Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Правила об иконописании. » Ответить

Правила об иконописании.

САП: [more]Книга Стоглав [глава 43]. «Да в царствующем же граде Москве, и по всем градом, по царскому совету, и митрополита, и архиепископом, и епископом брещи. о многоразличных церковных чинех, паче же о святых иконах и живописцех и о прочих чинех церковных, по священным правилом, и каким подобает живописцем быти, и тщание имети о начертании плотскаго воображения Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Христа. и пречистыя Его Богоматере, и небесных сил, и всех святых, иже от века Богови угодиша. Подобает быти живописцу не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу не завистливу, не пияницы, ни грабежнику, не убиицы, наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяцем опасением. не могущим же доконца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте, и во всем извещатися, и по их наказанию и учению жити в посте и в молитвах, и в воздержании со смиренномудрием кроме всякаго зазора и безчинства. и с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Iсуса Христа, и пречистыя Его Богоматере, пророк и апостол, и священномученик, и святых мученик, и преподобных жен, и святителей и преподобных отец по образу и по подобию, и по существу смотря на образ древних живописцев, и знаменати з добрых обрасцов, и аще которыя нынешния мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди хранити, и тщание о деле Божии имети. и царю таковых живописцев жаловати. а святителем их брещи и почитати паче простых человек. такоже тем живописцем приимати учеников и их разсматривати во всем, и учити о всяком благочестии и чистоте, и приводити ко отцем духовным. отец же их наказует преданию и уставу, от святителей како быти християном кроме всякаго зазора и безчинства, и тако от своих мастеров со вниманием да научатся. и аще которому открыет Бог таковое рукоделие, и приводит того мастер ко святителю. Святитель же разсмотрив, аще будет написание от ученика по образу и по подобию, и увесть известно о житии его, еже в чистоте и во всяком благочестии. по заповедем живет кроме всякаго бесчинства. абие благословит наказует, да и впредь благочестно жити, и святаго онаго дела держатися со усердием всяцем. и приемлет от него ученик той честь, якоже и учитель его паче простых человек живет, посем же святитель наказует мастера еже ему не поборати ни по брате ни по сыне, ни по ближних. аще кому не даст Бог таковаго рукоделия учнет писати худо, или не по правилом, завещанию жити, а он скажет его горазда и во всем достойна суща, и показует писание иного а не того, и святитель обыскав, полагает таковаго мастера под запрещением правильным, яко да и прочии страх приимут, и не дерзают таковая творити, а ученику оному иконнаго дела отнюд не касатися. и аще которому ученику откроет Бог учение иконнаго писма, и жити учнет, по правильному запрещению, а мастер учнет похуляти его по зависти дабы не приял чести, юже он приял; Святитель же обыскав полагает таковаго мастера под запрещением правилным, а ученик же приемлет, вящьшую честь. Аще кто от тех живописцов учнет талант скрывати, еже ему Бог дал, и учеником того по существу не отдаст таковый осужден будет от Бога - скрывшими талант в муку вечную, аще будет от самех тех мастер живописцев, или от их учеников, учнет жити не по правилом завещанию, во пиянстве, и в нечистоте и во всяком безчинстве, и святителем таковыя под запрещения полагати, от дела иконнаго отнюд отлучати. и касатися не велети, боящеся словесе реченнаго, проклят всяк творяй дело Божие с небрежением, а которыя по се время писали иконы неучася, самовольством и самочинством не по образу, и те иконы променяли дешево простым людем, поселяном и невеждам, ино тем запрещение положити: чтобы училися у добрых мастеров, и которому Бог даст, учнет писати по образу и по подобию, и тот бы писал. а которому