Форум » Иконопись, резьба по дереву, архитектура, шитье, медная пластика » Крест с полумесяцем. » Ответить

Крест с полумесяцем.

САП: прп.Максим Грек. 19. О полукружии в виде молодого месяца, находящемся под крестом на церквах. Об этом знаке U, над которым водружены бывают кресты на церквах, знай, что это U есть греческая буква, называемая «ипсилон». Изображать этот знак под крестом святые отцы установили ради двух причин, насколько я могу понять. Господь в Евангелии часто говорит иудеям: егда вознесете Сына Человеческаго (Иоан. 8, 28); и опять: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому; и опять: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. 3, 14; 12, 32). По-гречески же «вознесение» («высота») называется: «υψος», начальная же буква этого греческаго слова есть: U. Этою буквою святые отцы учат нас гадательно, что крест есть «υψος», то есть, высота и слава Христова. Другое толкование таково: так как буква U по гречески означает число 400, Спаситель же крестом Своим просветил четыре страны земли, как сказано: «просветивый земная крестом и разсеянная по странам языки собрав к Себе крещением святым», поэтому, числом «4» святые отцы указывают нам на четыре части света, а сотнями, как числами совершенными, таинственно поясняют нам сокровенный смысл 100 овец, из коих, когда одна заблудилась, то Добрый Пастырь пошел отыскивать ее и, найдя, приобрел ее Себе крестом, то есть распятием Своим и животворною смертию. Так постигает мой слабый ум, а если кто может лучше объяснить, тот пусть просветит нас. http://maksim-greek.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=37&Itemid=81 Рукописная книга прп.Максима Грека: http://www.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=201&pagefile=201-0144 http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=201&pagefile=201-0144 На ету тему: http://www.ec-dejavu.net/c-2/Cross-2.html

Ответов - 37

Агния: САП пишет: Крест с полумесяцем. Зачем?

САП: Агния пишет: Зачем? Такой обычай был (?) до Стоглава.

Агния: Мало ли. Был да сплыл, не закрепился. А закрепился, так не у нас. А может и не был,а теперь выдумывают.


САП: Агния пишет: Мало ли. Был да сплыл, не закрепился. А закрепился, так не у нас. Я ету тему создал потому как тема о полумесяце на Кресте не раз подымалась на форуме, а тут наткнулся на прп.Макима Грека, где он объясняет значение полумесяца на Кресте, вот и повесил.

bereginy: По моим наблюдениям, на восстановленных храмах почему-то чаще стали устанавливать кресты именно с полумесяцем. А краешки креста оформлять в виде "лепестков". По-моему , этот вид "креста" ближе к южно-русской , униатской храмовой традиции. А еще на храмах, которые пережили раскол можно увидеть новодельные кресты, которые вписываются в сферу и симметрично закруглены в обе стороны на 4-х концах.

Евгений Иванов: Максим в Италии и Греции очень много провел. Мало по России ездил. Для нас такой Крест нехарактерен. Если староверцы на такой Крест не крестились, не нужен он нам.

Евгений Иванов: Вот старая Москва

Евгений Иванов: Господин Великий Новгород

Евгений Иванов: Вышгород

Евгений Иванов: прп.Максим Грек пишет: Изображать этот знак под крестом святые отцы установили ради двух причин Кто именно и когда?

