Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Краски » Ответить

Краски

Елена: Вопрос: на Руси краски для иконописи добывали сами, или покупали привозные? Помоему пользовались природными минералами : охрой, киноварью, и прочим?

Ответов - 75, стр: 1 2 All

Андрей изограф: Вы правы пользовались природными минералами. Но минералы были и привозные. некоторые изъ нихъ готовили сами. Сейчас иконописцы также пользуются природными минералами

Елена: Возможно ли в средней полосе россии найти по оврагам и по рекам все краски, необходимые для иконописи? или без привозных не обойтись?

Андрей изограф: нужно понять что в иконописи есть определённый набор миниралов без которыхъ не обойтись, а остальное иконник, выберает сам


Severo: Елена пишет: Возможно ли в средней полосе россии найти по оврагам и по рекам все краски, необходимые для иконописи? или без привозных не обойтись? Не обойтись, есть краски афганские, среднеазиатские, итальянские и т. д. У нас неплохие охры...

ANFI: А в чём проблема? привозные, свои...

Severo: Елена наверное все цвета необходимые в России собрать хочет

Елена: Хочу понять как работали живописцы на Руси. Нужно для одного проекта.

Severo: Привозили, торговля же развита была с Востоком, гостей-купцов хватало, которые везли вино, шелка, специи, краски сюда...

Елена: Severo т. е. своими красками обойтись было просто невозможно?

Severo: Точно. Вот например не о красках, но о связующем для написания книг - гуммиарабике. Это смола аравийской акации, на нее клеили золото в книжных миниатюрах и т.д. С красками тоже самое.

инспектор шульц: В нашей традиции золото клали на белок. Ни одного упоминания о гуммиарабике в старых уставцах не находил. Это свидетельствует о принципиально ином подходе к золочению в византийско-русской и западных традициях. Что касаемо пигментов, то, действительно, кроме вохры , врядли что у нас в природе сыщешь. Так что довольно странно выглядят слова некоторых искусствоведов о том, что якобы наши зографы выискивали и перетерали камушки...

Severo: ну были и не только вохры, но довольно низкого качества чем те же привозные, на Урале например минералы есть. Так вот можно проследить по деревенской иконописи, как антиквары говорят "краснушкам", их скудное по цвету решение показатель того, что такие "богомазы" пользовались в основном местными минералами. Читал что лазурь даже из ниток получали путем неких манипуляций.

инспектор шульц: Я читывал работы искусствоведов по Дионисию, так вот некоторые утверждали, что неземные изображения в Ферапонтово иконник-де рисовал из пигмента, найденного на земле в тамошних окрестностях.

Severo: ээээм....вот судя по Феофану (его знаменитым фрескам), то наверное так, по краскам скудно очень...все в коричневых тонах, одни охры, светлые, золотистые, женные всячески...кстати не пробовал светлую охру на сковороде чугунной пожечь?))) хорошо порой получается

инспектор шульц: НЕ. кстати, насчет золота. Впервые в жизни увидел в продаже и сразу взял себе арменского болюса. Ежели нужно, подскажу, где.

Severo: Его же на кроликовом клее разводить вроде нужно? Я не пользуюсь им, на мордан все более

инспектор шульц: Ты чего-то путаешь. Он -- не связующее, болюс кладут при золочении по бумаге (обрезу книги) чтоб золото было жарче. Связующее всегда у нас традиционно был, повторюсь, белок. Кстати, прямая противоположность болюса -- графит. Но с ним у нас почти не работали, видно, не нравился холодный отлив золота.

Severo: инспектор шульц пишет: Он -- не связующее, болюс кладут при золочении по бумаге (обрезу книги) чтоб золото было жарче. Связующее всегда у нас традиционно был, повторюсь, белок. Болюс в иконописи применяется еще активно, на кроликовом и осетровом клее, а так же белок, ничего не путаю... Книгами то не занимаюсь...и только с покупкой последней книги решил начать пробовать потихоньку.

инспектор шульц: Он (болюс) -- в общем-то перемолотая глина. Порошочек.