Бог не даст и им вконец от таковаго дела престати, да не Божие имя таковаго ради писма похулится. И аще которыя не престанут от таковаго дела, таковии царскою грозою накажутся и да судят, и аще они учнут глаголати, мы тем живем и питаемся, и таковому их речению не внимати, понеже незнающе таковая вещают и греха в том не ставят; не всем человеком, иконописцем быти, многа бо и различна рукодельствия подарованна быша от Бога, имиже человеком препитатися, и живым быти, и кроме иконнаго писма. а Божия образа во укор и в поношение не давати. такоже архиепископом и епископом по всем градом и монастырем и весем и весем своих предел, испытати мастеров иконных, и их писем самим смотрети, и избрати каждому их во своем пределе живописцев нарочитых мастеров. да им приказывати на до всеми иконописцами смотрити. чтобы в них худых и безчинных не было, а сама архиепископи и епископи смотреть над теми живописцы которым приказаны, и брегут таковаго дела крепко. А живописцев онех брегут, и почитают паче простых человек, а вельможам и простым человеком тех живописцев во всем почитати, и честны их имети за то честное иконное писмо воображения. да и о том святителем великое попечение и брежение имети чтобы гораздыя иконники и их ученики писали з древних образцов и от самосмышления бы догадками божества не описывали, Христос бо Бог наш описан плотию, а божеством неописан тако же рече святыи Иоанн Дамаскин, не описуйте божества не лжите слепии, просто бо невидимо и незрительно, плоти же образу вообразуя покланяюся и верую и славлю рождьшую Господа Деву. а иже от хитрых и гораздых мастеров живописцев укрыет который талант что ему Бог дал иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужден и сокрывшими талант в муку вечную, и того ради живописцы учите учеников безо всякаго коварства, да не осуждени будете в муку вечную». Книга Стоглав [глава 41]. Вопрос: У святей Троицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Исус Христос да святая Троица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти. Кормчая старописменная [глава 144]. «Кроме святых икон, правоверному иконописцу и изуграфу ничтоже писати, ни еже есть на глумление человеком. ни зверева образа, ни змиева; ниже ино что от плежущих, или рода гмышевеска, кроме где-либо во прилучившихся деяниих, якоже есть удобно и подобно». Паки в Кормчей. «А неверным и иностранным, паче же рещи нечестивым и поганым арменом, святых икон не писати, и на сребро и злато не меняти; понеже не в почесть, но в поругание святыня предавати грех есть. не дадите бо рече святая псом». Паки в Кормчей [125]. Достойных же иконописцев и сподобльшихся таковаго святаго делательства истоваго воображения и изряднаго жительства, таковых подобает честно почитати, и посаждати их на седалищах и на вечерях близ святителей с честными людми, якоже и прочих причетников. Свидетельство из выписки Феодосия пустынника о иконном воображении. пишет. «Божественная служба, иконное воображение от святых апостол начало прият. подобает священнику и иконописцу чистым быти, или женитися и по закону жити. понеже священник служа божественными словесы составляет плоть, ей же мы причащаемся, во оставление грехов, и иконописец вместо словес начертает и воображает плоть и оживляет: имже покланяемся первообразных ради любве державне, а не служебне. и будет случится им впасти в явленныя скверны, обои неприятны. и яко же сказует седмое правило, и достоит быти священнику иконописцу свободным а не работным, и повнегда изучитися и начертати от ветхих знамении и налепок. приходит со иконою на свидетелство к патриарху, или к митрополиту, или епископу, и будет икона воображена добро свидетельствуют житие его и благословляет его иконы писати, и то благословение вместо поставления ему бывает, и жити добродетелно. А будет нехудожно воображает, и взяти понем порука, что впредь не писати ему. и учитися иному рукоделию». Из Кормчей писменой от