Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Икона священномучеников. » Ответить

Икона священномучеников.

САП: Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 11,3х10,7 см. Происходит из семьи егорьевских купцов-старообрядцев Кутаковых, затем — в собрании егорьевского коллекционера Г.Г. Юдина. В марте 1971 г. передана собирателем в Покровский собор. На иконе представлены выдающиеся деятели старообрядческой церкви. В центре, фронтально — протопоп Аввакум, который правой рукой, в жесте благословения, держит крест, а левой — развернутый свиток и книгу. По сторонам от него стоят диакон Феодор с кадилом в правой руке и ладаницей в левой и инок Епифаний, благословляющий правой рукой, с книгой в левой руке, покрытой мантией. По краям, на одном пространственном плане с протопопом Аввакумом, в более сильном повороте к нему — Павел епископ Коломенский и иерей Лазарь, оба с крестом в благословляющей деснице и книгой в левой руке. Вверху, в клубящихся серых облаках — полуфигура благословляющего Христа. Фон и нимбы — золотые. Небеса над Христом очерчены полукругом с цированными лучами. На полях — цированный орнамент. На одеяниях моделировка исполнена твореным золотом. Личное письмо с сильно выбеленным охрением и подрумянками. На обороте иконы, в рамке арочной формы — надпись полууставом: «Даждь намъ / Б(о)же Отче и С(ы)не единородный / Ис(у)се Хр(и)сте и С(вя)тыи Д(у)ше, подвигомъ / добрымъ подвизатися и течение доко/нчати и веру соблюдати и венецъ / oт вседержительныя ти руки прияти. / И по многихъ мученияхъ / изгнании и заточении въ Пустоозерскомъ / остроге и паки второе языки отрезаша / священномученику Лазарю и Епифанию отцу / и с(вя)щеннодиякону Феодору страдальцу и / исповеднику и руки имъ отсекли: Лазарю / по завой, Епифанию и Феодору персты отсекоша. / И паки глаголали и слово Б(о)жие исповедали. / И о истинней вере православной многь на/родъ божественнымъ писаниемъ утвердиша и / проповедаша. Нечестивыхъ же и отступниковъ / и еретиковъ в конецъ обличиша. Последи же / со отцемъ Аввакумомъ протопопомъ постра/даша от нeчестивыхъ еретиковъ никониянъ, / огню предани быша. И тако скончашася о Христе / И(су)се Г(оспо)де нашемъ, ему же слава во веки. Аминь». Ниже приписка скорописью: «См. материялы для истории раскола Субботина». Данную приписку следует, видимо, рассматривать как общую отсылку к известному изданию (Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И. Субботина. М., 1875—1895. 9 т.), а не как указание на конкретный источник текста. Рисунок фигур, трактовка условного объема, формы орнамента и краски иконы свидетельствуют о том, что она возникла в конце XIX в. http://kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?album=72&pos=141

Ответов - 34

Косолапый: Просто любопытно, где это у них "кресты в благословляющей деснице"? И почему попы изображены с длинными волосами?

САП: Косолапый пишет: где это у них "кресты в благословляющей деснице"? Ето крестное знаменье, потому и говорят "знаменуюсь крестом". Косолапый пишет: почему попы изображены с длинными волосами? Потому, что носили длинные волосы: Попа, или священника, можно узнать по длинным волосам, закинутым за уши(Джильс Флетчер «Of the Russe Common Wealth» «О Русском Государстве») конец 16в. http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus4/Fletcher/frametext5.htm

Косолапый: САП пишет: Ето крестное знаменье, потому и говорят "знаменуюсь крестом". хммм, просто странная формулировка: "с крестом в благословляющей деснице". Были иконы (особенно староверы так любили писать), где мученики двуперстным знамением как бы поддерживают крест. Я поэтому и спросил. И вообще, "в жесте благословения держит крест" - как-то не по-русски написано. М. б. написать: "правая рука в жесте благословения". Ну да ладно...


системотехник: Данная икона на гуслицкие письмена мало похожа.

mistedge: И почему попы изображены с длинными волосами Потому что, к 17-ому веку священство закинуло каноны и святоотеческие наставления. В житии протопопа Аввакума написанно, как ему отрезали его длинные волосы. А в Греции и в др. местах еще раньше, видно чтобы быть не похожими на Западное священство. Кстати тут двуперстие выглядит искусственно и не уместно. C Еванелием в руках персты должны быть сложены в "филосовский жест" (ссылку о этом жесте САП может дать). От так.