Severo: инспектор шульц пишет: Он (болюс) -- в общем-то перемолотая глина. Порошочек. Ну да...я знаю. Есть желтый, красный, черный...

ANFI: инспектор шульц пишет: Ежели нужно, подскажу, где Подскажите. Золочение на болюс, т. е. на полимент... Severo пишет: ....вот судя по Феофану (его знаменитым фрескам), то наверное так, по краскам скудно очень...все в коричневых тонах, одни охры, светлые, золотистые, женные всячески... Не так. У Феофана фрески по цвету в пространстве храма по разному организованы. Это хорошо видно, если всё посмотреть, и в барабан добраться. К томуж пожар был, удивительно что сохранилось что-то.

инспектор шульц: Болюс может входить в состав полимента. Но это не одно и то же.

ANFI: Ну да. Я и писал- золочение. Болюс и входит в состав полимента, глина+клей. Кстати и связующее как раз болюс, а роль клея в полименте- чтобы не размылась глина.

о.АлександрПанкратов: Лучше не судИте:) Современная гамма росписей Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде - результат воздействия крупного пожара (веке в XVIII -м, насколько помнится). В том же храме есть участки росписей (в алтаре, особенно те, что ниже современного уровня пола) с совершенно нормальными, привычными нам по другим росписям цветами.

инспектор шульц: У нас болюс -- токмо меленький, как пыль, порошок. Просто сам по себе связующим этот порошок не может быть.

ANFI: Насчёт гаммы росписей после пожара- это старая фишка искусствоведов... Письмо фресок Феодора Стратилата, вообщем, его же артели, такое же по цвету, а пожара не было... Феофан Грек- ведь грек? и письмо его византийское, не цветовое, через графику решено. Иконы -так же.

ANFI: инспектор шульц пишет: Просто сам по себе связующим этот порошок не может быть. А связующее- клей? А зачем тогда болюс? для выравнивания? Врядли. Можно намочить кусок глины и кинуть лист золота- хрен потом отдерёшь. Каолин.

инспектор шульц: Болюс -- как подклад. Для жара золота. Без него совсем по-другому смотрится. И, потом, когда зубом обрез натираешь, болюс именно и дает нужный эффект. Обрез без болюса много теряет. А золото липнет и ко грязным рукам -- хрен отдерешь.

ANFI: Можно и на варенье золотить, хоть на сопли.... И получится. Не знаю как с бумагой, я по левкасу.

инспектор шульц: В том-то и дело, что , видно, о разных болюсах речь идет. У нас его добавляют в белок, наносят на бумагу, потом еще раз проходят уже чистым белком, потом только золотят. Видно, с кроликовым клеем его надо отдельно смешивать, когда по левкасу золотишь.

Severo: инспектор шульц пишет: Видно, с кроликовым клеем его надо отдельно смешивать, когда по левкасу золотишь Ну да...

ANFI: Вот и выяснили. Тему следует назвать- пигменты, а то всё краски, , вапы сами делали.

Severo: Илия, посмотрел фильм который на форуме иконописном толкали, там болюс под мордан наносят, для чего не в курсе?

инльцспектор шульц: Да тож, для жару.

Severo: так и пигмент просто можно красный нанести с тем же успехом. Шульц, ты специально ник каверкаешь? Поэтому и зайти не можешь.

инспектор шульц: пардон...

Severo: http://www.ikonique.org/article.php?articleId=18

инспектор шульц: "Арменский болюс. До начала процесса золочения необходимо сделать грунтовку под клей. Если клей накладывать непосредственно на обрез, большую его часть поглотит бумага. Идеальным средством для этого служит арменский болюс, красный земляной пигмент, известный с начала 16 в. Пудра достаточно тонка для того, чтобы заизолировать поверхность части блока, и добавляет дополнительное великолепие и насыщенность цвету золочения" (Дж. Митчел. Практическое руководство по отделке обреза книги. The Standing Press. стр, 40, на поле)

Severo: У тебя книга эта в электронном виде?

инспектор шульц: Откуда? В печатном, конечно. Я ж выход специально привел.



полная версия страницы