послания Исидора пустынника, ко Евсевию епископу Полисийскому, глава 126. «От неверных иностранных римлян, и германов немец. иконнаго воображения православным христианом приимать не подобает, аще по некоему прилучаю от древних лет обрящутся в наших странах верных греческих рекше, или руских, а вообразуема будет после расколу церковнаго, еже греком с римляны. и тогда аще и зело иконное воображение есть по подобию, и хитро. поклонения же им не творити. понеже от рук неверных воображени суть. аще и по подобию, но совесть их нечистоте подлежит. о таковых бо Павел, божественный апостол. к Титу посылая сице: вся бо чиста чистым. оскверненным же и неверным ничтоже чисто, понеже осквернися их ум и совесть. Бога исповедают ведати, а делы отмещут Его, мерзскии суще и непокоривии. и всякому делу благу неискуснии. а неверным иностранным, паче же рещи нечистым и поганым арменом. святых икон не писати. и на сребро и на злато не меняти. понеже не в почесть, но в поругание святыня предавати грех есть. писано бо есть не дадите святыя псом». 6 Вселенский собор [82-е правило]:«На некоторых священных иконах изображается Агнец и указующий на него Предтеча (Иоанн), тот Агнец, который символизирует благодать и в (Ветхом) Законе нам прообразует подлинного Агнца, Христа Бога нашего. Если мы и ныне почитаем древние образы и тени по традиции Церкви как унаследованные указания и предвозвещения истины, все же предпочитаем мы предпочитаем саму благодать и саму истину, почитая их как исполнение сего Закона. Но чтобы по крайней мере на изображении это исполнение было у всех перед глазами, повелеваем, чтобы отныне на иконах на месте ветхозаветного Агнца изображались человеческие черты Христа Бога нашего, Агнца, взявшего на себя грехи мира. Ибо так мы понимаем глубину смирения Слова Божия, и так мы возводимся к воспоминанию о Его житии во плоти, Его страстях, Его искупительной смерти и чрез нее достигнутом избавлении мира». Свт. Симеона архиеп. Фесалоницкаго о латинах [его книга, глава 23]. «И святыя иконы кроме предания иным образом многажды живописуют. [ниже]; И не во образ первообразнаго и изображение, и кроме благоговения же живописуют их и украшают, еже противно святых икон есть паче. [ниже]; И еже чина неблагочестно, и отцы сие не приемлют». В Потребнике, в чине проклятия ересей латынских. «Христово распятие [пишут латыни] странно и необычно и испревращенно, висит не по подобию, и длани пригвождены, и персты не распростерты, но сжаты. а подножие пишут у креста впрямь. и во обе Христове ноги, един гвоздь вонзен. Из Полинодии Захарии Копыстинскаго [часть 2]. «О Мануйле цесарю мовлю. [ниже]; в вере православней без всяких новотин папежских стоял, чого знаменитый зовод во истории константинопольской оный, иже у единаго плебана латынскаго, не хотел целовати образа Спасова, который неправо выгофованный был; и для того не целовал, да бы ся не здал веры папежской поблажити, за которым в единости веры не был, и святостей его не почитал». От послания Фотия митрополита Московского и всея Руси во Псков, в лето 6927. «А еже на кресте имени не будет, тому не кланятися. а не поругатися ему ниже разоряти таковых». Из Летописца [лето 6981 (1473)]. «Великий князь Иоанн Васильевичь, женился вдругие, и привели к нему из Риму царевну Софию. [ниже], а с нею пришел из Риму посол Антоний от папы, несый пред собою крыжь. великий князь, и преосвященный Филипп митрополит, и весь освященный собор, и вси московстии народи, его Антония с тем крыжем, и близ царствующаго града Москвы приити не допустили; но повелеша ему крыжь той скрыти; сего ради, яко да не будет нами православными латынская вера почитаема. понеже писано есть, яко возлюбив и похвалив чюжую веру, той своей поругался есть». http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/krasn_ustav/gl_13.pdf Красный Устав. http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/krasn_ustav/gl_39.pdf [/more]