САП: Евгений Иванов пишет: Кто именно и когда? Наверно греки ,от которых Русь веру приняла: Несомненно(?), интересующее нас явление возникло еще в домонгольский период. Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, крест с полумесяцем на куполе владимирского Дмитриевского собора (1194-1197 гг.)(новодельный?); этот крест сохраняет свою первоначальную форму. Можно было бы сослаться в этой связи и на другие древнейшие храмы, однако мы не всегда можем быть уверены, что кресты на них сохраняют древнюю форму. Такого рода крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон. Так, например, мы встречаем его на миниатюрах так называемого Служебника Антония Римлянина начала XIV в.. Федоровского евангелия 1321-1327 гг., Симоновской псалтыри второй четверти XIV в., хроники Георгия Амартола середины XIV в. , Сильвестровского сборника XIV в., Часослова 1423 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Псалтыри 1424 г. Кирилло-Белозерского монастыря, сборника до 1426 г. Кирилло-Белозерского монастыря, Лествицы конца XV в.; на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в. (Третьяковской галереи), новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. (Новгородского музея-заповедника) и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в. (Третьяковской галереи). В некоторых случаях под крестом мы находим не серповидную форму полумесяца, а омего- образную или же лилиеобразную форму. Такое сочетание может трактоваться как процветший или же как якорный крест (сочетание креста с якорем). На отношении якорного и процветшего креста к кресту с полумесяцем мы остановимся ниже (см. § 3, с. 249-252 наст. изд.); следует отметить, что простейшие формы процветшего креста и формы якорного креста могут быть трудно отличимы, и поэтому приходится рассматривать их вместе. Крест с полумесяцем можно встретить и на каменных резных крестах — Перынском кресте XIV в., кресте церкви Рождества Богородицы на Молоткове XIV в. и других ; к Перынскому кресту близок по форме бронзовый крест ХП-ХШ в. из Василёва. Равным образом мы встречаем это изображение на граффити и на актовых печатях. Отметим еще аналогичную конфигурацию на посохе апостола Петра, изображение которого представлено на Великом Сионе XII в. из новгородского Софийского собора, а также на посохе Иоанна Предтечи на миниатюре Симоновской псалтыри XIV в. Кресты такой формы распространены и в Литве, их можно видеть, в частности, на часовнях, но особенно характерны они для придорожных, памятных, поклонных и т. п. крестов. Как известно, Великое княжество Литовское образовалось в результате присоединения восточнославянских земель к исторической (этнической) территории Литвы. В течение XIII-XIV вв. южнорусские и западнорусские княжества (за исключением Галицко-Волынского княжества, Буковины и Карпатской Руси) стали частью Великого княжества Литовского. Вплоть до XIV в. большое число литовцев были язычниками, в то время как русское (восточнославянское) население исповедовало православие; соответственно, первыми христианскими храмами на территории Литовского государства были православные церкви. После официального крещения Литвы в конце XIV в. (явившегося следствием Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1385 г.) православие здесь вытесняется католичеством . Следы древнейшего русского влияния обнаруживаются как в литовской христианскои терминологии, так, возможно, и в форме литовских крестов. Таким образом, русские и литовские кресты с полумесяцем могут иметь общее происхождение. http://www.ec-dejavu.net/c-2/Cross-2.html монета крестоносцев

Агния: Раз есть крест, нужно и крестное знамение под стать. Выбирайте любое ,спаси вас Бог.

САП: Агния пишет: Раз есть крест, нужно и крестное знамение под стать. Выбирайте любое . Спаси вас Бог. По пр.Максиму Греку вот такое:

Агния: САП пишет: По пр.Максиму Греку вот такое: Слава Богу .

Прасковья: У меня такой вопрос, крест с полумесяцем бывает только четырехконечный? И еще мусульманский полумесяц, что означает?

САП: Прасковья пишет: И еще мусульманский полумесяц, что означает? прп.максим Грек пишет: Об этом знаке U, над которым водружены бывают кресты на церквах, знай, что это U есть греческая буква, называемая «ипсилон». Изображать этот знак под крестом святые отцы установили ради двух причин, насколько я могу понять. Господь в Евангелии часто говорит иудеям: егда вознесете Сына Человеческаго (Иоан. 8, 28); и опять: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому; и опять: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. 3, 14; 12, 32). По-гречески же «вознесение» («высота») называется: «υψος», начальная же буква этого греческаго слова есть: U. Этою буквою святые отцы учат нас гадательно, что крест есть «υψος», то есть, высота и слава Христова. Другое толкование таково: так как буква U по гречески означает число 400, Спаситель же крестом Своим просветил четыре страны земли, как сказано: «просветивый земная крестом и разсеянная по странам языки собрав к Себе крещением святым», поэтому, числом «4» святые отцы указывают нам на четыре части света, а сотнями, как числами совершенными, таинственно поясняют нам сокровенный смысл 100 овец, из коих, когда одна заблудилась, то Добрый Пастырь пошел отыскивать ее и, найдя, приобрел ее Себе крестом, то есть распятием Своим и животворною смертию.

Виталий Вараюнь: Ну если Христос - солнце, то лжехристы это -...

САП: Виталий Вараюнь пишет: то лжехристы это -... Тьма

Агния: Луна

Агния: И звезды

alexa: Виталий Вараюнь пишет: Ну если Христос - солнце, то лжехристы это -... Агния пишет: Луна Ну всё верно: противостояние солнечной религии - Христианства и лунной - Мусульманства.

САП: alexa пишет: противостояние солнечной религии - Христианства и лунной - Мусульманства. Солнце - Христос, Луна - Церковь (отражает Его Свет)

alexa: САП пишет: Солнце - Христос, Луна - Церковь alexa пишет: противостояние солнечной религии - Христианства и лунной - Мусульманства Я - о родстве обрядовой стороны ислама с лунными религиями язычников: символизм, календарь, "звездочётство".