Severo: mistedge пишет: Кстати тут двуперстие выглядит искусственно и не уместно. C Еванелием в руках персты должны быть сложены в "филосовский жест" (ссылку о этом жесте САП может дать). "Ораторский жест" - это раз, во вторых святые изображались с Евангелием и без оного как с тем жестом, так и с благословляющей десницей.

Косолапый: mistedge пишет: В житии протопопа Аввакума написанно, как ему отрезали его длинные волосы. ну, про длинные волосы там ничего не написано, просто сказано, что его стригли. Но ведь это же обряд, волосы не обязательно должны быть длинными. Попы же не стиляги и не металлисты, в самом деле.. mistedge пишет: C Еванелием в руках персты должны быть сложены в "филосовский жест" вовсе не обязательно: Новгород 14 век, или еще есть другой, подписной, Никола 12 века, из того же Новгорода, тоже с Евангелием и благословением. Тут так четко не разделялось: в первом случае (с двумя перстами) - как пастырское благословение, во втором (с ораторским жестом) - как поучение от писания, "глаголы Духа", благовествование и т. д., речь короче (любопытно, что похожий жест был в певческом искусстве византии, в т. н. хирономии, и обозначал, если не ошибаюсь, начало песнопения, призыв к вниманию, нечто вроде крюкового параклита).

о.АлександрПанкратов: Есть и кон. 17 - нач. 18 вв. старообрядческая икона св. Аввакума с длинными власами, где он один, в молении, публиковалась много раз.

САП: о.АлександрПанкратов пишет: Есть и кон. 17 - нач. 18 вв. старообрядческая икона св. Аввакума с длинными власами, где он один, в молении, публиковалась много раз.

гость: Эта икона кажется с Выга. Недавно в поморской старообрядческой моленной видел икону Исповедника Павла Коломенскаго и свщмч.Авакума, так тоже с длинными власы.

системотехник: гость пишет: Эта икона кажется с Выга. На Выге так не писАли.

and: ???????

САП: and пишет: ??????? http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-4-0-00000378-000-0-0

and: Spasi Xrictoc! za ssylku po temie CAP A videl ety kKresty?: КРЕСТ Рaспятия-как неизреченный проводник божественной любви. Богословие ПРИСУТСТВИЯ http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=71204&order=&pg=0

САП: and пишет: CAP A videl ety kKresty?: Похожие видел конечно...

and: САП пишет: Похожие видел конечно... A vozmoznym takije novodely kupit' v Moskvie?

САП: and пишет: A vozmoznym takije novodely kupit' v Moskvie? Об этом лучше у Виталика (Северо) спросить, а такие старые я в продаже видел (на вернисаже в Измайловском парке), но не приценивался, зело дорого...

and:

Severo: Это еще что за фэйк????????

and: Severo пишет: Это еще что за фэйк???????? Eto moja ikona

and: A chto eto "фэйк"?

Severo: and пишет: A chto eto "фэйк"? подделка. Это твой товаришчь опять намастерил наклеив бумагу на твердую основу и поколдовав с лаками?

and: Severo пишет: подделка. Это твой товаришчь опять намастерил наклеив бумагу на твердую основу и поколдовав с лаками? Da tak sdelal ,po mojemu ochen krasivo. Kak pokoldovav?

Severo: Образ писаный должен быть такого рода, а не бумага клеенная((

and: Severo пишет: Образ писаный должен быть такого рода, а не бумага клеенная(( severo! A kak hochetsja imiet tochno takuju ikonu, to chto dielat?

and: Я считаю что важным есть как мы относимся и с каким почетом к иконе то ли на бумаге или писаной.А если кто-то влюбился в святых и данной иконе и хочет иметь точно такую то вряд ли грех ?.Po mojemu важним есть с каким почетом подходит к иконе.И называй то себе Сеvеро ментальностью никонйанскj.важным есть почет для иконы!

and: Если такая техника что пошло все вперед.Когда не было .такая техника чтобы можно иметь найкращи иконы дома и теперь ест это возмжным.Когда то антыхрыст подоспевает мы можем использовать техники в защите и закреплении православяа?

and: Kto skażhet kakij eto svjatyj na ikonie?

Severo: and пишет: A kak hochetsja imiet tochno takuju ikonu, to chto dielat? Заказать у копииста.....но смысл один в один?

and: Severo пишет: Заказать у копииста.....но смысл один в один? No to zakazuju u Tiebie!

Severo: Я копии не делал и не делаю

Павел: and пишет: Kto skażhet kakij eto svjatyj na ikonie? судя по одному персту Евтихий или иной какой монофизит.

and: Павел пишет: монофизит Ja tozhe tak dumaju

Severo: В итоге у него 4 пальца на руке всего.....просто резчик промахнулся...



полная версия страницы