Ответов - 21

Борис: не могущим же доконца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте, и во всем извещатися, и по их наказанию и учению жити в посте и в молитвах, и в воздержании со смиренномудрием кроме всякаго зазора и безчинства. Я правильно понял, что получается иконописец должен быть обязательно монахом?

Виталий Вараюнь: Это не монахам сказано. Наставление то как раз говорит, что тот, кто не может быть иноком, должен принять законный брак, но при этом жить с воздержанием и т.п., то есть изографу подобает быть хорошим христианином =) На сколько я знаю, наши изрграфы стараются писать лишь постами.

САП: Никифора Каллиста Ксанфопула патриарха Константинопольскаго, книга, 14. учение, 9. глава, 7. Християнин: Приидох се вопросити святейшии патриарсе: како ныне видим тя осужденна на изгнание, за благочестивое святых икон почитание. и церкви Божии осквернены, и святые иконы из них изметаеми, и попираеми от ногу иконоборец. и в домех наших повелением царевым, святые иконы взимаеми и поруганию недостойну сущу предаваеми. како прочее будем не имея поклонения святым иконам, ни в церквах, ниже в домех наших. и не суть бо имея иконописца в граде нашем, овии по темницам, овии же в заточении послани, кроме онаго Игнатия иже украсив иконописанием и муссиею церкви арианския. и мним его не суть православна можем ли владыко от рук его писанным иконам поклонитися. просим о сем разрешения; Патриарх: Повелением царевым иконоборство воздвигнуто на церковь Божию и в невозможность поставлени христиане в домех их поклонятися святым иконам, понеже вси отъемлеми, и вдани на поругание, и попрание недостойное. о сем им суд по смерти, от Мздовоздателя всех Бога вы же чада ми о Господе: не буди то, иже аще и отъемлеми от вас святыя церкви со украшением святых икон: и предстателей святому олтарю лишишася. ниже при домех ваших возможно имети честные иконы: но потщитеся поне в сокровенных местех дому вашего имети святую икону, да не отступит от вас Божие покровительство. но блюдитеся убо да не Игнатием писанною приимете икону, аще и зело воображение будет по подобию, да не принесете таковей кадило и молитву. разве при пути един или три поклоны, за честь неведения писавшаго ю. подвигнетесь бодрственно поити до Дамаска в нем же рукою Божиею покрываем Кириак иконописец, муж благочестив и правды исполнен, иконы же десницею его писанные стяжите, и имейте зело сокровенне крыя да не уведят лаятели Льва арменина. и тем да не прейдет злоба последняя, горше первой. и мир да будет вам отселе, во Святом Дусе, аминь. Книга старописменная, Зиновия мниха, на листу, 989. пишет сице: Яко поведением нечист иконописец, или иноверный; и от таковых пишемые иконы неприятны, и православною церковию отметнуты. И паки от книг Никифора патриарха, книга, 17. учение, 10. глава, 7. Християнин: Како бысть, иже мнози от иконоборец принесше святые честные иконы нам за златники, и не суть повреждены видением, подобает ли взем оные поклонение творити, поне не имея освящения. что о сих творити начнем святейшии владыко; Патриарх: Велик подвиг, и велико воздаяние в день меры получит за таковое. аще едину златницу, или многи отдаст, и тем искупит святую икону от руки нечестиваго. кроме церкви же стяжать честные иконы, от руку иконописца прощаем. ибо не требуют освящения от олтаря. освящает бося первообразным, понеже свят есть, ибо молитва с еюже предстоим освящает и вапы дски. точию мыем чистою водою стяжав таковые иконы, и с этой убо меры да несходите, к мыслям развращенным, арианская мудрствующим. яко бы несть достойны поклонения святыя иконы аще не освящаются от предстателей олтаря. несть таковая учение православной церкви: суть богоборство, иже не освященных нудятся освящати: сами суще скверни умом и делом. мы же должны последовати учению вселенской церкви, не освящать святые иконы, но освящатися ими в молитвах наших. да угодим получить будущих благ, аминь. И в книге старописменной Зиновия мниха, на листу, 475. сказанно: Что икону Бог освящает. От бесед святаго Григория и Петра, книга, 3. беседа, 9. глава, 13. Петр: Хощу приити в познание учения о Павле художнике ваяния святых икон. иже церковь отриновены имеет таковыя, что се святейшии владыко; Григории: Павлом изсеченные на мраморе крест животворящии, и икона святаго апостола Петра, иже поставлени за престолом в церкви святаго апостола Петра: нами приняты и похвалами почтены, еще бо православен извая оные. ныне же отнюд достоит стерещи, да не приимем что от руку Павла онаго соделанных икон. аще и зело искусне подобие изваяи: ибо яве он содержит ересь Севирову. ниже бо и от сосуд что да будет приято к церкви, да не наругаяся приимем образ Христов, или от святых Его, насильство бо есть Божеству, да не будем богоборцы. мня да освятится молитвою церковною, аще и неправоверен изваяя. аще же и бысть сицево при Василии Велицем, самим Уалентом соделанные златые сосуды, и принесенные им в дар олтарю: и прияты бысть самим Василием Великим. но ниже в правду: но ради чести царя, и непотребни бысть в приношении ради его развращенные веры, но хранилися в ковчежце на то устроенном, до смерти Уалента. по смерти же разсечены и в горнило вложены, да соделается что иное в потребу святой церкви. тако и должны блюсти да не насильство будет святому, образ во изваянии имущему от рук иноверна. не имать бо о сем церковь обычая, ниже писания. аз же падох на нозе отца моего, и много благодарив за собеседование. и к пользам въчиних в книгах моих. Первобытная история древней России, со изследованием религии, искуства и обычаев. том, 1. часть, 2. стран. 47. искуство. И археологические акты, том, 1. часть, 4. стран.: 804. раздел, 20. то есть Киев. Собор одесятствования в Киеве, егда митрополит Иларион восхоте украсити муссиею церковь десятин еже есть Премудрости Божией Софии. прииде же во храм: и виде мастеры призванные великим князем Ярославом, от варяг. иже зело искусне украси купол внутрь храма муссиею. повеле загладити, аще и вопреки содея князю: не пощаде и злато на то потраченое. и проси князя, дабы послал варяг тех украшати домы княжеские. церкви же Божия не имут о том писания, дабы от рук не точию незнающих Бога, но и еретических не быти иконописанию ни в церквах Божиих, ниже в домех християнских. и призва князь, мастеры от Корсуня греков. и украсив церковь, не точию муссиею, и мазайкою. варягами же соделанное все загладиша: устрои храм боголепен извнутрь, и извне, мастеры греческими. http://starajavera.narod.ru/cvetnikVG.html


