иконопись, только другой техникой и материалами. Видимо не занимались иконописью из-за сложности технико: подготовка доски, грунт, растирание красок и т.д. а так женщинам не запрещается нигде этим заниматься!

ANFI: Андрей изограф пишет: Видимо не занимались иконописью из-за сложности технико: подготовка доски, грунт, растирание красок и т.д. Вряд ли, вышивание тоже сложная техника, тонкая, и требует большого терпения. Сейчас же пишут в женских монастырях, и неплохо.

Косолапый: САП пишет: Думаю, что дозволяется, ведь пелены со священными изображением они вышивали. покровцы, пелены - это не икона, так же, как фрески с миниатюрами, на которые нельзя было молиться. Андрей изограф пишет: Видимо не занимались иконописью из-за сложности технико: подготовка доски, грунт, растирание красок и т.д. а так женщинам не запрещается ни где этим заниматься не занимались не только поэтому. Иконопись - это богомыслие. А покровец - это декор, декоративно-прикладное искусство, если угодно. Куда женщине до богомыслия? К тому же, в определенные дни женщинам нельзя ни в храм входить, ни к святые прикасаться. А теперь представьте себе артель иконописцев, которые разом на несколько дней прекращают работу. Смешно, глупо и , пардон, невыгодно. И все-таки, думаю, главное, почему нельзя на иконы, писанные женщинами, молиться - потому, что как бы профессионально не была написана такая икона, в ней будет некий соблазн слащавости (точно так же, как и в женском пении).

САП: Косолапый пишет: покровцы, пелены - это не икона Так прикладываются же к пелене на Страстной?

савин: Насколько я знаю, раньше и мужики вышивали

Косолапый: САП пишет: Так прикладываются же к пелене на Страстной да, но все-таки это не икона в прямом смысле. Икона - это как бы окно в иной мир, а пелена - символическе изображение плащаницы в нашем пространстве. То есть, прикладываясь к пелене, мы прикладываемся не к образу Самого Христа, а, так сказать, к образу подлинной плащаницы. А в иконе - нюанс другой, согласитесь, более высокий. К тому же, шитьем занимались в-основном инокини, из белиц - только из очень состоятельных семей, а таковых было немного. А сейчас каждая вторая рвется крестиком пелены вышивать.

Anoha: Андрей изограф пишет: Я тоже некогда задавался этим вопросом, верней даже не я, а через меня уже упоминаемая здесь Анфиса Москвичёва, и как понимаю речь в ветке о ней. Андрей,нет, разговор не только об Анфисе Москвичевой. Просто хочется прояснить этот вопрос. В интернете встречаются двоякие мнения по этому поводу, и что можно и что категорически нельзя,но все они на уровне домыслов,без документального подтверждения.Косолапый пишет: И все-таки, думаю, главное, почему нельзя на иконы, писанные женщинами, молиться потому, что как- бы профессионально не была написана такая икона, в ней будет некий соблазн слащавости Я лично,кстати,не считаю,что женская иконопись слащава.

Андрей изограф: Anoha и что можно и что категорически нельзя,но все они на уровне домыслов,без документального подтверждения.никакого документального подтверждения ты не найдёшь, так всё и останется на уровне домыслов.

Косолапый: Anoha пишет: Я лично,кстати,не считаю,что женская иконопись слащава. а я вообще в своей жизни иконы, писанные женщинами, видел только в книжках и интернете. Не понравилось. Андрей изограф пишет: никакого документального подтверждения ты не найдёшь, а мне кажется, должно быть. Ведь неспроста же раньше женщины не писали.

Андрей изограф: Косолапый а я вообще в своей жизни иконы, писанные женщинами, видел только в книжках и интернете. Не понравилось.а я видал в живую, целые иконостасы, понравилось! а мне кажется, должно быть.поделитесь,будем признательны!

Iwанн: Косолапый пишет: а мне кажется, должно быть. Ведь неспроста же раньше женщины не писали. Может это было само собой разумеющиеся ,посему и прямого запрета нет ? Вообще надо книги полистать , может чего найду .. Кстати , я однозначно против

Косолапый: Iwанн пишет: Может это было само собой разумеющиеся ,посему и прямого запрета нет вот-вот. Везде, где говорится про иконописцев, подразумеваются мужчины. В Стоглаве про женитьбу сказано, еще где-то про портки, про бороду и т.д. Все это относится к мужчинам. Кстати, любопытный вопрос: если мужчина-иконописец руководствуется бытовыми правилами относительно своей деятельности, то чем тогда руководствуется женщина? Ведь для нее формально и правил нет.

Косолапый: Андрей изограф пишет: поделитесь,будем признательны! вот если найду - не премину выложить. Меня давно этот вопрос интересует.

Anoha: Андрей изограф пишет: а я видал в живую, целые иконостасы, понравилось! Я,к моему глубочайшему сожалению,видел только на картинках,но то,что видел-понравилось!

А. Емельянов: Косолапый пишет: Иконопись - это богомыслие. А покровец - это декор, декоративно-прикладное искусство, если угодно. Куда женщине до богомыслия? Вот, вот. В таком "богомыслии" куда затейливее мужчина (особенно когда он берет по 10 "убитых енотов" за кв. дециметр росписи).

василий: Косолапый пишет: Везде, где говорится про иконописцев, подразумеваются мужчины. В Латвии с благословления безпоповских-поморских наставников пишет иконы женщина в г.Краслава, несмотря на то, что муж у нея магометянин и несколько попыток суицида...

Косолапый: василий пишет: пишет иконы женщина в г.Краслава если это действительно так, то жаль, что так опустились. Я слышал о многих прибалтийских иконописцах, видел их работы - вполне хорошие. Зачем они тогда до этого дела женщин допускают - непонятно..(

василий: Косолапый пишет: непонятно..( дешевизна и скорость...



полная версия страницы