Законник: Феодор Студит: "Ныне воздается поклонение святому кресту и возвещается воскресение Христово, ныне чествуется древо, даровавшее нам жизнь, и весь мир возбуждается к славословию, ныне совершается празднество в память трехсоставного креста, и все четыре страны мира призываются в радости проводить празднственный день сей." http://www.pagez.ru/lsn/0221.php 60:13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Законник: Иоанн Дамаскин: "Сила же Божия есть слово крестное, или потому, что через него открылось нам могущество Божие, т.е. победа над смертью, или потому, что как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божиею держится высота и глубина, длина и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь." http://www.pagez.ru/lsn/0233.php#011

Георгий Н.: Четырехконечный крест - одна из самых основных форм иконографии Господа, символической иконографии. Для более полного ее понимания нужно учитывать кафолический характер веры Христовой (кафолический - значит "соборный", так в Символе веры. Здесь "соборный" - это не о "вселенских соборах" речь, а о Евхаристическом собирании во Христе начатков всей твари; если помним, в наших богослужебных песнопениях очень часто поется о "спасении человека", т.е. все-человека Адама, всего человечества, а значит - всей твари "под Главою Христом". Основная мысль при этом: Царство Божие, оБожение). Поэтому уже ап. Павел и ранние отцы говорят о "глубине, широте и долготе" (сакральные основы мироздания) как о впервые познанных адекватно лишь во Христе. Т.е., о том, что истинный Смысл всего - Распятый. Эта мысль с первых времен христианства нашла иконографическое выражение в форме четырехконечного креста, уже за многие тысячелетия до Рожества Христова, даже, думаю, от начала истории известной человеку как самый фундаментальный символ Первоначала, Блага, Жизни (Крестообразные фигуры найдены среди наскальных изображений, датируемых палеолитом; крестообразный план имеют древнейшие святилища, например, Аркаим; кресты изображались на саркофагах древнего Египта; крестообразный план имеют буддийские ступы в Санчи и Боробудуре; индейские пирамиды Мезоамерики тоже крестообразны в плане. К этому добавим: мавзолей Тадж-Махал, расположение минаретов вокруг мусульманских мечетей; постройки, найденные в тундре, из бивней мамонтов и китовых костей, символика шаманского бубна... и многое-многое другое, всего не перечесть. Одним словом, "не ведая, чтили" (Деян 17, слова Павла в Ареопаге перед Афинскими философами)). Итак, Истинное Первоначало, Истинное Благо, Истинная Жизнь - Христос, Слово Отчее. Есть прекрасное слово Златоуста о том, что Бог Истинный "все это" - то есть всякое поклонение всякого народа - "отнес к Себе" во Христе. Изображения четырехконечного креста в христианской иконографии, как уже сказано, встречается уже в самые ранние времена, в катакомбах, и далее только развиваются (на Руси - до 16 века). Что касается "креста с полумесяцем", то "победа над мусульманством" здесь фигурирует менее всего, если вообще фигурирует. А вот "царский знак", цата - очень может быть. Нагрудный знак царского достоинства и вообще сакральный знак - цата - известен во многих древних культурах (включая древний Египет, Шумер, Индия, шаманские культы). Иногда он также имеет форму дуги. Есть предание, которое говорит, что, когда имп. Константин стал христианином, он снял со своих одежд золотую цату и водрузил ее на обретенное Еленой орудие Страстей. Максим Грек толковал этот знак как греческую букву "юпсилон" ("ипсилон"), первую в греческих словах, переводимых на русский как "высота", "Вышний", "вознесение". И толковал он это не потому, что "научился у еретиков", а потому что просто пребывал в самом что ни на есть естественном контексте Православия, кафолической веры Христовой. Мысль Максима: Воскресший (и вознесенный) Христос, дарующий Св. Духа, царствует во славе. Еретично? Древний христианский символ корабля с мачтой также может быть взят в качестве прообраза православного креста, - в таком случае дуга под крестом будет образом "корабля Церкви", лодки с учениками Христовыми, в которой Он, Царствующий, присутствует в дарах Духа. Лодка, "корабль", - тоже весьма распространенный символ многих древних культур: нередко тот или иной бог из того или иного пантеона путешествует, по мифу, в небесной лодке. В лодку, выдолбленную из одного ствола священного дерева, полагали мертвеца туземцы, чтобы сопроводить его вниз по священной реке в страну мертвых, вернее, в иной мир, в иную жизнь. А ведь и здесь - богатая символика, глубокая мысль - откуда, из какого Опыта? Лодка из единого ствола (известное Сунгирское захоронение, датируемое современными методами около 50-ти тыс. лет назад, также содержит саркофаг, выдолбленный из огромного дерева) - значит, человек погружен в Древо Жизни - исконое чаяние, никогда не оставлявшее человека. Какая Сила все время удерживала и управляла всеми культурами на протяжение всей истории (хотя культуры могли и не подозревать ничего - "не ведая, чтили")? Наконец, лодка - это символ спасения: маленькая лодка, остающаяся на плаву в водной стихии - знак присутствия Того, Кто невидимо владычествует всякой стихией и Сам несет маленькую лодку, как "лукошко", не давая ей утонуть или опрокинуться (Ноев ковчег, новорожденный Моисей в лукошке в водах Нила, наконец, ученики на водах Геннисаретского озера). Таким образом, можно сказать, что все из перечисленных толкований подходят к описываемой форме креста. Несомненно, перед нами - свидетельство о Промысле Божием, который проявлен, в данном случае, в какой-то фундаментальной парадигме, заложенной в самые глубины Богозданного мироустройства и Богозданного же человеческого сознания.