mihail: Друзья! Всем доброго здравия! Будучи часто в Ростов-Великом, захожу в магазинчики возле Кремля. Ну и там в основном ростовской финифтью торгуют, ну и половина её это иконы . На сколько каноничны иконы на финифти?

mihail: Вот чуть-чуть ростовской финифти 19в. http://www.icon-art.info/school.php?lng=ru&school_id=21&mode=enamel Да друзья! Вопрос больше не про изображение, а про материал?

САП: mihail пишет: На сколько каноничны иконы на финифти? Вполне, ежели рукой християнина, конечно, сработаны! Картинки никониянские неканоничны даже на финифти.

Severo: На митрах были иконы на финифти.

Sergey Sergeevich: mihail пишет: На сколько каноничны иконы на финифти? Живопись, довольно убогая, мягко сказать, и далекая весьма от иконного письма,просто картинка для детей...

mihail: Sergey Sergeevich пишет: Вот ета точно не канонична - живопись, довольно убогая, мягко сказать Сергей Сергеич привет! Да енто понятное дело не Рублев!Я вопросил о самом факте, икон на эмале.В одних источниках читаю что в Византии , да и на Руси с 11-12 века использовались для иконописи: в других что только в 18-веке что согласитесь друзья совсем другой коленкор!

Oleg23: Михаил, были в древности иконы на кости, резные.

mihail: Oleg23 пишет: Михаил, были в древности иконы на кости, резные. Привет дорогой! Тады привезу табе на следующей неделе. Я чего спрашиваю, эх, мне за столько лет столько финифти надарили, а я, дурень, переподарил были воще глаз не отведешь! Но всё равно, что-то в эмале холодное (могильное) есть.

Oleg23: Мерси, я к современному письму как-то не очень, тем паче посмотри жест благословляющий, мизинец оттопырен. Прости Христа ради. Привези лучше себя!

САП: mihail пишет: В одних источниках читаю что в Византии , да и на Руси с 11-12 века использовались для иконописи Да: http://www.arabuligallery.ge/religion/data/work/enamels.php mihail пишет: Я чего спрашиваю, эх, мне за столько лет столько финифти на дарили Дык, она ж вся никониянская небось?

mihail: САП пишет: Дык, она ж вся никониянская небось? Серег привет! Скорей всего,в большинстве случаев ента живопИсь воще никакая! и даже не баловство, а неумение, и незнание местных пикторов. Ето если Щемилову поручить фрески писать . Хотя ежели под заказ , да за приличные деньги, да у хороших мастеров, очень даже прилично могут написать.

САП: mihail пишет: Серег привет! Здорова! mihail пишет: да у хороших мастеров, очень даже прилично могут написать. Я к тому, что сама манера живописная, а не иконописная, да и сами мастера нехристи... То ли дело старые: http://www.arabuligallery.ge/religion/data/work/enamels.php

Oleg23: Подходи не скупись разбирай живопИсь.

mihail: САП пишет: Я к тому, что сама манера живописная, а не иконописная, да и сами мастера нехристи... Oleg23 пишет: Подходи не скупись разбирай живопИсь.

САП: Oleg23 пишет: Подходи не скупись разбирай живопИсь.

mihail: Други! Ежели честно то такую "кошку-копилку" дюже хочу, для интерьеру так сказать!

Oleg23: Видел в Измайлово.

Severo: "Я рисую не потому, что люблю живопИсь, а потому, что люблю рисовать" - никоны



полная версия страницы