Законник: Стоглав, Вопрос 8: "Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвилсимы."

Законник: Иоанн Златоустый: "Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честного и животворящего креста. Ведь крест, с его четырьмя концами, означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет." http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_67.htm

Severo: Законник пишет: Иоанн Златоустый: "Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честного и животворящего креста. Ведь крест, с его четырьмя концами, означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет." Новодельная какая-то цитата. В старых книгах было бы хотя бы "честнаго" и "животворящаго" . Да и "крест с четырьмя концами" звучит странно.

Законник: Тертуллиан. К язычникам 12. Однако и те, которые утверждают, что мы - крестопоклонники, также оказываются жрецами креста. Ибо крест - это деревянный знак, но ведь и вы почитаете то же вещество вместе с изготовленными из него изображениями. И человеческие фигуры свойственно изображать как вам, так и нам - каждому свои. Впрочем, несущественны детали, когда суть одна и та же, несущественен облик, когда и там и тут это - тело Бога. Но если здесь и возникает какое-то несходство, то скажите мне, чем отличаются от ствола креста Паллада Аттическая и Церера Фаросская, первая из которых представляет собой лишенный образа грубый кол, а вторая - бесформенный деревянный идол? Да всякий установленный вертикально столб представляет собой часть креста, и даже большую его часть. Правда, нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения. http://www.pagez.ru/lsn/0050.php

Законник: Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма О кресте Мы, составляющие образ креста из двух древ, когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что поклоняемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ креста, считать их древами не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что мы почитаем не древо, но образ креста [См. св.Иоанна Дамаскина, гл.84, и св.Кирилла Александр. отв. Антиоху.]. http://www.pagez.ru/lsn/0360.php

Гусляк: Крест с центрального купола Софийского собора в Новгороде.

Aleksey: О деревянной Софии Новгородской http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches

вячеслав: Знатоки , а что означает голубь и шары по краям ?А то домыслы про полумесяц как -то неубедительно .

о.Ал-др Панкратов: Крест на Св.Софии поздний, 19-го века. Древние были, судя по иконам и миниатюрам (см. здесь же выше), другой формы. ВОСЬМИКОНЕЧНЫЕ. А голубь старинный. Обозначает пребывание Св.Духа. Ещё такой есть на Димитриевском соборе во Владимире (см. заглавное фото темы). И,конечно,ещё были.

Гусляк: о.Ал-др Панкратов пишет: Крест на Св.Софии поздний, 19-го века. Древние были, судя по иконам и миниатюрам (см. здесь же выше), другой формы. ВОСЬМИКОНЕЧНЫЕ. А голубь старинный. Обозначает пребывание Св.Духа. Ещё такой есть на Димитриевском соборе во Владимире (см. заглавное фото темы). И,конечно,ещё были. Интересно. Нужно будет узнать поточнее.

Гусляк: Пять крестов и голубь - XXI века (замена при реставрации в 2005-2007гг. крестов установленных при реставрациях 1944-1947гг и 1893-1900гг (с купола лестничной башни)); центральный крест - ХХ века (реставрация 1944-1947гг). Подлинный крест центральной главы с голубем (1893-1900гг), вернувшись в 2004г. из испанского "плена", установлен перед алтарём Софии. Изначальную форму крестов Софии середины XI века вряд ли, ввиду многочисленных перестроек, возможно установить. Архимандрит Макарий в своём "Археологическом описании Новгорода и окрестностей" (1858г) описывает кресты примерно так: осьмиконечные, с крестиками на оконечностях и с полулуниями под ним в ознаменование первенства креста Христова над язычниками и магометянами.



полная версия страницы